Время бежит, и в автомобилях появляется все больше навигаторов, регистраторов, смартфонов и других систем, которые позволяют определять скорость автомобиля с использованием систем глобального позиционирования (GPS и/или ГЛОНАСС).
И чем больше водителей ездит с этими системами, тем больше они обращают внимание на тот факт, что с увеличением скорости, увеличивается разница между показаниями скорости штатного спидометра автомобиля и дешевенького китайского навигатора/регистратора и т.п.
Разумеется, возникает вопрос: а какому прибору, собственно, верить? Который из них показывает правильно, а какой врет?
Разбору этой темы и посвящена эта заметка. Она очень подробная и длинная, но кто хочет знать тему глубже, может убить полчаса и прочитать ее всю. Для тех кому лень читать длинную заметку, скажу коротко и просто:
ЧТО ТОЧНЕЕ: СПИДОМЕТР или НАВИГАТОР? Автомобильный навигатор (или любая система GPS) всегда показывает более точные значения скорости, чем любой автомобильный спидометр.
При этом следует понимать, что GPS тоже показывает не идеально точную скорость!
То есть, любая, даже самая дешевая GPS-ка, всегда покажет скорость ближе к реальной, чем штатный автомобильный спидометр. Особенно это будет заметно при увеличении скорости. Но при этом, скорость измеренная GPS тоже будет не идеально точной.
Почему так происходит, и от чего это зависит, и рассмотрено ниже.
И пусть не спешат кидаться в автора камнями владельцы дорогих и самых современных авто, мол, не может в моей дорогой и современной машине от известного мирового производителя, спидометр врать! Это же не «Лада» какая! Это все происки китайцев сделавших дешевенькую GPS которая ничего не может измерить точно!
Расстрою вас. Спидометр в любой машине (независимо от ее марки, модели, цены), не просто может, а должен «врать», причем, обязательно в сторону завышения скорости. Всегда. В противном случае он будет считаться неисправным.
Эти требования определены документами регламентирующими производство автомобилей (вернее, спидометров к ним). Да и сами автопроизводители всегда перестраховываются (исходя из стандартных инженерных соображений).
В частности, требование к введению в спидометры поправки завышающей скорость, для мировых производителей определяется требованием ЕЭК ООН №39 (которое много лет работало и в России под видом ГОСТ Р41.39-99), а в РФ после 2019 года — это требование определено ГОСТ 12936-2017.
Подробно эти документы, а также ходы производителей авто разобраны ниже по тексту этой заметки. Там же приведены ссылки на сами документы и выдержки из них.
Кроме того, сами принципы измерения скорости с помощью спидометра и GPS, абсолютно разные.
Если говорить в общем, то спидометр определяет скорость с помощью датчиков измеряющих обороты либо вторичного вала коробки, либо оси привода ведущего колеса, а также его показания также зависят от ряда внешних параметров (например, от размера установленной на авто резины), что приводит к возникновению погрешностей измерения.
А любой приемник GPS определяет скорость только по скорости изменения текущих координат (отбрасывая все прочие факторы), и просто показывает скорость «как есть». Кроме того, точность показаний скорости GPS не регламентирована ничем, кроме алгоритма ее расчета в самом приборе.
Да, у GPS тоже есть ряд факторов влияющих на точность ее измерений (количество видимых спутников, нестабильность сигнала, помехи атмосферные, и т.п.), и скорость она показывает тоже не идеально точную.
Но у GPS нет главного искажающего измеряемую скорость фактора: ни один документ не устанавливает каких-либо рамок по точности показаний скорости GPS, т.е. какую скорость она рассчитала — такую она и покажет (в отличие от спидометра).
В общем, на измерения спидометра влияет гораздо больше внешних факторов (включая завышающие поправки определенные требованиями документов и внесенные в прибор производителем), чем на измерения скорости GPS.
Поэтому собственно и скорость определенная по GPS (любой), всегда будет точнее (правильнее, ближе к реальной, но не идеально точной), чем скорость определенная по автомобильному спидометру.
При этом, в нормальной ситуации (при исправном спидометре) скорость определенная по GPS всегда будет чуть ниже скорости по спидометру, и с увеличением скорости, эта разница будет увеличиваться.
Это нормально. Так и должно быть.
И происходит это отнюдь не потому, что GPS скорость занижает (не занижает она ничего), а именно потому, что спидометр* всегда скорость завышает (и чем она выше — тем больше он ее завышает), так правила предписывают делать (см. документы и пояснения ниже).
[…]
Подробнее