Страхование перевозчика за причинение вреда жизни здоровью

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страхование перевозчика за причинение вреда жизни здоровью». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Страхование ответственности перевозчика предполагает компенсации при нанесении вреда жизни и здоровью пассажиров и ущерба их багажу. Основной его объект – защита интересов пассажиров. Риски также включают в себя ущерб, что был нанесен третьим лицам, находящимся рядом с транспортным средством.

ВАЖНО! Полис не распространяется на неприятные ситуации, которые произошли с пассажирами вне транспортных средств. Поэтому этот вид страхования относят к гражданской ответственности перед третьими лицами. Даже если водитель не является виноватым в причиненном ущербе, ответственность все равно лежит на перевозчике.

Перевозчик должен предоставлять следующие данные:

  • наименование страховой компании, ее местонахождение;
  • номер, дата и длительность действия страхового договора.

Эта информация должна размещаться на сайте перевозчика, в месте продажи билетов и в самом транспорте.

При несоблюдении правил предусматриваются следующие штрафы:

  • до 1 млн. рублей при отсутствии полиса (для должностного лица – до 50 тыс.)
  • до 30 тысяч рублей за отсутствие данных о страховом договоре (до 3 тыс. для должностного лица).

В случае нарушения обязательств со стороны перевозчика предусматривается ответственность по статье 11.31 КоАП.

Страховка ответственности перевозчика покрывает риски, связанные со следующими обстоятельствами:

  • Травмирование, ранение либо гибель одного либо нескольких пассажиров, пребывающих на транспортном средстве при аварии или ином событии, связанным с использованием транспорта страхователем.
  • Потеря либо частичное повреждение багажа независимо от его вида ввиду событий, предусматриваемых законом.
  • Потеря, недостача, полная утрата либо повреждение груза, переданного для доставки.
  • Нарушение сроков, определенных для доставки людей или грузов в место назначения (если причина включена в перечень оснований для компенсации).
  • Нарушения при выдаче: безосновательные задержки, отсутствие необходимой документации, подтверждающей право получателя забрать доставленный груз.
  • Неправильная засылка отправления груза.
  • Увечья и смерть людей, что находились рядом с транспортным средством страхователя, потеря чужого имущества ввиду неправильной эксплуатации транспорта, который был застрахован.

В указанных случаях страховщик должен компенсировать ущерб всем пострадавшим из-за страхователя.

Пассажирам всех видов транспорта повысят компенсации за аварии

Принят Государственной Думой 25 мая 2012 года

Одобрен Советом Федерации 6 июня 2012 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее также — обязательное страхование), определяет правовые, экономические и организационные основы этого вида обязательного страхования, а также регулирует отношения, возникающие в связи с возмещением вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, при перевозках внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном), а также устанавливает порядок возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном.

3. В отношении перевозок пассажиров внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном) настоящий Федеральный закон применяется с учетом особенностей, установленных статьей 31 настоящего Федерального закона.

4. Настоящий Федеральный закон не применяется к перевозкам легковыми такси.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров

1. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Другие федеральные законы применяются к отношениям по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Какие права есть у потребителя в связи с возникновением ДТП или при причинении вреда на транспорте по иным причинам

Потребители, которые являются пассажирами и пользуются транспортными услугами (независимо от того, оплачивали они перевозку самостоятельно или за них внесло такую плату третье лицо) имеют право на безопасность перевозок. В случае, если случилось ДТП и/или пассажиру, его имуществу причинен вред, потребитель имеет право:

— Требовать возврата или снижения стоимости перевозки;

— Требовать возмещения убытков в полном объеме, связанных с оказанием услуги ненадлежащего качества (юридические услуги, платные услуги связи, услуги перевозки, медицинские услуги и т.п.);

— Требовать выплаты страхового возмещения за причинение вреда жизни или здоровью, а также вреда, причиненного имуществу

— Требовать компенсации морального вреда;

— Требовать рассмотрения и удовлетворения своей претензии (требований) в 30-тидневный срок (при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).

2. Что делать при возникновении ДТП или при причинении вреда на транспорте по иным причинам

  • Если вред был причинен в результате ДТП, настаивать на вызове уполномоченных сотрудников ГИБДД для надлежащего оформления происшествия.

Если был причинен вред здоровью (в зависимости от тяжести причинённого вреда):

— дождаться приезда бригады скорой медицинской помощи,

— или обратиться к водителю для транспортирования Вас в ближайшее лечебное учреждение,

— или самостоятельно незамедлительно обратиться в медицинское учреждение для оказания медицинской помощи (при незначительных повреждениях), проинформировав об этом водителя или перевозчика.

  • При наличии возможности провести фото и/или видеофиксацию- места в салоне транспортного средства, где был причинен вред, а также причиненные травмы или ущерб имуществу. Обменяться контактными данными с пассажирами или свидетелями ДТП. Это поможет доказать факт произошедшего события при последующих разбирательствах.
  • В возможно короткие сроки обратиться по телефону к перевозчику, проинформировать его о произошедшем событии и причиненном вреде и получить информацию о сроках подготовки перевозчиком документа о произошедшем событии и месте его получения.
  • В возможно короткие сроки обратиться в страховую компанию, проинформировать о произошедшем событии и получить инструкции о дальнейших действиях.
  • Подготовить и подать претензию перевозчику (учитывая право на заявление требований, указанных в пункте 1 Памятки).

3. Обязательное страхование ответственности перевозчика

В соответствии с Федеральным законом от 14.06.2012 № 67-ФЗ перевозчик независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира. Данная норма закона означает, что каждый гражданин, который воспользовался услугами перевозки, застрахован и при получении травмы имеет полное право требовать денежную компенсацию. Стоит отметить, что действие указанного закона не распространяется на перевозки легковыми такси, поскольку при причинении вреда в процессе использования данного вида транспорта действует полис ОСАГО.

Стоит сказать о том, что перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о застраховавшей его организации, указав наименование, место нахождения, почтовый адрес и номер телефона страховщика, также, до сведения пассажира должна быть доведена информация о договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия). Указанная информация размещается во всех местах продажи билетов или на билете либо на официальном сайте перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

После получения информации о страховой компании, с которой у перевозчика заключен договор, потерпевший может обращаться за страховой выплатой.

Все документы о произошедшем событии (например, ДТП) составляется перевозчиком в отношении одного (каждого) потерпевшего в результате произошедшего события, поэтому потребитель освобожден от необходимости сбора и предоставления в страховую компанию большого комплекта документов.

4. Размеры страховых выплат

В договоре обязательного страхования (который заключает перевозчик) страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:

1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем 2 025 000 рублей на одного пассажира;

2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем 2 000 000 рублей на одного пассажира;

3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем 23 000 рублей на одного пассажира.

Пассажир – лицо, признаваемое пассажиром транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами, а также ребенок, перевозимый бесплатно или по льготному тарифу с предоставлением или без предоставления отдельного места в транспортном средстве.

Перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки пассажиров, в том числе по договору фрахтования (независимо от того обстоятельства, являются ли они перевозчиками по договору перевозки или осуществляют перевозку фактически).

Потерпевший – пассажир, жизни, здоровью, имуществу которого при перевозке причинен вред.

Выгодоприобретатель – потерпевший либо в случае его смерти лица, имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего (кормильца), при отсутствии таких лиц – супруг, родители, усыновители, дети умершего, лица, у которых потерпевший находился на иждивении, а в отношении возмещения необходимых расходов на погребение потерпевшего – лица, фактически понесшие такие расходы.

С 1 января 2013 года на территории РФ действует Федеральный закон № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков

Страховой случай в контексте ОСГОП это не только крупномасштабная катастрофа на транспорте. Это любой вред, нанесенный вашим пассажирам или их имуществу.

Обязательное страхование удобно тем, что оно жестко регламентировано действующим законодательством. Следовательно, страховая сумма по любой программе страхования не может быть менее 23 тысяч рублей. Это сумма, начисляется за причинение вреда имуществу. Она минимальная. Закон рассматривает и другие ситуации:

  • Минимум 2 млн. рублей за причинение вреда здоровью.
  • Минимум 2 миллиона 25 тысяч рублей за причинение вреда для жизни.

Номинальная сумма рассчитана на 1 человека. Страховая выплата может быть больше, но ниже установленного предела в законе об обязательном страховании, сумма быть не может. В объем страхового покрытия не входят ситуации, когда авария на транспорте была спровоцирована в корыстных целях. Кроме того, есть стандартный список исключений (забастовки, военные действия, радиационное загрязнение или заражение и т.п.).

При необходимости вы можете добавить исключения в список рисков. Стоимость полиса увеличится. Программа страхования не предполагает выплат за инсценировку ДТП. Все остальные риски включить в пакет страхового покрытия можно.

Необходимость приобретения страховки ОСГОП при эксплуатации личного (принадлежащего физическому лицу) автобуса зависит от целей этой эксплуатации. Так, если на нем осуществляется безвозмездная транспортировка друзей и знакомых либо членов семьи, то приобретение полиса не требуется. Если же автобус служит для перевозки пассажиров за деньги, то наличие ОСГОП становится обязательным. В противном случае при нанесении увечий или другого ущерба своим пассажирам водителю придется выплачивать компенсацию из собственного кармана.

Размер страховой компенсации зависит от произошедшего страхового случая:

  • смерть пассажира – компенсация составляет до 2 025 000 рублей, а ее выплата осуществляется в пользу родственников погибшего;
  • ущерб здоровью пассажира – лимит компенсации в этом случае равняется 2 000 000 рублей;
  • имущественный ущерб (повреждение вещей, принадлежащих пассажирам, во время их перевозки) – компенсация может доходить до 25 000 рублей.

Более точный размер компенсации может быть определен комиссией на основании конкретного ущерба, полученного гражданином. Так, к примеру, оцениваются следующие типы повреждений:

  • повреждение глаза (эрозия роговицы травматического характера) – 100 000 рублей;
  • проникающее ранение – 100 000 рублей;
  • перелом носа (в том случае, если при лечении проводились операции либо выполнялась фиксация) – 200 000 рублей;
  • повреждение барабанной перепонки, ставшее результатом прямой травмы – 100 000 рублей;
  • разрыв нервных стволов конечностей (рук либо ног) – 400 000 рублей;
  • сотрясение мозга различной тяжести (если впоследствии проводилось лечение в амбулаторных условиях не менее 10 суток) – 60 000 рублей;
  • перелом костей свода черепа – 300 000 рублей.

При получении пассажиром комплексных повреждений компенсация за лечение рассчитывается следующим образом: все указанные в эпикризе травмы переводятся комиссией в процентное соотношение от общего количества повреждений (100%), после чего полученные величины умножаются на 2 000 000 рублей (то есть на максимально возможный размер компенсации).

Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) для большего удобства перевозчиков и проверяющих их лиц (инспекторов Транспортного надзора) запустил приложение “Калькулятор ОСГОП“. Программа обладает интуитивно понятным интерфейсом и позволяет практически моментально и в режиме онлайн рассчитать точную стоимость будущего страхового полиса. Кроме этого, калькулятор имеет функцию личного кабинета и сохраняет все расчеты, которые будут доступны при дальнейших обращениях к нему (например, при новом оформлении полиса в следующем году).

Доступ к программе могут получить как все автотранспортные предприятия, занимающиеся перевозкой пассажиров, так и транспортные инспекторы. Последние могут с ее помощью проверить актуальность сведений, касающихся конкретного перевозчика, а также установить факт незаконно сбереженных на страховке средств, которые в дальнейшем могут быть взысканы с компаний-нарушителей в государственную пользу.

Обязательный договор со страховщиком пассажир заключает в момент приобретения билета. Добровольный же – только по собственному желанию. Сделать свой выбор можно при покупке билета в транспортной кассе, либо воспользоваться услугами другого страховщика.

Только обязательное страхование пассажиров перевозчиком

подразумевается автоматически, для чего у транспортной компании имеется договор ОСГОП. Добровольное пассажиры оформляют самостоятельно, пользуясь посредничеством перевозчика или обращаясь прямо в офис страховщика, стремясь повысить сумму компенсации при наступлении несчастного случая в поездке. Страховщиком в обоих случаях может выступать один оператор или несколько на усмотрение перевозчика и пассажиров.

«ПРОГРЕСС страхование» сотрудничает с ведущими операторами России, предлагающими договора страхования пассажиров перевозчиком

на различных условиях.

ОСГОП-2020: основные планы и готовящиеся изменения

Пакет предложений компании по ОСГОП охватывает следующие категории пассажирских перевозок:

  • автомобильные;
  • городским электротранспортом (трамваи, троллейбусы);
  • железнодорожные;
  • водные;
  • авиа.

При выборе необходимого продукта, например, страхования жизни пассажиров

, клиент в «Ингосстрах» получает всестороннее сопровождение от момента выбора подходящей программы до урегулирования обращений держателей страховок.

  • Авиакомпании
  • Аэропорты
  • ТОиР
  • Деловая авиация
  • Промышленность
  • Вертолеты
  • Новости
  • Аналитика
  • Блоги
  • Обзор прессы
  • Мнения
  • Интервью
  • Фотогалереи
  • Официальные документы
  • Пресс-релизы
  • Программа Sukhoi Superjet 100
  • Программа МС-21
  • Семейство Ан-148/158
  • Сверхзвук в ГА
  • Статистика
  • Тест-полеты, оценки эксплуатантов
  • Все темы >>

ОСГОП — обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажирами

  • Аэрофлот
  • Трансаэро
  • Uzbekistan Airways
  • Катэкавиа
  • Авиа Групп
  • Антонов
  • Климов
  • Новапорт
  • Все компании >>
  • Премия «Крылья России»
  • МАКС
  • NAIS&CA
  • JetExpo
  • HeliRussia
  • Важнейшие события
  • Другие мероприятия

Как известно, таксомоторы — единственный вид наземного пассажирского транспорта, оставшийся за пределами закона об обязательном страховании ответственности перевозчиков, действующего с 2013 г.: если жизни или здоровью пассажира такси причинен ущерб, рассчитывать сегодня граждане могут лишь на компенсацию в рамках закона об ОСАГО, которая вчетверо меньше предусмотренной законом об ОСГОП и составляет лишь 500 тыс. руб.

По данным ГИБДД, в 2019 г. в России число дорожно-транспортных происшествий с участием автомобилей такси выросло в годовом сравнении в полтора раза.

Усиление страховой защиты для пассажиров такси давно стало настоятельной необходимостью. Так, в октябре 2018 г. был внесен в Госдуму и даже принят в первом чтении законопроект о внесении поправок в закон об ОСАГО, касающихся увеличении этой категории страховых выплат до 2 млн. руб.

Однако инициатива, которая могла бы нивелировать неравенство выплат, была отклонена: ее рассмотрение приостановили под предлогом ожидания базового закона, регламентирующего деятельность перевозчиков такси.

К сожалению, этот важный законопроект оказался настолько трудоемким и сложным, что его обсуждение продолжается и по сей день. Дело в том, что в нем попытались одновременно:

· сформулировать ответственность всех участников договора перевозки;

· обрисовать полномочия контролирующих органов;

· ввести понятие агрегатора и установить требования к водителям.

В частности, выдающий лицензии орган и агрегатор объявляются ответственными за то, чтобы водители такси прошли аттестацию, имели бы российские водительские права и опыт вождения от 3-х лет, не имели непогашенных судимостей и т.п.

Также закон предусматривает создание реестра водителей такси для проверки наличия лицензии, а главное — внесение изменений в КоАП РФ (штраф за отсутствие у перевозчика такси полиса ОСГОП, норма о недопуске такого водителя к пассажирским перевозкам даже при наличии лицензии).

Как отмечают специалисты, особую сложность представляет именно распределение ответственности между непосредственными поставщиками услуги перевозки и агрегаторами. При этом суды уже обозначили свою позицию, выбирая солидарную ответственность.

В этих условиях страховщики считают, целесообразным скорейшее принятие законопроекта, распространяющего на пассажиров такси положения закона об ОСГОП.

Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика пассажиров

Если организация перевозит сотрудников на собственном автобусе, то перевозчиком с точки зрения рассмотренных выше законов она не является. Билеты при этом не выдаются, а договор фрахтования не заключается.

То есть страховка ОСГОП не требуется.

Нужно ли ОСГОП на личный автобус?

В данном случае все зависит от того, для чего фактически используется автобус. Если водитель на автобусе возит свою семью или друзей, то перевозчиком он не является и ОСГОП не нужно.

Если же водитель использует автобус в коммерческой деятельности (возит пассажиров за деньги) и не имеет ОСГОП, то в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажиров он будет выплачивать компенсацию из собственного кармана. Статья 5 закона:

3. Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Нужно отметить, что закон «Об ОСГОП» предусматривает довольно крупные выплаты при причинении вреда жизни или здоровью (они рассмотрены ниже). И если водителю придется возмещать ущерб самостоятельно, то это вполне может «поставить крест» на его бизнесе по перевозкам.

Рассмотрим статью 8 Федерального закона:

2. В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:

1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира;

2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира;

3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.

Итак, закон не устанавливает единых тарифов по выплатам для страховых компаний. То есть каждая фирма вправе предложить перевозчику собственные условия. Однако минимальные цифры в законе обозначены.

Например, жизнь каждого пассажира может быть застрахована на сумму, которая больше или равна 2 025 000 рублей.

Выше речь шла о том, что при отсутствии страховки перевозчик (в том числе физическое лицо) должен оплатить такую сумму за гибель каждого пассажира из собственного кармана. Так что в случае отсутствии страховки затраты на возмещение ущерба могут оказаться весьма значительными и привести к банкротству небольшой организации.

В силу Федерального закона №67-ФЗ от 14.06.2012 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» страхование ответственности является обязательным для перевозчиков пассажиров любыми видами общественного транспорта (исключением являются перевозки на легковом такси и метрополитене), а именно:

  • автобусами;

  • троллейбусами;

  • трамваями;

  • железнодорожным транспортом;

  • морским и речным транспортом;

  • авиационным транспортом.

Обязанность по страхованию ответственности за причинение вреда пассажирам при перевозке считается исполненной, если имущественные интересы перевозчика при осуществлении международных перевозок или владельца судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов, при осуществлении перевозок между морскими портами РФ (каботаж) и международных перевозок, застрахованы в соответствии с международными договорами РФ или в добровольном порядке (в том числе, в соответствии с договорами страхования, заключенными за пределами РФ) по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не меньшем, чем предписано Законом №67-ФЗ).

За отсутствие договора страхования предполагается наложение штрафов и запретов для перевозчиков:

  • для организаций — штраф от 500 тыс. рублей до 1 млн рублей;
  • для должностных лиц – штраф от 40 до 50 тыс. рублей;
  • полностью запрещается осуществление перевозок пассажиров без наличия договора страхования;
  • перевозчик, не исполнивший свою обязанность по страхованию, несет ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно было быть выплачено страховое возмещение по Закону №67-ФЗ;
  • кроме того, суммы, неосновательно сбереженные перевозчиком, из-за того, что он не выполнил возложенную на него обязанность по страхованию, взыскиваются по иску органа страхового надзора в доход Российской Федерации.

Страховым случаем является возникновение обязательств перевозчика по возмещению вреда, причиненного при перевозке жизни, здоровью, имуществу пассажиров в течение срока страхования.
Договором страхования покрываются следующие риски:

  • причинение вреда жизни;
  • причинение вреда здоровью;
  • причинение вреда имуществу.

Минимальные размеры страховых сумм по каждому страховому случаю согласно Закону №67-ФЗ:

  • за причинение вреда жизни потерпевшего ─ не менее 2 025 000 рублей на 1 пассажира;
  • за причинение вреда здоровью потерпевшего ─ не менее 2 000 000 рублей на 1 пассажира;
  • за причинение вреда имуществу потерпевшего ─ не менее 23 000 рублей на 1 пассажира.

При этом в договоре страхования по желанию страхователя может быть предусмотрен больший размер страховой суммы, по риску причинения вреда имуществу потерпевшего может быть установлена безусловная франшиза.

Исключения из страхового покрытия:

  • воздействие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения*;
  • последствия военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий*;
  • гражданская война, народные волнения или забастовки*;
  • наступление страхового случая из-за умысла выгодоприобретателя.

* По желанию страхователя может быть включено в договор страхования в качестве дополнительного покрытия.

Страховой тариф устанавливается (в диапазоне, утвержденном Указанием ЦБ РФ) по каждому риску в расчете на 1 пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок, а также в зависимости от выбранных страхователем условий по франшизе и по включению в договор страхования дополнительного покрытия.

Страховая премия по каждому риску (по видам транспорта и видам перевозок) = количество пассажиров х страховая сумма по каждому риску х страховой тариф по каждому риску.

Общий размер страховой премии по договору страхования определяется путем суммирования страховых премий, определенных по каждому из рисков по видам транспорта и видам перевозок.

Срок действия договора страхования — не менее года, за исключением перевозок на внутреннем водном транспорте, где срок страхования должен быть не менее периода навигации.

Возможна оплата страховой премии в рассрочку.

Наличие полиса ОСГОП строго необходимо для любых транспортных средств, принадлежащих предприятиям-перевозчикам и служащих для транспортировки пассажиров.

Такие характеристики, как тип ТС (микроавтобус, автобус и т. д.), его марка и модель, вместимость, проходимость и другие особенности не играют никакой роли. Исключение из правила составляют лишь поезда метро и легковые машины такси – для них приобретение такого полиса не является необходимостью.

ОС ГОП: ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ПЕРЕВОЗЧИКА

Если компания перевозит собственных работников на принадлежащем ей автобусе (не важно – из дома на работу и обратно, либо с одного участка работ на другой), то оформление полиса не требуется, поскольку в этой ситуации предприятие не является перевозчиком. Коммерческая составляющая при такой транспортировке пассажиров отсутствует и билеты не выдаются.

Необходимость приобретения страховки ОСГОП при эксплуатации личного (принадлежащего физическому лицу) автобуса зависит от целей этой эксплуатации. Так, если на нем осуществляется безвозмездная транспортировка друзей и знакомых либо членов семьи, то приобретение полиса не требуется. Если же автобус служит для перевозки пассажиров за деньги, то наличие ОСГОП становится обязательным. В противном случае при нанесении увечий или другого ущерба своим пассажирам водителю придется выплачивать компенсацию из собственного кармана.

Иногда у пассажиров, пострадавших в дорожных происшествиях, складывается мнение о том, что они сами могут выбирать, по какой из страховок – ОСАГО либо ОСГОП – требовать компенсации с перевозчика. На самом же деле, вопрос такого выбора попросту не стоит.

Согласно действующим законам, при наличии у автопредприятия полиса страхования ответственности перевозчика все компенсации в пользу пассажиров будут выплачиваться именно по нему.

Размер страховой компенсации зависит от произошедшего страхового случая:

  • смерть пассажира – компенсация составляет до 2 025 000 рублей, а ее выплата осуществляется в пользу родственников погибшего;
  • ущерб здоровью пассажира – лимит компенсации в этом случае равняется 2 000 000 рублей;
  • имущественный ущерб (повреждение вещей, принадлежащих пассажирам, во время их перевозки) – компенсация может доходить до 25 000 рублей.

Более точный размер компенсации может быть определен комиссией на основании конкретного ущерба, полученного гражданином. Так, к примеру, оцениваются следующие типы повреждений:

  • повреждение глаза (эрозия роговицы травматического характера) – 100 000 рублей;
  • проникающее ранение – 100 000 рублей;
  • перелом носа (в том случае, если при лечении проводились операции либо выполнялась фиксация) – 200 000 рублей;
  • повреждение барабанной перепонки, ставшее результатом прямой травмы – 100 000 рублей;
  • разрыв нервных стволов конечностей (рук либо ног) – 400 000 рублей;
  • сотрясение мозга различной тяжести (если впоследствии проводилось лечение в амбулаторных условиях не менее 10 суток) – 60 000 рублей;
  • перелом костей свода черепа – 300 000 рублей.

При получении пассажиром комплексных повреждений компенсация за лечение рассчитывается следующим образом: все указанные в эпикризе травмы переводятся комиссией в процентное соотношение от общего количества повреждений (100%), после чего полученные величины умножаются на 2 000 000 рублей (то есть на максимально возможный размер компенсации).

Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) для большего удобства перевозчиков и проверяющих их лиц (инспекторов Транспортного надзора) запустил приложение “Калькулятор ОСГОП“. Программа обладает интуитивно понятным интерфейсом и позволяет практически моментально и в режиме онлайн рассчитать точную стоимость будущего страхового полиса. Кроме этого, калькулятор имеет функцию личного кабинета и сохраняет все расчеты, которые будут доступны при дальнейших обращениях к нему (например, при новом оформлении полиса в следующем году).

Доступ к программе могут получить как все автотранспортные предприятия, занимающиеся перевозкой пассажиров, так и транспортные инспекторы. Последние могут с ее помощью проверить актуальность сведений, касающихся конкретного перевозчика, а также установить факт незаконно сбереженных на страховке средств, которые в дальнейшем могут быть взысканы с компаний-нарушителей в государственную пользу.

Ответственность перевозчика перед пассажирами

Как я уже говорил, полис ОСГОП является обязательным для любых перевозчиков (что, собственно, даже отражено в его названии). Отсутствие данного документа при перевозке пассажиров может повлечь за собой довольно серьезные штрафные санкции со стороны государства, а именно:

  • для ответственных лиц, совершающих управление транспортным средством (водителей) – штраф до 50 000 рублей;
  • для автотранспортного предприятия, допустившего подобное нарушение – до 1 000 000 рублей.

Стоит напомнить и о том, что в случае аварии и при отсутствии действующего полиса страхования ответственности перевозчика, компании придется лично возмещать ущерб пострадавшим. Размер подобной компенсации может доходить до 1 000 000 рублей на одного человека.

В соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ от 14.06.2012г. (далее – Закон) с 1 января 2013 года все юридические лица и физические лица в статусе индивидуального предпринимателя, осуществляющие перевозки пассажиров любым видом транспорта, обязаны страховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Обязательное страхование введено в целях обеспечения гарантированного возмещения вреда, причиненного при перевозках, независимо от вида транспорта и характера перевозок, создания единых условий и принципов расчета возмещения ущерба, а также установления порядка и процедуры получения возмещения.

Имущественные интересы перевозчика, связанные с риском наступления его гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Устанавливаются ФЗ № 67-ФЗ от 14.06.2012 по рискам:

  • За причинение вреда жизни потерпевшего в размере не менее, чем 2,025 млн. руб. на одного пассажира
  • За причинение вреда здоровью потерпевшего в размере не менее, чем 2 млн. руб. на одного пассажира
  • За причинение вреда имуществу потерпевшего в размере не менее, чем 23 тыс. руб. на одного пассажира

Для перевозчиков, не попадающих под действие Федерального закона № 67-ФЗ от 14.06.2012 г. (некоммерческие перевозки, перевозки собственного персонала, школьников собственным транспортом и т.п.), возможно заключение договора добровольного страхования гражданской ответственности перевозчика.

Имущественные интересы перевозчика, связанные с его обязанностью в порядке, установленном гражданским законодательством, возместить вред, причиненный жизни и/или здоровью перевозимых пассажиров.

Перевозчики игнорируют Закон о страховании их ответственности перед пассажирами

  1. Контроль за исполнением перевозчиком обязанностей по страхованию, осуществляет РОСТРАНСНАДЗОР путем установления наличия у перевозчика договора обязательного страхования.
  2. Проверка исполнения обязанностей перевозчиком, может быть проведена (в ряде случаев) по обращениям и заявлениям потребителей.

Одним из важных моментов Закона является создание информационной базы данных всех перевозчиков, в которую страховщики будут обязаны заносить информацию о всех заключенных договорах страхования ответственности перевозчиков. Это позволит контролировать наличие договоров по всем транспортным средствам, осуществляющим перевозку пассажиров.

Предельные (минимальные и максимальные) значения страховых тарифов и коэффициентов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

  1. Страховой тариф определяется по каждому из рисков в договоре страхования по соглашению сторон;
  2. Страховой тариф определяется в расчете на одного пассажира*;
  3. Страховой тариф зависит от:
    • вида транспорта,
    • вида перевозок
    • факторов, влияющих на степень риска, в том числе от уровня безопасности перевозок и технического состояния ТС;

*Порядок определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии устанавливается Правительством РФ в зависимости от вида транспорта.

Уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти проводят ежегодный мониторинг страховых тарифов, и их обоснованности, а также воздействия обязательного страхования на развитие субъектов предпринимательской деятельности в сфере транспорта.

Результаты мониторинга доводятся до сведения госорганов и органов местного самоуправления, граждан через средства массовой информации, «Интернет».

Для выполнения данной функции ФОИВ вправе запрашивать у иных ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, страховщиков и их объединений необходимую информацию.

Важность введения обязательного страхования ответственности перевозчиков определяется высокой аварийностью на отечественном транспорте и отсутствием единого подхода для определения размера компенсации пострадавшим. Еще одним стимулом скорейшего принятия Закона стал ряд аварий на транспорте, повлекших гибель пассажиров — например, затопление теплохода «Булгария».

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСГОПП — это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.

Введение ОСГОПП в Российской Федерации предусмотрено Федеральным законом от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», который вступил в силу с 1 января 2013 г. Этот нормативный акт регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (за исключением метрополитена и легковых такси) за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Договор ОСГОПП заключается сроком не менее, чем на 1 год и в отношении всего парка ТС перевозчика;

Виды перевозок, которые подлежат страхованию:

Железнодорожный транспорт пригородного сообщения и дальнего следования, включая международные перевозки;

Воздушный транспорт: самолеты внутренних и международных линий и вертолеты;

Внутренний водный транспорт;

Автобусные перевозки, включая внутригородские, пригородные, междугородние и международные перевозки;

  • Городской электрический транспорт: троллейбусы и трамваи;легкое метро и монорельсовый транспорт.
  • Независимо от вида транспорта перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность.

    Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

    Суммы, неосновательно сбереженные перевозчиком вследствие неисполнения возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, взыскиваются по иску федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее — орган транспортного контроля и надзора), в доход Российской Федерации с начислением на эти суммы процентов в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

  • Перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о страховщике, с которым у него заключен договор обязательного страхования (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона) и договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия) путем размещения указанной информации в местах, доступных для пассажиров (в местах продажи билетов, на информационных стендах, в транспортном средстве), на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на билете, в раздаточных информационных материалах, путем транслирования посредством звуковых информационно-справочных систем либо иными способами и поддерживать указанную информацию в актуальном состоянии.
  • Единая стоимость. Разная надежность

    Минимальные и максимальные ставки страховых тарифов по ОСГОПП установлены Указанием Центрального Банка РФ и являются едиными для всех перевозчиков в зависимости от вида транспорта и вида перевозок.

    Несмотря на то, что купить полис ОСГОПП можно во многих компаниях, нужно иметь в виду, что от надежности выбранной страховой компании будет зависеть, насколько простой будет процедура урегулирования убытка при наступлении страхового события.

    Страховые выплаты

    Действующим законодательством установлены лимиты страховых выплат при наступлении ответственности перевозчика в результате причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в пределах установленных договором ОСГОПП страховых сумм:

    Риск Страховая сумма (минимальная)

    В данном случае все зависит от того, для чего фактически используется автобус. Если водитель на автобусе возит свою семью или друзей, то перевозчиком он не является и ОСГОП не нужно.

    Если же водитель использует автобус в коммерческой деятельности (возит пассажиров за деньги) и не имеет ОСГОП, то в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажиров он будет выплачивать компенсацию из собственного кармана. Статья 5 закона:

    3. Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

    Нужно отметить, что закон «Об ОСГОП» предусматривает довольно крупные выплаты при причинении вреда жизни или здоровью (они рассмотрены ниже). И если водителю придется возмещать ущерб самостоятельно, то это вполне может «поставить крест» на его бизнесе по перевозкам.

    Основной нормативный документ, связанный со страховкой ОСГОП, — это Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

    Статья 1 закона говорит о следующем:

    1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках пассажиров вреда их жизни, здоровью, имуществу (далее также — обязательное страхование), определяет правовые, экономические и организационные основы этого вида обязательного страхования, а также устанавливает порядок возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном.

    2. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия обязательного страхования при перевозках пассажиров любыми видами транспорта (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), в отношении которых действуют транспортные уставы, кодексы, иные федеральные законы.

    3. Настоящий Федеральный закон не применяется к перевозкам пассажиров легковыми такси, а также видами транспорта, гражданская ответственность владельцев которых подлежит страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

    Из данной статьи можно сделать 2 вывода:

    • На легковые такси страховка ОСГОП не нужна.
    • Страховка нужна на транспортные средства, в отношении которых действуют транспортные уставы.

    Второй пункт требует более детальной расшифровки. Рассмотрим статью 3 закона «Об ОСГОП»:

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    Напомню, что регрессное требование заключается в том, что в случае серьезных нарушений, допущенных перевозчиком, возмещать ущерб этом перевозчику придется самостоятельно. То есть вместо страховой платить будет сам перевозчик.

    Примечание. Напомню, что для ОСАГО также существует перечень нарушений, при которых возможно регрессное требование.

    Для ОСГОП возможны следующие причины для регресса:

    • умысел перевозчика;
    • водитель находился в состоянии опьянения;
    • водитель не прошел обязательный медицинский осмотр (например, предрейсовый);
    • водитель не прошел обязательное медицинское освидетельствование;
    • водитель отказался от медосвидетельствования на состояние опьянения;
    • водитель не имел права управления (лишен прав или отсутствовала нужная категория);
    • перевозчик нарушил режима труда и отдыха водителя;
    • если автобус выпущен в рейс при наличии неисправностей, при которых эксплуатация запрещена;
    • иные случаи, предусмотренные федеральными законами.

    Обратите внимание, в список вошли практически все требования, которые предъявляются к коммерческому транспорту. Несоблюдение хотя бы одного из них приведет к тому, что перевозчику придется самостоятельно возмещать ущерб пассажирам.

    В заключение хочу отметить, что больше всего вопросов у организаций вызывает то, нужно ли вообще приобретать полис ОСГОП при перевозке пассажиров. Если перевозки коммерческие — то нужно, если для собственных нужд — то нет.

    Достаточно часто у пассажиров общественного транспорта возникает вопрос, по какой страховке обращаться за возмещением после дорожной аварии, если ДТП случилось не по вине водителя автобуса. Может показаться, что в 2019 году у потерпевшего пассажира есть два варианта.

    1. Обратиться за выплатой по ОСАГО .
    2. Получить выплату в рамках договора ОСГОП.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Для любых предложений по сайту: [email protected]