Решение об отказе в возмещении ущерба при ДТП
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Решение об отказе в возмещении ущерба при ДТП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Потерпевший представил поврежденный в результате ДТП автомобиль своему страховщику на осмотр, а позднее продал его. Поскольку он ошибочно обратился к своему страховщику, он потребовал страховое возмещение у страховщика причинителя вреда. Тот по результатам осмотра у первого страховщика добровольно выплатил часть требуемой суммы. Суд отказал потерпевшему во взыскании остальной суммы. Он усмотрел в поведении истца злоупотребление правом, поскольку тот продал автомобиль, лишив страховщика причинителя вреда возможности его осмотреть.
Верховный Суд РФ нашел эти выводы ошибочными. Он отметил, что результаты осмотра первым страховщиком достаточны для расчета убытков. Закон не запрещает продажу потерпевшим автомобиля, а значит, это не должно расцениваться как злоупотребление правом.
Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.
Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.
Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:
- непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
- затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
- упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.
Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.
Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.
Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.
Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.
Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.
Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.
Возмещение ущерба после ДТП виновником: порядок, сроки, образец иска
Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.
Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:
- величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
- виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
- обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
- потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.
Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.
Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:
- ремонт и восстановление транспортного средства;
- транспортировка машины с места аварии в автосервис;
- уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
- все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
- потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
- сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.
После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).
Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:
- получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
- обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
- проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
- направление виновной стороне претензии.
Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:
- сведения о виновной стороне как адресате документа;
- обстоятельства ДТП;
- описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
- претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
- подпись заявителя.
В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.
К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:
- акт о наступлении страхового случая;
- справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
- другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.
Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.
Центральный банк, в своем письме от 27 марта 2020 г. № ИН-03-31/32, указал, что если последний день срока оплаты по кредиту выпадает на нерабочий день, то крайней датой считается такой нерабочий день (кроме субботы и воскресенья). Однако Верховный суд указал, что у Центрального банка нет таких полномочий и его письма не могут быть выше закона.
Неуплата предусмотренных договором платежей в период с 30 марта по 3 апреля 2020 г. просрочкой исполнения обязательств не является, а перенос срока исполнения обязательства на ближайший следующий рабочий день не может рассматриваться как нарушение сроков исполнения обязательств.
Решение суда об отказе взыскания понесенных расходов в результате ДТП
Если исковое заявление попадает в суд, вам должны прислать его копию и приложения к нему. Однако на практике часто бывает так, что приходит только исковое. Более того, нередко заявители специально не докладывают важные приложения в комплект для ответчика, чтобы в суде у вас не было обоснованного возражения на его доводы и доказательства. Поэтому неважно, пришли приложения к вам или нет, вам надо записаться на ознакомление с материалами дела и снять фотокопии с каждого документа.
Далее вам потребуется проверить наличие полиса ОСАГО и диагностической карты владельца пострадавшей машины. Дело в том, что после проведения экспертизы, истец ремонтирует машину и ждет решения суда. Однако если это происходит, то суд может рассмотреть в качестве доказательств размера ущерба не проведенную экспертизу, а заказ-наряд на ремонт, который, как правило, существенно ниже, чем расчет эксперта.
Если после ДТП на автомобиль был выписан новый полис ОСАГО (можно проверить на сайте Российского союза страховщиков), то это прямое подтверждения того, что автомобиль был отремонтирован, соответственно, можно говорить о снижении исковых требований.
Стоит так же рассмотреть вопрос о действиях истца в момент ДТП. Обычно, это делается до суда, когда постановление о привлечении вас к ответственности еще не вступило в силу, но есть шанс заявить об этом и в суде по делу о взыскании ущерба.
Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
Ст.1083 ГК Учет вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред
Целесообразно перед экспертом поставить вопрос о скорости автомобилей в момент аварии (трассологическая экспертиза). Если водитель пострадавшего автомобиля превышал установленную скорость, то суд может уменьшить ущерб при ДТП, так как имеет место грубая неосторожность со стороны истца. Это касается и вопроса о ремне безопасности, если имеются пострадавшие.
Пункт 3 вышеуказанной статьи, позволяет суду уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.
Для этого вам потребуется приложить все доказательства, подтверждающие ваше положение: 2-НДФЛ членов семьи, выписку из ЕГРП об отсутствии недвижимого имущества, кредитные договоры, договор об аренде квартиры и так далее.
Для понимания сущности категории возмещения ущерба при ДТП необходимо разобраться с термином «ущерб».
Данное понятие законодательно не закреплено.
Вместе с тем, статья 15 Гражданского Кодекса РФ содержит определение термина «убытки».
Под убытками в гражданском законодательстве РФ понимается:
-
реальный ущерб, то есть утрата или повреждение имущества, принадлежащего конкретному лицу (повреждение транспортного средства или иного имущества, собственником которого является потерпевший).
Например, к реальному ущербу относятся расходы на ремонт транспортного средства (затраты на запасные части и проведение ремонтных работ) и утрата товарной стоимости – УТС. Величина УТС отражает, насколько снизилась стоимость транспортного средства из-за ухудшения внешнего вида и эксплуатационных качеств, вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего за ним ремонтного воздействия.
-
упущенная выгода – совокупность неполученных доходов, которые лицо получило бы, при отсутствии нарушения его права, то есть если бы виновник происшествия не нарушил нормы ПДД РФ.
Примером неполученных доходов могут быть отнесены убытки, связанные с простоем транспортного средства, используемого в коммерческих целях на ремонте после ДТП, неисполнение ранее заключенных контрактов по перевозке грузов или пассажиров, и т.д.
Возмещение ущерба при ДТП происходит в законодательно установленных рамках обязательств, вытекающих из причинения вреда.
Возмещение ущерба при ДТП
Возмещение вреда, причиненного дорожным происшествием, является мерой гражданско-правовой ответственности лица, виновного лица. Правовой базой, регламентирующей вопросы возмещения вреда, являются Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).
Рассмотрим общие основания ответственности за причинение вреда (статья 1064 ГК РФ) и ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (статья 1079 ГК РФ).
Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причиненный вред.
Статья предусматривает:
-
Вред, который причинен личности, то есть конкретному индивидууму, а также его имуществу, должен быть возмещен полностью лицом, причинившим его.
Это правило распространяется также при причинении вреда имуществу юридического лица.
-
Ответственность за причинение вреда может быть возложена законом на иное лицо, которое не является причинителем вреда.
Например, закон «Об ОСАГО» возлагает на Страховщика обязанность возмещения вреда, причиненного Страхователем в период действия договора ОСАГО.
Примером делегированной законом ответственности, является предусмотренная статьей 241 Трудового кодекса РФ ограниченная материальная ответственность работника и установленная статьей 1068 ГК РФ обязанность работодателя возместить вред, причиненный его работником третьим лицам в период исполнения им трудовых обязанностей.
-
Ответственность наступает только за виновное причинение вреда.
Если участник происшествия, которого обвинили в его совершении, докажет свою невиновность, то он освобождается от обязанности возмещения ущерба при ДТП.
Статья в помощь:
Как оспорить вину в дорожно–транспортном происшествии
-
Наступление ответственности при отсутствии вины причинителя вреда возможно только в случаях, предусмотренных Законом.
Примером ответственности «без вины» является причинение вреда владельцем источника повышенной опасности в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 1079 ГК РФ.
Например, водитель автомобиля обязан произвести возмещение ущерба при ДТП, причиненного пешеходу (пассажиру), если причиной аварии явился внезапно возникший отказ системы управления транспортным средством. Для наступления ответственности не имеет значения тот факт, что автомобиль прошел обязательный технический осмотр и был исправен до аварии.
Несмотря на то, что водитель не допустил со своей стороны нарушений норм ПДД РФ и правил эксплуатации транспортного средства, ответственность наступает по основанию, определенному статьей 1079 ГК РФ.
Эксплуатация автомобиля является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а сам автомобиль представляет собой источник повышенной опасности.
Статья 1079 ГК РФ формулирует основания ответственности участников ДТП за причинение вреда при использовании источников повышенной опасности – транспортных средств.
Статья предусматривает:
-
Ответственность наступает вне зависимости от вины владельца или собственника транспортного средства за причинение вреда окружающим: пешеходам, пассажирам, иным лицам, которым причинен вред.
Ответственность «без вины» не наступает в случаях причинения вреда владельцам (собственникам) других транспортных средств, участвующих в происшествии.
-
Если вред причинен при взаимодействии транспортных средств их собственникам, то возмещение ущерба при ДТП осуществляется по правилам статьи 1064 ГК РФ.
Например, водитель автомобиля ХХХ, гражданин А, не выбрал безопасную скорость для движения, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не стравился с управлением и допустил столкновение с автомобилем УУУ под управлением гражданина Б. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда понесет водитель А, виновный в нарушении пункта 10.1 ПДД РФ.
-
За вред, причиненный окружающим при взаимодействии источников повышенной опасности, наступает солидарная ответственность их владельцев (собственников).
Нормы о солидарной ответственности содержатся в статье 322 – 326 ГК РФ. При солидарной ответственности, потерпевший может требовать возмещения причиненного вреда в полном объеме, от любого из водителей.
Например, при столкновении автомобилей, в результате которого пострадали их пассажиры, отвечать будут оба водителя. Для пострадавших не будет иметь значения, по чьей вине произошло происшествие, предъявлять требования о возмещении вреда при ДТП можно к любому из водителей.
-
Владелец (собственник) транспортного средства не подлежит ответственности, если докажет, что возникновение вреда обусловлено непреодолимой силой или умыслом потерпевшего.
Ответственность за причиненный вред не наступает за действия самоубийц или при наступлении обстоятельств, не зависящих от воли владельца (собственника) транспортного средства.
-
При рассмотрении судом дела о возмещении ущерба при ДТП, возможно полное или частичное освобождение владельца транспортного средства от ответственности при наличии оснований, указанных в пункте 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.
В пункте 2 статьи 1083 ГК РФ речь идет о грубой неосторожности потерпевшего, которая повлияла на возникновение или увеличения размера причиненного вреда.
При определении лица, подлежащего гражданско-правовой ответственности за причинение ущерба от дорожно-транспортного происшествия по основаниям, предусмотренным статьей 1079 ГК РФ, следует исходить из подтверждения законности основания владения, пользования, распоряжения источником повышенной опасности.
Нередки случаи, когда лица, не являющиеся собственниками транспортных средств, управляют ими без надлежащего разрешения или оформления полномочий на право управления.
Отсутствие путевого листа у водителя, просроченный договор аренды, самоуправное использование транспортного средства третьими лицами, дают основания для предъявления требований о возмещении ущерба при ДТП, к собственнику транспортного средства.
Полноценную помощь в определении юридически значимых обстоятельств по вопросам возмещения ущерба при ДТП могут оказать только профессионалы – юристы, специализирующиеся на ведении дел данной категории.
Уважаемые читатели, в статье мы рассмотрели часть большой темы «Возмещения ущерба при ДТП».
В следующих статьях раздела мы продолжим исследование актуальных вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненного в ДТП.
- Все о ДТП и автостраховании
Ни для кого не секрет, что страховая компания после ДТП возмещает ущерб только в пределах страховой суммы. Для полного возмещения причиненного вреда с виновника ДТП потерпевший вправе обратится в суд с требованием о взыскании помимо страхового еще и фактического размера ущерба.
Необходимость взыскания ущерба с виновника ДТП появляется, когда:
- виновное лицо покинуло место ДТП
- отсутствовали правоустанавливающие документы на транспортное средство у виновника ДТП
- произошедшее ДТП выходит за рамки страховых случаев, при которых предусматривалась денежная компенсация по ОСАГО
- потерпевшее лицо желает воспользоваться правом взыскать с виновника компенсацию морального вреда
- произведенный подсчет размера ущерба составил больше допустимых лимитов автогражданской ответственности по ОСАГО (400 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда имуществу и 500 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда жизни и здоровью, также 25 тысяч для выплат на расходы погребения)
- отсутствует договор страхования. Не все водители страхуют свою гражданскую ответственность на предмет причинения вреда и ездят без « страховки». А некоторые, умудряются оформить полис ОСАГО в «подворотне», то есть приобрести полис ОСАГО у недобросовестных продавцов, то есть поддельный. Тогда страховая компания отказывает в выплате
- взыскание износа с виновника аварии. По ОСАГО страховое возмещение гражданин получит с учетом износа заменяемых деталей. Ему может быть выплачена небольшая сумма, если автомобиль « старый». Поэтому потерпевшая сторона вправе обратиться непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы.
Взыскание без учета износа с виновника
Обязательный характер соблюдения досудебного порядка подачи претензии виновнику ДТП законом не предусмотрен, в связи с этим данный документ является вариантом согласования компромиссов и уступок для решения спора до суда.
Потерпевшее лицо разрешая вопрос о возмещении вреда в результате ДТП может прибегнуть к составлению претензии в отношении виновника с целью договориться о возмещении компенсации (материального, морального) вреда в добровольном порядке, которое в последующем может быть урегулировано путем заключения соглашения между участниками ДТП или распиской виновного лица.
Зачастую бывают ситуации, когда добровольно виновник отказывается выплачивать причиненный ущерб, тогда предъявлением претензии необходимо побудить на это, а также проявить серьезность намерений обратится в суд в случае неудовлетворения требований, указанных в претензии.
Решение по делу о взыскании ущерба от ДТП
При взыскании разницы между страховой выплатой и фактически причиненным ущербом в результате ДТП необходимо обращение в суд с исковым заявлением по месту жительства Ответчика в зависимости от предъявленной цены исковых требований:
- Не превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в мировом суде
- Превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в районном суде
Помимо возмещения материального вреда потерпевший имеет право также взыскать компенсацию морального вреда, утраченный заработок. Данная категория подразумевает оценочный критерий, который устанавливается судом с учетом всех предоставленных доказательств.
Обязательное страхование владельцев велотранспорта не подлежит по причине того, что велосипед не является источником повышенной опасности, в связи с этим ответственность виновника-велосипедиста наступает в соответствии с гражданским законодательством. Возмещение вреда осуществляется в судебном порядке.
Для привлечения к ответственности владельца велотранспорта необходимо установить степень виновности и наличие умысла действий, в следствии чего суд может освободить от ответственности частично или в полном объеме.
Если между виновником и потерпевшим в результате ДТП не было заключено мировое соглашение в судебном заседании и не удалось прийти к договоренности добровольно возместить понесенный ущерб, то в первую очередь необходимо после вынесения постановления получить и подать в службу судебных приставов по месту регистрации виновного лица исполнительный лист для возбуждения исполнительного производства.
Срок подачи исполнительного листа составляет три года со дня вступления решения суда в законную силу. Также исполнительное производство не будет прекращено до момента надлежащего исполнения обязательства виновника перед Вами.
Процедура действия исполнительного листа начинается в занесении должника в базу исполнительного производства, в последующем автоматически блокируются все банковские счета должника, направляется запрос в ИФНС и если есть информация о трудоустройстве, будет наложен арест на заработную плату и будет вычитаться до 50% в Вашу пользу, также должнику запрещается выезд за границу.
Ограничения, предусмотренные законодательством являются гарантом для восстановления нарушенных прав граждан.
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Прежде чем выработать тактику: что делать, когда страховая подала в суд, давайте подробно разберем основные различия между типами заявленных исков.
Понятие суброгации прописано в статье 965 Гражданского кодекса, согласно которой страховая компания имеет право требовать от виновников дорожно-транспортных происшествий компенсацию средств, выплаченных клиентам согласно договорам КАСКО или ОСАГО. Важно помнить, что по суброгационному иску размер взыскиваемого ущерба не может превышать суммы, которая была выплачена клиенту по страховому договору. Фактически суброгация – это переход права требовать компенсацию за причиненный материальный ущерб от страховой компании к виновнику ДТП. Поскольку размер заявленной в иске компенсации не может превышать фактических выплат страховой компании, на практике встречаются случаи, когда виновнику предъявляются сразу 2 иска. Один со стороны страховой, которая таким образом покрывает свои финансовые потери, а второй – со стороны пострадавшего, которому не хватило полученной компенсации для ремонта транспортного средства. По закону он может взыскать недостающую сумму с виновника.
У суброгации есть одно ключевое отличие от регресса, которое связано с трактовкой исковой давности. Срок исковой давности по суброгации начинает отсчитываться с момента дорожно-транспортного происшествия. Что же касается регрессного иска, то срок исковой давности по нему начинает отсчитываться с момента совершения выплат со стороны страховой компании.
Определение регресса вытекает из текста Федерального закона РФ № 40 в редакции 2002 года. Именно в этом нормативном акте установлена возможность регресса при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Регрессный иск оставляет за страховой компанией право заявить компенсацию материального ущерба в адрес виновника ДТП. Основа регресса – это замена ответственной стороны, которая и должна выплачивать компенсацию за причиненный вред. Это очень важный момент, в котором и заключается сущность подаваемых исковых заявлений. Право на регресс страховая компания получает лишь после того, если она компенсировала причиненный виновником ДТП вред в полном размере. Например, клиент застраховал автомобиль на 100 000 рублей, столько же и получил согласно полису КАСКО, но реальный размер ущерба согласно данным технической экспертизы составляет 250 тысяч. В таком случае регрессный иск со стороны страховой компании к виновнику невозможен.
Существует еще нескольких обязательных требований, значительно ограничивающих возможности и права СК в области регресса:
- Виновник дорожно-транспортного происшествия имел умысел на причинение вреда жизни, здоровью и имуществу клиента страховой компании. Логично предположить, что наличие такового умысла еще нужно постараться доказать.
- Виновник ДТП осуществлял управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- Лицо, которое согласно расследованию ГИБДД, было признано виновником аварии, не имело права управления транспортным средством данной категории;
- Виновник дорожно-транспортного происшествия скрылся с места аварии;
Если за рулем автомобиля находилось другое лицо, гражданская автогражданская ответственность которого не застрахована по полису ОСАГО, право подать регрессный иск в суд также не возникает.
Возмещение ущерба если не установлен виновник ДТП
Несмотря на то, что подобная ситуация является стрессовой для человека, который и так поучаствовал в аварии, необходимо сохранять спокойствие и рассудительность. Не совершайте поспешных действий и ни в коем случае не спешите идти на мировое соглашение. Для начала необходимо обратиться за консультацией к компетентному автомобильному юристу. Если после оценки ситуации он аргументирует, что выплачивать компенсацию добровольно до суда – единственно верный вариант, это всегда можно сделать. А до этого предпримите следующие действия:
- Отправьте письменный запрос в суд, в который представители страховой компании отправили исковое заявление, и запросите копии материалов по делу. Лишь после анализа материалов дела опытным юристом можно определить, чего конкретно добивается страховая компания, есть ли у нее для этого достаточная доказательная база и правомерны ли вообще требования по компенсации выплаченного ущерба.
- Сверьте копии документов, предоставленные страховой компанией для суда, и те материалы о ДТП, которые имеются у вас. Если при подробном сравнении обнаружатся даже мелкие несоответствия, квалифицированный адвокат легко вывернет ситуацию в вашу пользу и добьется отказа в удовлетворении иска.
- Проверьте, не истек ли срок давности для предъявления требований по регрессу.
- Свяжитесь с пострадавшей стороной и уточните, соответствует ли заявленный в исковом заявлении размер страховых выплат реальной компенсации. Напоминаем, что размер заявленных исковых требований не может превышать сумму, которая была реально выплачена потерпевшему в ДТП.
- Проверьте достоверность приложенных документов на предмет мошеннических действий со стороны страховой компании. Особенно внимательно нужно относиться к результатам автотехнической экспертизы. Для гарантии воспользуйтесь помощью независимого эксперта.
Что же касается мошенничества со стороны истца, то приведем классический пример, который до сих пор встречается в юридической практике. По документам, которые были выданы органами ГИБДД пострадавшему и виновнику в аварии, пострадала левая сторона автомобиля. В документах, представленных страховой компанией в суд, приводится перечень работ по ремонту и замене агрегатов, которые конструктивно располагаются с правой стороны автомобиля данной марки. Налицо введения суда в заблуждение. Опытный адвокат не только добьется отказа по подобному иску, но и попробует компенсировать причиненный вам моральный вред.
Судебная практика показывает, что при грамотно выстроенной стратегии и глубоком анализе ситуации сократить размер обязательств вполне реально. Первый шаг на пути к успеху – доказать несоответствие между заявленной в иске компенсацией материального вреда и реальными страховыми выплатами. Помните, что вся коммуникация с судебными органами и иными инстанциями должна вестись только в письменной форме. Это поможет в будущем подтвердить, что вы действительно обращались в соответствующие организации. К составлению текста обращений также следует подходить крайне внимательно и обдуманно. Оптимальный вариант – доверить представление ваших интересов юристу. Составьте нотариально заверенную доверенность, по которой адвокат от вашего имени будет отправлять необходимые запросы.
Что же касается проверки срока исковой давности, то практика показывает: если исковое заявление касается выплат, произведенным по полисам ОСАГО, то сроки обычно контролируются и соблюдаются. Стоит проверить другой момент: если речь идет о крупном дорожно-транспортном происшествии с большим количеством пострадавших, то не у всех участников ДТП могут оказаться действительные полисы обязательного страхования. Нередки случае, когда кто-то использовал фальсифицированный или просроченный полис, выплаты по которому не производились либо производились незаконно. А теперь страховая компания пытается компенсировать свои убытки за счет виновника аварии.
При обращении в суд со встречным заявлением об уменьшении заявленного ущерба нужно подготовить следующий пакет документов:
- Заключение от независимой экспертной организации;
- Постановление от органов ГИБДД, согласно которому данный гражданин признан виновником ДТП;
- Документальное подтверждение суброгации или регресса.
Если приложенное извещение о ДТП или иные документы от ГИБДД содержат информацию, подтверждающую обоюдную вину сторон, то этот факт суд обязательно учтет при рассмотрении иска. Если вина каждого из водителей подтверждена документально, регрессный иск в полном объеме не может быть удовлетворен. Необходимо изучить степень вины каждого из участников, что позволяет суду пропорционально уменьшить размер материального ущерба. Это не единственный вариант защитить свои права и снизить финансовую нагрузку по иску:
- В случае удовлетворения искового заявления виновник аварии может подать ходатайство о рассрочке платежей. Суд должен принять это во внимание и установить адекватный график выплат с учетом доходов и материального положения ответчика.
- В некоторых ситуациях возможна отсрочка первого платежа на пару месяцев.
- Если вы не можете компенсировать заявленный ущерб в установленный срок, документы направляются в службу судебных приставов. Принудительное удержание из заработка ответчика не может превышать 50 % от его ежемесячного дохода.
Обращение за помощью к опытным адвокатам нашей компании поможет вам отклонить поданное исковое заявление, признав его ничтожным по причине нарушений или истечения срока давности. Даже если суд удовлетворит требования истца, можно постараться снизить размер выплат. В крайнем случае юрист может порекомендовать заключить мировое соглашение со страховой и не доводить дело до суда. Он возьмет на себя коммуникацию с представителями СК и поможет существенно уменьшить размер компенсации.
Помимо регрессного требования страховая компания наделяется правом требовать возмещения убытков за счет виновника аварии при помощи суброгации. Это делается в случае оплаты страховки пострадавшей стороне в рамках страхового полиса КАСКО. Процедура суброгации для России сравнительно новая, так как появилась только в 2011 году.
Порядок досудебного урегулирования конфликта обычно имеет место при взыскании страховой фирмой материального ущерба по КАСКО в рамках процедуры суброгации. В этом случае страховщик часто предпочитает вначале направить виновнику аварии письменную досудебную претензию и потребовать от него возмещения ущерба в добровольном порядке.
Страховщики часто не брезгуют к своим реальным расходам, которые ушли пострадавшей стороне, прибавить еще ряд пунктов. То есть не только возместить ущерб, но еще и заработать на виновном водителе. Какие уловки используются чаще всего?
- В калькуляцию расходов включаются «лишние», непонятно откуда возникшие детали;
- Стоимость норма-часов ремонтно-восстановительных работ (стоимость ремонта) искусственно завышается;
- На сумму регресса начисляются пени и штрафы;
- Настаивается на большом количестве повреждений, полученных автомобилем, далеко не все из которых описаны в справке о ДТП и в иных официальных документах;
- Выставленная стоимость запчастей не учитывает коэффициент естественного износа тех деталей, которые были заменены в пострадавшем автомобиле.
Понять, что со стороны страховой фирмы имеется факт мошенничества, можно только после тщательного изучения всех документов. Если по поводу каких-либо деталей есть сомнения, то лучше всего назначить дополнительную независимую экспертизу. А после этого заново провести расчет суммы, которую потеряла страховая компания при возмещении ущерба пострадавшей стороне.
Признанный потерпевшим участник вправе обратиться в компанию, с которой заключен договор, или организацию, сотрудничающую с виновником происшествия. Гражданин должен подать прошение о возмещении материального ущерба после ДТП к собственному страховщику при соблюдении определенных условий:
- участие двух транспортных средств;
- наличие у обоих водителей ОСАГО;
- механическое повреждение автомобиля без нанесения вреда здоровью, смертельного исхода.
После определения, чья страховая компания, виновника или пострадавшего, выплачивает ущерб при ДТП, нужно собрать документы для получения денежных выплат. Основные этапы процедуры возмещения вреда – оформление аварийной ситуации, обращение в компанию, где выдана автогражданка, проведение экспертизы.
Важно знать! Соблюдение алгоритма действий позволит избежать случая отказа в предоставлении компенсации.
Для получения компенсации необходимо зафиксировать факт аварии. Порядок действий водителей зависит от количества участников происшествия, наличия страхового полиса. Алгоритм оформления ДТП:
- Вызов автомобильного инспектора. Если при возникновении аварийной ситуации у одного из водителей отсутствует полис ОСАГО, пострадали другие участники дорожного движения, необходимо вызвать сотрудника ГИБДД.
- Фото-, видеосъемка происшествия. До приезда инспектора зафиксировать расположение автомобилей и сопутствующих предметов, характеризующих аварию.
- Поиск свидетелей происшествия. Участники должны опросить и взять контактные данные граждан, видевших момент ДТП.
- Обмен информацией о страховщике участников аварии. Водители должны передать телефон компании, записать номер полиса ОСАГО или КАСКО.
- Получение извещения о происшествии. Сотрудник ГАИ на месте составляет справку ДТП, протокол, постановление о назначении административной ответственности.
После происшествия водитель обязан позвонить в компанию и сообщить о возникшей ситуации. Пострадавший гражданин взыскать ущерб при ДТП по полису должен за определенное время. Если авария была зарегистрирована инспектором ГИБДД, водитель вправе обратиться к страховщику на протяжении 3 лет. Подавать документы рекомендуется в течение 15 дней для быстрого произведения выплаты.
После аварии сотрудник фирмы оценивает состояние автомобиля для назначения компенсации. Владелец транспортного средства за личный счет может провести независимую экспертизу.
Внимание! При осмотре не у страховщика собственник обязан письменно оповестить о принятом решении компанию и виновника происшествия, если размер ущерба превышает 120 тысяч рублей.
Что делать, если страховая подает в суд на виновника ДТП?
После происшествия необходимо документально зафиксировать факт столкновения автомобилей. Возникновение аварийной ситуации – основание для обращения в страховую компанию для взыскания ущерба с виновника ДТП. Получение денежных средств для восстановления поврежденного имущества допустимо по обоюдному согласию между сторонами, через суд при невозможности самостоятельного урегулирования конфликта.
Если урегулирование убытков при ДТП невозможно на месте аварии, пострадавшая сторона может обратиться в вышестоящую инстанцию. До судебного разбирательства потерпевший вправе написать претензию на имя другого участника происшествия для выплаты материальной, моральной компенсации в добровольной форме. Случаи составления документа:
- непризнание вины участника ДТП;
- отсутствие ОСАГО у нарушителя правил дорожного движения;
- превышение максимальной страховой суммы.
В документе указываются данные водителей, автомобилей, участвующих в ДТП, сведения об аварии со ссылками на нормативно-правовые акты, сумма ущерба, варианты урегулирования конфликта в досудебном порядке. Срок подачи претензии для возмещения материального вреда составляет 3 года, морального – не ограничен.
Благодаря обязательному полису по автогражданке, водитель страхует себя от возможных финансовых взысканий на случае повреждения чужого авто или нанесения вреда здоровью в ДТП.
ОСАГО действует в строго ограниченных случаях: при столкновении машин и наличии повреждений, при смертельном исходе или при причинении вреда человеку. Гарантируются выплаты в размере, не превышающем 400 тысяч на восстановление авто и 500 тысяч рублей на компенсацию ущерба здоровью.
Существуют законные основания для отказа в возмещении ОСАГО. Невозможно применить положения об обязательном страховании при следующих обстоятельствах:
- Поврежден автомобиль, не упомянутый в договоре страхования.
- Компенсация связана с полученным моральным ущербом.
- Вследствие ДТП водитель не получил ожидаемую прибыль (недополученный доход).
- Урон нанесен в процессе проведения состязаний, при обучении в автошколе, выполнении профессиональных авто-тестов в заранее согласованном формате.
- Убытки получены организацией, в которой был трудоустроен пострадавший сотрудник (рассматривается как случай индивидуальной страховой защиты).
- В столкновении пострадал только автомобиль виновной стороны или дополнительные механизмы, не связанные с основной работой автомашины.
- Убытки в виде пострадавшего, испорченного груза, предметов искусства, ценных вещей, ювелирных изделий, наличности, документов.
- Последствием происшествия стали негативные явления в окружающей среде.
- Пострадали пассажиры, использовавшие средства передвижения какой-либо транспортной компании (в их отношении действует соглашение о защите ответственности перевозчика).
- Несоблюдение сроков обращения за компенсацией.
Доверяя свою защиту определенной страховой компании, гражданин выбирает проверенные, надежные организации, имеющие членство в РСА. В случае банкротства организации, расходы по компенсации ущерба возьмет на себя именно этот регулирующий орган.
Если виновное в аварии лицо будет установлено, возмещать ущерб будет его страховая компания. Но если нарушитель неизвестен и скрылся с места происшествия, и невозможно их его найти, так как обязанность по автогражданскому страхованию должна исполнять СК виновника.
При отсутствии виновника страховая выплата не производится. Исключение составляют компенсации здоровью, оплачиваемые через РСА.
При ДТП стороны не только оформляют страховое событие, но и обмениваются контактными данными на случай дальнейших разбирательства. Помимо данных о личности виновника, необходимо взять информацию о номере страхового полиса ОСАГО. В случае поддельного документа, получить компенсацию будет непросто, т. к. фактически СК не несет ответственности за фальшивый документ.
Взыскание ущерба, если у виновника ДТП нет ОСАГО
Нельзя обязать страховщика выплачивать компенсацию за водителя, не заключившего страховой договор. Особенность автогражданского страхования заключается в возможности застраховать свою ответственность на случай повреждения чужого автомобиля. Если поврежден личный транспорт, выплаты, хоть и оформляемые через свою СК, будет производить страховщик виновника. При нанесении повреждений другому авто виновное лицо может рассчитывать, что СК, выдавшая полис, обеспечит покрытие в пределах 400 тысяч рублей на восстановление чужой машины.
Когда страховка водителем не приобреталась, взыскивать с него стоимость ремонта можно по достижении договоренности или в судебном порядке.
За простой процедурой получения возмещения по Европротоколу скрывается масса рисков, связанных с несоблюдением правил оформления. Основаниями для отказа при упрощенной схеме компенсации без вызова сотрудников ДПС служат:
- Ошибки при заполнении формы извещения.
- Неисполнение виновником обязательства по оповещению страховщика о произошедшем ДТП.
В первом случае исправить положение можно, если повторно переоформить квитанции, откорректировав ошибки. Это возможно только в случае наличия контактов второго участника аварии, так как необходимо найти виновника и снова заполнить бланк, подписав его обеими сторонами.
Если выявлены нарушения со стороны страховой компании, связанные с неисполнением обязательств по договору ОСАГО, для возмещения ущерба придется предпринять дополнительные усилия. Алгоритм действий можно представить следующим образом:
- Обращение к страховщику за компенсацией.
- Получив отказ, инициируют процедуру досудебного урегулирования через подачу официальной претензии к СК. Параллельно направляют обращения в РСА и ЦБ РФ, если в действиях страховщика усматривается нарушение обязательств договора или положений ОСАГО.
- При повторном отклонении просьбы через официальное письмо, обращаются в суд.
При явном нарушении прав страхователя шансы на то, что досудебный процесс позволит добиться справедливости, довольно высок. При более принципиальных расхождениях, защищать свое право на выплату придется в суде.
Вначале обращаются в саму страховую фирму, а уже после в суд.
Если получить компенсацию с первой попытки не удалось, перед обращением в суд проходят обязательное досудебное урегулирование, подтверждающее факт попытки страхователя договориться с компанией мирным путем. Одним из оснований для принятия заявления к рассмотрению в судебной инстанции является наличие официального документа от компании, свидетельствующей о соблюдении процедуры досудебного урегулирования.
От того, насколько грамотно и полно будет представлена информация в претензии, будет зависеть решение страховщика. Не исключено, что анализ ситуации покажет, что у страхователя высокие шансы на удовлетворение иска. В таком случае помимо самой компенсации суд обяжет выплатить неустойку, штрафные санкции, а также возместить издержки. Масштаб последствий позволит пересмотреть отношения СК к конкретному случаю ДТП и удовлетворить претензию, не дожидаясь суда.
Если же страховщик настаивает на своей позиции и повторно отклоняет просьбу, необходимо получить его в письменном виде на официальном бланке компании с развернутой мотивировкой. Чтобы избежать затягивания с ответом, рекомендуется при подаче претензии сделать копию заявления и попросить сотрудника, принявшего обращение, поставить отметку о передаче документа и принятии его в работу. Отметка ставится с указанием даты, должности и ФИО принявшего сотрудника.
Начиная с 2003 года, когда появилось ОСАГО, ни один виновник ДТП ничего и никогда не отправлял в страховую компанию. Люди привыкли, что везде бегает с бумажками потерпевший. Неглупые страховые компании смекнули, что на этом можно заработать и пролоббировали себе этот пункт в Законе.
Как влияет то, что Вы не отправили Извещение о ДТП страховщику на его обязанность выплатить страховое возмещение? НИКАК! Даже в пояснительной записке к поправкам в Закон «Об ОСАГО» ничего не сказано о причинах появления пункта «Ж» в статье 14. Просто так.
Итак, спасибо депутатам! Теперь, если виновник ДТП, оформил его вместе с потерпевшим без участия ГАИ, он обязан в течение 5 рабочих дней направить в свою страховую компанию заполненный европротокол (извещение о ДТП). Если не направит, то страховая компания будет требовать с него то, что выплатит потерпевшему. Оп! Как Вам такой фокус?
Направлять бланк нужно только Почтой России (ценным письмом с описью вложения) по юридическому адресу страховой компании или её филиала в Вашем регионе.
Вариантов тут два:
1. Вы вдруг найдёте бланк европротокола с отметкой о принятии его страховщиком или опись вложения в ценное письмо, которые подтвердят, что свою обязанность вы исполнили и можете смело показать страховой компании средний палец. ВНИМАНИЕ! Друзья, свидетели и очевидцы того, что Вы лично передали извещение в страховую компанию, не будут являться в суде доказательством того, что Вы исполнили свою обязанность. Нужен только документ.
2. Оспорить сумму. Что для этого нужно? Обычно страховая компания присылает Вам бездарную типовую претензию, ничего к ней не прилагая. На самом деле должны быть приложены: акт осмотра, фотографии повреждённого Вами автомобиля и заключение эксперта-техника. Если этого нет, то опять надо писать письмо в страховую компанию и отправлять его только Почтой России (ценным письмом с описью вложения). В письме затребуйте все перечисленные выше документы.
Возможно, Вам предоставят эти документы, но не факт. Если всё таки документы Вам дадут, то бегите с ними к независимому эксперту-технику и просите его проверить цифры, указанные в заключении эксперта-техника от страховой компании.
Если цифры адекватные и повреждения соответствуют действительности, то придётся платить. При добровольном согласии на досудебное урегулирование страховые компании часто дают рассрочку. Позвоните страховщику или придите в офис и попросите рассрочку.
Если цифры неадекватные, а повреждения «нарисованы», то требуйте снижения суммы до приемлемой.
Когда потерпевший обращается в свою страховую компанию с заполненным извещением о ДТП, то его страховая компания запрашивает страховщика виновника на предмет наличия у виновника договора страхования ОСАГО. Если одобрение (акцепт) от страховой компании виновника приходит без того, что виновник сдал извещение о ДТП в свою страховую компанию, то никаких негативных последствий для страховой компании виновника не наступает.
Таким образом, не имеет значения передал виновник свой европротокол в страховую компанию или нет. Раскрутить эту тему в суде непросто, так как судьи не часто интересуются такими нюансами, как процедура общения между страховщиками, но вполне возможно при грамотном подходе.
Наиболее остро стоит вопрос с возмещением ущерба в ДТП. Все автолюбители по закону должны быть застрахованы — иметь полис ОСАГО. Его выдают страховые компании, которые и обязаны возмещать ущерб, нанесенный автомобилю, а также урон здоровью (если в аварии пострадали люди).
Ущерб должен возмещаться потерпевшей стороне — в полном объеме и в установленный законом срок. В течение 20 календарных дней после получения заявления от пострадавшего страховщик обязан принять решение о возмещении либо уведомить об отказе. Просто отказать безо всяких объяснений страховая компания не может — необходимо обоснование.
Случаи, когда отказ в возмещении ущерба может считаться обоснованным:
- водитель признан виновником ДТП;
- окончен срок действия полиса;
- ДТП неправильно оформлено;
- водитель был в нетрезвом состоянии;
- в полисе указаны недостоверные сведения об авто;
- при умышленном повреждении автомобиля;
- авария произошла в результате форс-мажора.
Во всех прочих ситуациях страховщик обязан компенсировать ущерб пострадавшему. Однако нередки случаи, когда страховая пытается уйти от ответственности. Поэтому нужно знать, как защитить свои интересы.
Похожие записи: