Практика рассмотрения дел по нарушению ПДД
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Практика рассмотрения дел по нарушению ПДД». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Действующее законодательство, регламентирующее ответственность за нарушение ПДД – Кодекс РФ об административных правонарушениях (КРФ об АП) не определяет, какие виды нарушений могут быть выявлены при использовании камер фото, видео наблюдения, работающими в автоматическом режиме.
Таким образом, факт выявления нарушений ПДД РФ, камерами, работающими в автоматическом режиме, совершенных с использованием транспортных средств, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (статья 28.1 КРФ об АП).
При этом протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу выносится без участия лица, привлекаемого к административной ответственности.
Копия постановления направляется в трехдневный срок со дня его вынесения в адрес собственника транспортного средства.
Участники дорожного движения, в соответствии с требованиями ПДД РФ, информируются о применении средств фото видео фиксации на соответствующих участках дорог.
Дорожные знаки и светофорные объекты, оборудованные табличкой 8.23 «Фотовидеофиксация» информируют участников дорожного движения о возможной фиксации административных правонарушений в зоне действия знаков или участке дороги.
В соответствии с изменениями в ПДД РФ, внесенными Постановлением Правительства РФ от 21.01.2013 N 20, информационная табличка «Фотовидеофиксация» применяется:
-
на железнодорожных переездах, оборудованных и не оборудованных шлагбаумом (1.1, 1.2);
-
на перекрестках, пешеходных переходах, участках дороги со светофорным регулированием (1.8);
-
на пешеходном переходе (1.22);
-
в местах дороги, куда въезд транспортным средствам запрещен (3.1);
-
в местах, где запрещено движение транспортных средств (3.2-3.7);
-
в местах, запрещающих повороты и разворот (3.18.1.,3.18.2, 3.19);
-
в местах, запрещенных для обгона (3.20, 3.22);
-
в местах с ограничением максимальной скорости движения (3.24),;
-
в местах с ограничениями остановки – стоянки транспортных средств (3.27 – 3.30);
-
на полосах дорог предназначенных для движения маршрутных транспортных средств (5.14);
-
в жилых зонах и зонах с ограничением стоянки транспортных средств (5.21, 5.27);
-
в зонах с ограничением максимальной скорости движения (5.31);
-
со светофорами.
Лицам, производящим обжалование постановление ГИБДД по видеофиксации, следует знать, что наличие или отсутствие таблички 8.23 «Фотовидеофиксация» на месте выявления административного правонарушения не является обстоятельством, освобождающим от ответственности.
Поэтому водителям, управляющим транспортными средствами на перечисленных участках дорог, не следует расценивать отсутствие дополнительной таблички, как показатель отсутствия видео (фото) контроля.
Сложившаяся в настоящее время правоприменительная практика рассмотрения дел об административных правонарушениях идет по пути достаточности установления факта нарушения ПДД РФ.
Главным условием для признания лица виновным в совершении административного проступка и привлечением его к ответственности является доказанность факта совершения им правонарушения.
ВС разъяснил вопросы ответственности за дорожно-транспортные нарушения
Постановления по делам об административных правонарушениях, выявленных и системами видеофиксации, выносятся инспекторами по исполнению административного законодательства (ИАЗ) Центров видеофиксации подразделений ГИБДД ГУ МВД России (областных, краевых республиканских) в которые поступили материалы от соответствующих технических средств (статья 29.5 КРФ об АП).
Обжалование постановлений ГИБДД, производится путем подачи жалобы на имя руководителя Центра видеофиксации подразделения ГИБДД или в Федеральный суд в порядке, установленном законом.
Статья в помощь:
Порядок обжалования постановлений ГИБДД
При производстве по делам об административных правонарушениях, выявленных камерами, работающими в автоматическом режиме, положения Закона о презумпции невиновности действуют с ограничительной оговоркой (примечание к статье 1.5 КРФ об АП).
Суть примечания состоит в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, обязано доказывать свою невиновность в совершении административного правонарушения.
В силу прямого указания Закона, к ответственности привлекается собственник или владелец транспортного средства.
Указанное лицо (собственник или владелец) может быть освобождено от административной ответственности, в порядке и на условиях, определенных в статье 2.6.1 КРФ об АП.
Для освобождения от административной ответственности за нарушения ПДД РФ, выявленные способом видео (фото) контроля, являются наличие условий:
-
подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении;
-
подтверждение данных о том, что в момент фиксации нарушения ПДД РФ, транспортное средство находилось во владении (пользовании) у другого лица, не собственника, либо выбыло из обладания последнего, вследствие противоправных действий третьих лиц.
Правильно определить юридически значимые обстоятельства, позволяющие подготовить и обосновать жалобу, представить доказательства невиновности собственника транспортного средства, с наибольшей эффективностью может специализирующийся на защите прав автомобилистов адвокат.
Многочисленные утверждения скептиков о бесперспективности обжалования постановлений ГИБДД по видеофиксации правонарушений в области безопасности дорожного движения, коренятся на почве непрофессионализма и основаны на отрицательном личном опыте.
- Все о ДТП и автостраховании
После появления электронных полисов на практике встал вопрос: обязан ли водитель предъявлять инспектору его распечатку? В Правилах тогда говорилось только о подлиннике старого бумажного полиса, а не о распечатке нового электронного. В 2018 г. в ПДД были внесены изменения (постановление Правительства РФ от 24.11.2018 № 1414 «О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090»). В числе документов, которые водитель обязан предъявлять инспектору, появилась «распечатанная на бумажном носителе информация о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа» (п. 2.1.1 ПДД).
А вот про КоАП РФ тогда, видимо, забыли. В нем по-прежнему установлена ответственность за управление автомобилем без страхового полиса (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ). А про распечатку электронного полиса не сказано ни слова. В связи с этим Пленум ВС РФ разъяснил, что за отсутствие распечатки электронного полиса ответственность не грозит (п. 5 Постановления). При желании инспектор на дороге сможет сам «пробить» наличие или отсутствие страховки по своей базе.
До разъяснений Пленума ВС РФ суды настаивали на наличии распечатки и наказывали водителей, даже если они показывали электронный полис на экране смартфона (решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 17.10.2018 по делу № 12-529/2018).
К сведению
Если вы оформили обычный полис на бумажном носителе, то обязательно возите его с собой. Иначе инспектор может вынести предупреждение или оштрафовать вас на 500 руб. (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).
Обжалование постановления ГИБДД по видеофиксации
Пленум ВС РФ подтвердил сложившийся в судебной практике подход: обгон по полосе встречного движения должен быть и начат, и закончен в соответствии с ПДД (постановления ВС РФ от 27.10.2016 № 84-АД16-7, Московского городского суда от 02.05.2017 № 4а-7661/2016, Саратовского областного суда от 20.09.2016 № 4А-575/2016).
Если же водитель выехал на встречную полосу по правилам (например, через прерывистую разметку), а завершил маневр с нарушением (скажем, через сплошную), его ждет наказание (п. 15 Постановления). Это либо штраф 5000 руб., либо лишение прав на срок от четырех до шести месяцев (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ).
Еще одно правило, по поводу которого водители часто судятся, – обгон тихоходных транспортных средств по встречной полосе. Пленум ВС РФ напомнил, во-первых, что по общему правилу тихоходный транспорт можно обгонять под знак «Обгон запрещен», но только если нет других запретов (например, запрещен обгон на пешеходных переходах и на перекрестках со светофорами).
Во-вторых, обогнать можно только тихоходное транспортное средство, для которого заводом-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч. Если же со скоростью до 30 км/ч едет обычный автомобиль, то обгонять его под знак «Обгон запрещен» нельзя. Такая же позиция в судебной практике встречалась и прежде (постановление Астраханского областного суда от 22.10.2018 по делу № 4А-425/2018, решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 19.10.2018 по делу № 12-78/2018).
В Правилах подробно написано, где можно припарковаться, а где нельзя (раздел 12). Но есть места, на которые действие Правил не распространяется. Например, газон или детская площадка. Возникает вопрос: как наказывать нарушителей, если они оставили машину на этих или других объектах благоустройства? Ответ: в соответствии с региональным законодательством об административных нарушениях (абз. 3 п. 17 Постановления).
Управление автомобилем в состоянии опьянения и отказ пройти медицинское освидетельствование – серьезные нарушения. И санкции за них суровые. На первый раз – штраф 30 000 руб. или лишение прав на полтора-два года (ст. 12.6 и 12.28 КоАП РФ), а в случае рецидива – уголовная статья (264.1).
Но, видимо, не все водители понимают опасность этих нарушений и раз за разом заявляют в судах о малозначительности нарушения. Суды, разумеется, прохладно относятся к этим доводам (решения Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 25.01.2019 по делу № 12-31/2019, Ангарского городского суда Иркутской области от 24.01.2019 по делу № 12-1088/2018, Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка от 14.01.2019 по делу № 12-157/2018, Благодарненского районного суда Ставропольского края от 28.11.2018 по делу № 12-82/2018, Свердловского районного суда г. Костромы от 23.11.2018 по делу № 12-164/2018).
Пленум ВС РФ подтверждает приверженность сложившейся практике: эти нарушения ни при каких обстоятельствах не могут считаться малозначительными (п. 13 Постановления). Следовательно, уйти от наказания по ст. 12.6 или 12.28 КоАП РФ со ссылкой на малозначительность не получится.
Многим знакома ситуация, когда добропорядочные водители томятся в пробке, а по обочине с ветерком летят те, кому нужно доехать из точки «А» в точку «Б» быстрее всех. Мало того, что они поднимают клубы пыли с обочины, так еще и перестраиваются потом в ряды, где стоят законопослушные водители. В результате все, кроме «обочечников», вынуждены стоять в пробке еще дольше.
Штраф за движение по обочине составляет 1500 руб. (ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ). А еще в случае ДТП «обочечник» почти наверняка будет объявлен виновником. Пленум ВС РФ разъяснил, что законопослушные водители (например, поворачивающие налево со «встречки» или выезжающие из двора) не обязаны уступать дорогу «обочечнику» (п. 14 Постановления).
Такой подход в судебной практике встречался и раньше (постановление ВС РФ от 04.09.2015 № 46-АД15-29, апелляционное определение Московского городского суда от 20.11.2018 по делу № 33-51168/2018, определение Московского городского суда от 28.02.2019 № 4г-1798/2019 по делу № 2-864/18).
Аналогично не имеют преимущества нарушители, которые едут на красный свет или по «встречке» на дороге с односторонним движением.
Выигранные ДЕЛа О ЛИШЕНИИ ПРАВ
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Подобная вина устанавливается в случаях, когда оба участника происшествия нарушили какие-либо правила движения, что и стало причиной возникновения аварии. Различают два вида обоюдной вины:
- равнозначная (50/50%). В таком случае ни один из участников не может рассчитывать на получение страховых выплат и ремонтируют все повреждения автомобиля за собственный счет;
- неравнозначная (например, 70/30%). Водитель, степень вины которого меньше, может надеяться на компенсацию, но сумма ее будет значительно меньше.
Практика показывает, что водители, признанные обоюдновиновными в совершении ДТП, в большинстве случаев вынуждены обращаться в суд, для определения степени вины каждого из них.
Пример из практики. В январе 2018 года суд г. Санкт-Петербурга рассматривал дело, обстоятельства его таковы: произошло столкновение двух автомобилей, сотрудники ДПС, прибывшие на место аварии, вынесли постановление, из которого следует, что водитель, находившийся за рулем автомобиля А, двигался со значительным превышением скорости, а водитель автомобиля Б нарушал правила пересечения перекрестков.
Было установлено, что происшествие совершено по обоюдной вине. Но гражданин, управлявший автомобилем А с подобным решением не соглашался, полагая, что его степень вины меньше и виновником ДТП является второй водитель, затруднивший проезд по перекрестку. Рассмотрев дело суд вынес решение об оставлении иска без удовлетворения, по причине того, что оба водителя имели возможность избежать столкновения, но не воспользовались ею, а, следовательно, степень вины у них равнозначна.
ДТП признается бесконтактным в случаях, когда столкновение с транспортным средством, пешеходом или другим объектом происходит из-за действий водителя, создавшего помеху виновнику дорожно-транспортного происшествия. Подобные аварии должны оформляться сотрудниками ДПС, а в документах делается отметка о том, что авария произошла по вине водителя, создавшего помеху.
Пример из практики. В феврале 2018 суд г. Волгограда вынес решение по следующему делу: водитель автомобиля А, ехавший по главной дороге, чтобы уйти от столкновения с автомобилем В, водитель которого проигнорировал знак, обязывающий уступить дорогу, был вынужден перестроиться на вторую полосу, но не рассчитав расстояние, врезался в автомобиль С.
Сотрудники Госавтоинспекции, прибывшие на место происшествия, установили, что авария произошла по вине водителя, управляющего автомобилем В. Однако суд, изучив записи видеорегистратора с автомобиля С, решил, что виновником ДТП является водитель А и обязал его компенсировать ущерб владельцам транспортных средств, пострадавшим от его противоправных действий.
Если в результате ДТП погибает человек, то возбуждается уголовное дело по факту ДТП. Страховой полис ОСАГО в какой-то мере компенсирует расходы, связанные с кончиной пострадавшего, но зачастую родственники умершего обращаются в суд, чтобы взыскать в виновника ДТП компенсацию морального вреда в полном объеме.
В таких ситуациях без квалифицированной защиты по уголовным делам о дтп обойтись не получится.
Отдельно рассмотрим ситуацию, при которой водитель оставил место ДТП. Следовательно, суд уже вынес постановление о лишении водительских прав. Поэтому обжаловать придется судебное решение через вышестоящую инстанцию.
При доказывании невиновности следует опираться на одно из следующих обстоятельств:
- должностное лицо допустило ошибку при квалификации правонарушения;
- происшествие признали малозначительным;
- вина водителя отсутствует;
- в протоколе есть ошибки, из-за которых его можно признать недействительным.
Согласно судебной практике, самые высокие шансы на оспаривание вины в ДТП есть в двух случаях:
- возникла крайняя необходимость, из-за чего водителю пришлось покинуть место столкновения;
- автомобилист не понял, что случилась авария.
Поэтому тщательно подготовьте доказательства вашей невиновности.
Согласно ст. 30.2 КоАП РФ, если в отношении водителя было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, то обжалование его подлежит:
- вышестоящим должностным лицом ГИБДД;
- в суде.
Жалоба на постановление в деле об административном правонарушении подается должностному лицу, который его вынес. На него ложиться обязанность в течение трех дней со дня получения жалобы направить ее вышестоящему должностному лицу, включая все материалы дела. Жалоба на постановление, вынесенное судьей, направляется в районный суд по месту вынесения постановления, а срок обжалования составляет 10 дней.
Через суд оспаривают постановление о привлечении к административной ответственности. Чтобы все сложилось удачно, придерживайтесь следующих правил:
- Изучите материалы дела
Внимательно просмотрите справку и схему ДТП, протокол осмотра места аварии, акты медицинских освидетельствований, заключения экспертиз. Если обнаружите процессуальные нарушения, оспорить вину в ДТП будет намного легче.
- Выявите несоответствия законодательству
Помните, что если в процессуальных документах обнаружатся нарушения, то они признаются недействительными. Уделите их изучению особое внимание.
- Проведите экспертизу
Если автотехническая или трасологическая экспертиза не проводилась, то самое время обратиться к специалистам. Они помогут определить, как вели себя ТС на месте аварии, что пытался сделать водитель, чтобы предотвратить столкновение. Заключение эксперта может в корне отличаться от мнения сотрудников ГИБДД.
«Виновному» водителю важно обратить внимание суда на все детали, которые свидетельствуют о его невиновности. Чем больше доказательств будет представлено, тем выше вероятность положительного исхода процесса.
Учтите, что суд при обжаловании устанавливает не вину водителя, а только обоснованность постановления о нарушении. Поэтому так важно присутствовать на заседании, чтоб вовремя заявлять ходатайства, вносить возражения и иным образом участвовать в процессе.
Не пропускайте заседания суда и предоставьте максимум доказательств своей невиновности.
Последние обсуждения на форуме:
- Учусь в автошколе. Инструктора не могут однозначно ответить на
- Можете разъяснить в деталях , как правильно въезжать .
- Кто будет виновник аварии в данной ситуации?
- Правда, что начали выдавать права с 17лет? Многие СМИ утверждают.
- Учусь в автошколе экзамены будут в апреле, распространится ли
Ситуация:
Автолюбитель двигался по шоссе в направлении Москвы, на посту ДПС при проверке документов сотрудник ДПС указал на запах алкоголя и предложил пройти медицинское освидетельствование. Автолюбитель согласился.
После проведения освидетельствования, которое показало наличие алкоголя в парах выдыхаемого воздуха, в количестве 0.32%о, в отношении автолюбителя был составлен протокол по ст. 12.8 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и дело было передано к Мировому судье в Московскую Область.
Автолюбитель обратился за юридической помощью.
После изучения ситуации, были предприняты действия в результате которых:
- Административный материал был передан по месту жительства автолюбителя в г. Москву;
- Была подана жалоба на Акт медицинского освидетельствования, в результате чего Городская контрольная комиссия экспертизы опьянения признала автолюбителя трезвым.
Юридическая практика по уголовным делам по ДТП
Так, по одному из дел Верховный Суд отменил все судебные решения в части лишения водителя прав вследствие несоблюдения порядка медицинского освидетельствования. Все дело в том, что соответствующая инструкция предполагает осуществление нескольких тестов. Однако в рассматриваемом случае было проведено только одно исследование.
В результате судьи высшей инстанции сочли акт медицинского освидетельствования ненадлежащим доказательством алкогольного опьянения. Как следствие, водитель освобожден от наказания и административное дело в отношении него было прекращено ввиду сроков давности.
Другое решение Верховного Суда также касается несоблюдения порядка медосвидетельствования. Дело в том, что врач произвел замеры двумя разными приборами, которые имели разные погрешности.
В результате оказалось, что уровень алкоголя в крови водителя был едва выше допустимых показателей. Поэтому суд счел результаты медицинского освидетельствования также неубедительными.
Третий случай также касается нарушений, допущенных медиками. В отношении водителя было проведено три замера, однако в акте медицинского освидетельствования не был указан временной интервал.
Кроме того, одно из исследований показало, что уровень алкоголя в крови водителя был ниже допустимого. Поэтому Верховный Суд счел результаты медиков неубедительно. В добавок ко всему, у владельца машины не было зафиксировано признаков опьянения, что также немаловажно.
Следует также сказать, что суд в делах, связанных с лишением прав, учитывает наличие отягчающих обстоятельств, а также личность нарушителя.
Например, в одном из подобных споров водитель был замечен за управлением машины в нетрезвом состоянии. В результате ему был выписан штраф в сумме 30 рублей. Также последовало и лишение водительского удостоверения за пьянку почти на два года.
Однако, Верховный Суд посчитал такие санкции чрезмерными, и уменьшил срок лишения прав до полутора лет. При этом были взяты во внимание отсутствие отягчающих обстоятельств и то, что ранее водитель не привлекался к административной ответственности.
За какие нарушения лишают водительских прав в 2018 году – каждому водителю лучше всего заранее ознакомиться с данным вопросом. Так как процедура возврата удостоверения водителя требует не только длительных затрат времени, но также пересдачи экзамена на вождение (в некоторых случаях).
Наиболее часто водительского удостоверения на данный момент лишают за следующие нарушения:
- за управление ТС в нетрезвом виде (алкогольном опьянении, наркотическом);
- за участие в ДТП;
- за серьезное нарушение ПДД;
- за наличие задолженностей перед государством.
Одна из самых частых статей КоАП, по которой граждан РФ лишают прав — №12.8 (управление ТС в нетрезвом виде). На законодательном уровне установлен допустимый предел наличия алкоголя в крови.
Пример 1
Решением судьи мирового суда г. Барнаула «данные изменены» И. И. признается виновным в свершении нарушения по ч. 1 ст. №12.8 КоАП. Мерой наказания в связи с данным деянием назначается лишение водительского удостоверения на срок 1 год и 6 месяцев.
Запрет на управление ТС наложен прямо в зале суда. Защитник «данные изменены» И. И. обжаловал вынесенное решение в выше стоящей инстанции, но оно было оставлено без изменений.
Пример 2
Гражданин «данные изъяты» осуществлял управление ТС в трезвом виде. Был остановлен сотрудниками ДПС. Инспекторы предположили, что водитель находится под воздействием алкоголя. Была назначена экспертиза.
После её прохождения алкотестер показал результат величиной в 0.16 мг/л – что несколько выше допустимого законом показателя. В последствии водителем была проведена повторная проверка – самостоятельно, в то же время. Показания были иные.
В результате проводимого судебного разбирательства протокол был признан недействительным, водительское удостоверение возвращено водителю.
При свершении определенных нарушений правил дорожного движения возможно лишение водительского удостоверения.
Управляющий ТС, находясь в состоянии опьянения, свершил выезд на полосу встречного движения при обгоне через две сплошные полосы.
Результатом стало лобовое столкновение с движущимся по встречной транспортным средством. Результатом данного дорожно-транспортного происшествия стала гибель двоих людей.
Было назначено судебное разбирательство. Судья постановил, что на основании нарушения водитель должен нести ответственность согласно ч. 6 ст. №264 УК РФ.
Было вынесено решение, назначающее срок наказания в виде лишения свободы на 9 лет и лишения права управлять ТС на 5 лет.
Водитель двигался на шоссе, на котором были расположены трамвайные пути. При отсутствии каких-либо разрешающих знаков и необходимости был свершен выезд на встречные.
Инспекторами ДПС был составлен протокол, предписывающий нарушение согласно ст. №12.15.4 КоАП. Было назначено судебное заседание.
Суд вынес решение, согласно которому водитель лишается права управлять транспортным средством на срок 6 месяцев. Также назначен штраф. Величина его составит 5 тыс. рублей. Обжалование не принесло никаких результатов.
Пример 3
Водитель при пересечении перехода из-за своей невнимательности сбил пешехода. Результатом стало нанесение тяжких телесных повреждений. Была проведена судебная медицинская экспертиза.
Суд, на основании ст. №264 Федерального закона №20-ФЗ от 13.02.09 г., постановил назначить виновному следующее наказание:
- арест на срок до 6 месяцев;
- лишение водительского удостоверения – на срок до 3 лет.
Пострадавший на применение с виновным идти отказался, потому назначенный приговор был приведен в исполнение. Защитник виновного обжаловал решение в выше стоящей инстанции. Решение было оставлено в силе.
Некоторые нарушения правил дорожного движения могут служить причиной лишения возможности управлять автомобилем. При этом осуществить возврат прав в случае, если водитель попросту согласился с составленным протоколом, будет попросту невозможно.
Водитель осуществлял движение через железнодорожный переезд, по окончании пересечения которого был включен сигнал, запрещающий движение. Съезд был завершен при закрытии шлагбаума.
Через 50 м от ж/д переезда инспектор ДПС остановил автомобиль и составил протокол по ч. 1 ст. 12.10 КоАП РФ. Впоследствии водитель был лишен прав на 3 месяца.
Водитель Иванов И. И. двигался по дороге, направления движения которой были разделены двойной сплошной разделяющей полосой.
Был составлен протокол на основании данного нарушения, так как предписывающих знаков не было. Суд г. Москвы установил наказание в размере 6 месяцев лишения права на управление транспортным средством.
Водитель осуществил въезд на полосу движения. При этом над въездом был установлен «кирпич» — знак 3.1. Судом было вынесено соответствующее постановление. На основании ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ был составлен протокол и передан в суд.
Судебное решение по данному делу включает в себя следующее наказание:
- штраф в размере 5 тыс. рублей;
- лишение водительского удостоверения на 6 месяцев.
Водитель с данным решением был полностью согласен. Обжалование отсутствует.
Лишение водительского удостоверения – одна из самых суровых мер наказания для любого автолюбителя. Конечно, никто не хочет остаться пешеходом на срок от одного месяца до трех лет. Именно такое наказание за несоблюдение Правил дорожного движения предусматривает КоАП РФ в статье 3.8, ч. 2. Если такая неприятность все же случилась, следует разобраться со многими вопросами, в том числе с тем, как проходит суд по лишению водительских прав в 2018 году.
Первый вопрос, который наверняка заинтересует водителя, подпавшего под санкции: как узнать, когда будет суд по лишению прав? Как правило, судебные органы оповещают водителя о дате проведения разбирательства при помощи повестки. Однако, как показывает практика, очень часто повестки по ряду причин не попадают в руки привлеченного к суду нарушителя.
Чтобы перестраховаться, рекомендуется самостоятельно обратиться в ближайшее отделение ГИБДД. Там несложно узнать не только число, на которое назначен процесс, но и то, в какой судебный участок попало дело.
Многие хотели бы знать, через сколько приходит повестка в суд на лишение водительских прав. Ответить однозначно невозможно. Дело в том, что процесс рассмотрения таких дел достаточно сложен.
Изначально инспектор, выявивший нарушение ПДД, пишет протокол. Здесь возникает еще один насущный вопрос: кто лишает водительских прав, суд или ГАИ? Согласно законодательству, изымать права сотрудник дорожной полиции не вправе, лишить водительского удостоверения может только суд: для этого должно пройти судебное разбирательство.
После получения протокола дело направляется в определенный судебный участок. Как только протокол будет рассмотрен судебным органом (на это дается 15 дней), водитель получит от него повестку.
Чтобы не пропустить суд о лишении водительских прав и получить шанс оспорить свое правонарушение, крайне рекомендуется самостоятельно узнать дату его проведения.
Камеры видеофиксации сегодня установлены во всех городах и на аварийных участка в сельской местности, заставляя водителей быть внимательными и осторожными на дороге.
Это современное, высокочувствительное оборудование способно с высокой точностью фиксировать нарушения ПДД, фиксировать отличительные признаки автомобиля и его номерные знаки.
На сегодняшний день, камеры фиксируют следующие нарушения:
- превышение скоростного режима (с точностью до 2 км/час);
- неправильную парковку;
- остановку на обочине в неразрешенных местах;
- движение по выделенным полосам;
- неправильное движение на светофоре пешеходных переходах;
- неправильное пересечение стоп-линии;
- пересечение сплошных разделительных полос и выезд на встречные полосы движения;
- езду с непристегнутым ремнем.
В отличие от фиксации нарушений ПДД «живым» сотрудником ГИБДД, камеры видеофиксации работают в автоматическом режиме, передавая видеоматериалы сразу в ЦАФАП (центры автоматической фиксации административных правонарушений ГИБДД). В центре снимок обрабатывается: сканируется номер авто, по базе данных Госавтоинспекции устанавливается личность его владельца, после чего данные проверяются оператором, и нарушителю постановление о штрафе.
В идеале система должна работать безошибочно, так как отсутствует субъективный человеческий фактор. На деле же, камеры видеофиксации регулярно ошибаются, и «письма счастья» очень часто получают невиновные.
Более того, если инспектор ГИБДД обязан выслать постановление нарушителю в течение 3 суток с момента составления протокола, то извещения с камер видеофиксации по почте часто приходят через 7-15 дней, когда почти не остается времени на обжалование решения.
Самая распространенная ошибка, которую допускают несправедливо или ошибочно оштрафованные водители – игнорирование штрафа. Дело в том, что на уплату штрафа у автовладельца есть 60 дней (КоАП, статья 32.2). В течение этого срока надо или заплатить штраф или опротестовать его в течение 10 дней с момента получения постановления (КоАП, статья 30.3).
Если ни то, ни другое за эти 10 суток не сделано, ЦАФАП оформляет второе постановление и отправляет его судебным исполнителям на исполнение. При этом сумма штрафа удваивается или заменяется 50 часами обязательных работ (КоАП статья 20, ч.1), а если сумма первого штрафа превышает 10.000 рублей, то вам дополнительно будет ограничен выезд из страны (ФЗ №229, ст. 67).
Поэтому оставлять неоплаченный штраф без внимания не следует ни в коем случае – это чревато более жесткими мерами наказания. Оспаривание же штрафа потребует от вас понимания и соблюдения ряда бюрократических процедур, если вы рассчитываете на положительный исход спора.
При оспаривании штрафа с камер видеофиксации, презумпция невиновности не действует (КоАП РФ, статья 1.5, ч.3), и вам самим придется доказывать, что решение о наказании вынесено ошибочно.
Это сделать сложно, но, если вы уверены, что нарушения не было, а результат видеофиксации ошибочен, то шансы отстоять свои права есть.
Вашими союзниками здесь станут несовершенная видеоаппаратура и неурегулированное законодательство.
Ситуаций, когда можно смело подавать апелляцию на вынесенное ГИБДД решение, много:
- ошибки в постановлении (чужой штраф);
- ваш автомобиль технически не способен развить скорость, которую ему приписывает видеокамера;
- место нарушения на фото указано неверно, или вы там не были;
- на указанном участке дороги нет запрещающего знака или нет знака видеофиксации (для стационарных камер);
- за рулем авто в момент нарушения находились не вы (другой водитель, или машина в угоне);
- видеокамера зафиксировала тень от машины на обочине, а не само авто;
- камера неправильно определила марку и модель автомобиля (авто-двойник);
- камера неправильно определила номер машины или его невозможно прочитать;
- камера видеофиксации не сертифицирована или у обслуживающего персонала нет разрешительных документов на видеофиксацию;
- за одно нарушение выписано несколько штрафов.
Пленум ВС обсудил разъяснения к главе КоАП о нарушениях ПДД
Итак, вы реши опротестовать неправильно или ошибочно выписанный штраф с камеры видеофиксации. У вас на это по закону есть 10 дней с момента получения по почте постановления ГИБДД. Что необходимо знать и учесть?
Сразу следует проверить сроки выписки документа: штрафы с камер видеофиксации часто приходят с опозданием, и у вас может не остаться 10 суток на обжалование постановления.
В этом случае снова два выхода: или заплатить (первые 20 суток со скидкой 50%) или сразу обратиться в суд с ходатайством о восстановлении срока давности по уважительной причине (инспекторы поздно выслали постановление, вы были в командировке и т.п.).
После подачи вашего ходатайства, суд затребует в ЦАФАП оригиналы документов о нарушении вами ПДД. Обычно сотрудники ЦАФАП не могут их предоставить – оригиналы уничтожаются после передачи документов судебным исполнителям, а копии суд не принимает. В этом случае, за отсутствием доказательств состава преступления, постановление о штрафе может быть отменено.
Жалоба на неправомерно выписанный штраф с камер видеофиксации подается должностному лицу ЦАФАП, выписавшему постановление, вышестоящему руководителю ГИБДД или в суд (КоАП, статья 30.2). Сделать это можно лично, по почте с уведомлением или через интернет-сервисы.
Рассмотрение жалобы занимает не более 10 суток. Поле этого соответствующая организация аннулирует штраф или ответит вам мотивированным отказом. В этом случае необходимо в 30-дневный срок заплатить штраф или продолжить борьбу – обратиться с такой же жалобой в суд по месту регистрации вашего управления ГИБДД, а затем в суды высшей инстанции.
Суд имеет на рассмотрение вашей жалобы до 60 дней, и на этот период вы имеете право не платить штраф. В судебной жалобе необходимо указать все перечисленное ранее, но следует уточнить список процессуальных нарушений, допущенных при рассмотрении спора в ГИБДД.
Ускорить и упростить процесс подачи жалобы на выписанный с камер видеофиксации штраф позволяют сегодня некоторые интернет сервисы.
- Вы можете обратиться к сотрудникам ЦАФАП через сайт ГИБДД в разделе «Обращения» или «Штрафы» (кнопа «Обжаловать»). К жалобе обязательно следует прикрепить сканы документов и фотофиксации, подтверждающих вашу невиновность.
- Автовладельцы, зарегистрированные в Москве, могут обратиться в МАДИ ГИБДД через портал «Автокод».
- Недавно появилась возможность обжаловать штрафы с видеокамер на портале «Госуслуги». После регистрации, переходите в раздел «Штрафы ГИБДД» — «Получить услугу», указываете данные своего ВУ и СТС автомобиля, либо номер полученного постановления. Внизу страницы появится кнопка «Обжаловать». Нажимаете на нее, в появившемся окне заполняете форму, пишете текст обращения и прикрепляете документальные доказательства своей невиновности и отправляете документ на рассмотрение.
Поскольку дорожные камеры устанавливает не государство, а частные компании (пусть и по согласованию с ГИБДД), для максимального заработка они будут их ставить там, где водители нарушают правила чаще всего. Технический уровень комплексов фиксации нарушений вырос настолько, что с помощью камер уже можно зафиксировать нарушения как минимум 9 пунктов ПДД:
1. Превышение максимально допустимой скорости на участке дороги. Какие-то камеры оборудованы радарами и сразу определяют скорость движения, а другие – замеряют время движения автомобиля между двумя пунктами, рассчитывая среднюю скорость. Это часто используется в тоннелях, где скоростной режим особенно важно соблюдать.
Лишение водительских прав — одно из самых строгих наказаний для владельца транспортного средства. Назначается оно только в судебном порядке. В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ судьям, как и сотрудникам Госавтоинспекции, разрешается штрафовать нарушителей.
Примечание. Инспекторы не имеют права забирать у шофёра документы при фиксации нарушения, даже очень серьёзного.
Разберём конкретную ситуацию. К примеру, водитель нарушил требования ч. 4 ст. 12.15 КоАП, выехав на полосу встречного движения. Инспектор, который заметил это, по закону обязан составить и передать протокол вышестоящему лицу в ГИБДД.
Начальник инспектора рассматривает дело и приглашает человека, находившегося в тот момент за рулём, для разбора дорожной ситуации в группу разбора ГИБДД. Во время приёма проверяется задолженность по штрафам, даётся оценка действиям шофёра и т.д. По итогам этого мероприятия начальник ГИБДД выносит решение, выбирая между назначением денежного наказания за проступок или началом судебного разбирательства.
Признали виновным в ДТП как обжаловать
Протокол направляется в судебный орган. Судья принимает документы, собранные сотрудником ГИБДД, и приобщает их к делу. После назначается число и конкретное время судебного процесса. Автонарушитель узнаёт об этом благодаря повестке, отправленной заблаговременно.
Примечание. Владелец транспортного средства имеет полный доступ к материалам следствия для ознакомления.
Да, это возможно. Каждое нарушение правил дорожного движения (по указанным статьям) позволяет водителю надеяться на получение штрафа. В первую очередь это касается водителей, которые нарушили ПДД впервые и не имеют неоплаченных штрафов.
На практике судебные органы, занимающиеся рассмотрением подобных дел, в первую очередь обращают внимание на наличие задолженностей. Отсутствие неоплаченных штрафов – большой плюс. Увеличивает шанс выйти из неприятной ситуации с наименьшими потерями, то есть получить «наказание рублем».
Помимо отсутствия неоплаченных штрафов и ранее совершенных нарушений ПДД, мировой судья обращает внимание на следующие смягчающие обстоятельства:
- раскаяние в содеянном;
- предотвращение вреда от нарушения ПДД;
- добровольную остановку (например, во время движения «по встречке»);
- явку с повинной;
- содействие при рассмотрении дела;
- возмещение вреда, нанесённого в результате нарушения;
- беременность;
- наличие малолетних детей;
- нахождение в состоянии аффекта;
- если нарушителю менее 18 лет.
Наказание смягчается при наличии одного или нескольких из вышеперечисленных пунктов. Необходимо изучить перечень, чтобы указать на них при объяснении в судебном органе или разборе дорожной ситуации в ГИБДД.
- Водитель нарушил ПДД или попал в аварию в нетрезвом виде или после приёма наркотических веществ.
- Нарушение совершено повторно.
- На момент нарушения в городе было объявлено чрезвычайное положение.
Наиболее серьёзным отягчающим обстоятельством является целенаправленное продолжение нарушения ПДД, невзирая на требование прекращения со стороны представителей ДПС. Например, водитель двигался «по встречке» и отказывался останавливаться, несмотря на команды, доносящиеся из громкоговорителя машины постовой службы.
Нет, никаких штрафов за игнорирование этого мероприятия не предусмотрено. Судебный процесс пройдёт без обвиняемого. Если водитель забудет или целенаправленно не явится на заседание, также не последует переноса. Просто мировой судья рассмотрит дело и примет решение, несмотря на отсутствие объяснений со стороны нарушителя ПДД.
Однако расклад будет не в пользу водителя. Судья опросит понятых и/или свидетелей, выслушает инспектора ДПС и ознакомится с протоколом. В итоге автонарушитель, скорее всего, будет лишён прав.
Поэтому если имеются доказательства, то необходимо явиться в суд и попытаться отстоять свою точку зрения. Только в этом случае можно будет надеяться на принятие положительного решения.
Нарушение ПДД и судебная практика
Эта информация указана в ст. 31.1 КоАП РФ. Спустя 10-дневный срок после издания соответствующего Постановления, решение о лишении прав начинает действовать. Это относится к тем случаям, когда владелец авто согласился с судебным органом и не захотел тратить время на обжалование. Для добровольной явки в отделение ГИБДД и передачи прав даётся ещё 3 суток.
В статье 4.5 КоАП РФ установлена четкая зависимость сроков давности от вида нарушений. Если речь идет о правилах дорожного движения – период прекращения административного преследования составляет от 2 до 12 месяцев.
Важно! Начало срока давности начинается с даты факта и официальной регистрации правонарушения.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ регламентируются следующие сроки давности для административных правонарушений:
- 2 месяца. Нарушения, которые выносятся на рассмотрения должностными лицами (сотрудники ГИБДД или ДПС). К ним относятся штрафы за превышения установленного скоростного режима, игнорирование знаков дорожного движения или нечитаемый регистрационный номер ТС.
- 3 месяца. Нарушения, которые подлежат рассмотрению через судебные инстанции. В большинстве случаев к ним относятся правонарушения, которые влекут за собой штраф в крупном размере или лишение водительского удостоверения (вождение в состоянии алкогольного опьянения, езда в противоположном направлении по дороге с односторонним движением или скрытие с места ДТП).
По отдельным пунктам КоАП для нескольких нарушений предусмотрен срок давности привлечения к административной ответственности в течение 12 месяцев. Сюда относятся:
- ст. 12.8 – передача управления транспортным средством третьим лицам в состоянии алкогольного опьянения;
- ст. 12.24 – нарушения правил движения, которые повлекли за собой причинения вреда здоровью легкой или средней тяжести;
- ст. 12.26 – отказ от прохождения обязательного медицинского освидетельствования;
- ч. 3 ст. 12.27 – употребление спиртного или наркотических веществ после совершения ДТП;
- ч. 2 ст. 12.30 – нарушения ПДД в состоянии алкогольного опьянения пассажиром, пешеходом или велосипедистом.
Штрафы за нарушение ПДД перечисляются водителями на расчётный счёт местного отделения ГИБДД. При отсутствии оплаты штрафа в течение 70 дней после вынесения постановления об их назначения, документы о взыскании передаются в ФССП. Игнорирование оплаты штрафов является нарушением действующего законодательства, за которое предусмотрены меры административного и уголовного наказания.
Каким образом используется срок давности по АП?
Если любой участник дорожного движения нарушил правила ПДД и не был официально привлечен к ответственности с момента совершения нарушения до завершения срока давности – законных оснований для дальнейшего преследования нет.
Водитель транспортного средства 01.09.17 года превысил допустимую скорость в 40 км/ч на отдельном участке дороги и ехал со скоростью 70 км/ч. Другой участник движения на своем автомобиле с видеорегистратором снял данное нарушение и решил привлечь нарушителя к административной ответственности. Чтобы сделать это на законных основаниях – все доказательства должны быть переданы и зарегистрированы сотрудниками государственной инспекции в 2-х месячный срок до 01.11.17 г. Если нарушение будет официально оформлено позднее этой даты – с водителя снимается ответственность и он не может быть подвергнут административному наказанию.
Как оспорить зафиксированные камерами нарушения ПДД
Если в ч.1 ст. 4.5 КоАП говориться о нарушениях, которые носят установленный временной характер (проезд запрещающего сигнала, обгон и пр.), то определить срок давности не составляет особых проблем.
Но как быть с такими правонарушениями, которые совершены и не прекращены в течение нескольких дней? Что делать с водителем транспортного средства, который припарковал автомобиль против правил и оставил его на две недели? С какого момента следует начинать отсчет срока давности? Этот момент предусмотрен ч.2 ст. 4.5 КоАП.
В ней введен особый термин «длящиеся правонарушения», по которым водитель транспортного средства привлекается к ответственности не с начала совершения правонарушения, а с момента обнаружения и фиксации. Именно этим правилом руководствуются инспекторы, когда выписывают штраф и эвакуируют неправильно припаркованный автомобиль на штрафную стоянку.
Как уже упоминалось, административные штрафы за нарушения Правил дорожного движения действуют два года, и по истечении этого срока сгорают.
Но нужно помнить, что срок начинает работать не конкретно от даты оформления постановления, а со времени его вступления в силу, то есть когда истекает первые 10 дней после времени на обжалование.
Видео: истечение сроков давности при составлении протокола сотрудником ГИБДД
Чтобы оплатить назначенный административный штраф за нарушение ПДД со скидкой, предусмотренной законом в половину от размера, не нужно писать определенные заявления или связываться с полицией.
Для этого нужно удостовериться, что штраф все же допустимо оплатить с подобной скидкой, после чего провести перечисление средств.
Это нужно сделать в течение первых 20 дней с момента оформления постановления, а не его вступления в силу.
Такая мера была введена в 2020 году для мотивации водителей оплачивать штрафы как можно быстрее и предусматривает формирование у них позиции, что производить погашение предусмотренных законом санкций необходимо в кратчайшие сроки.
Порядок самого процесса представляет собой поэтапное прохождение следующих стадий:
- Извещение лица, относительно которого будет проводиться заседание, о его дате и времени;
- Объявление того, кто будет рассматривать дело, а также на основании каких законодательных актов привлекается;
- Установление факта явки лица, виновного в нарушении, или же его представителя. При разборе тех дел, какие заведены в результате фиксации нарушений посредством технических средств, имеют некоторые особенности – они могут осуществляться в отсутствие лица, по действиям которого открыто дело;
- Осуществление проверки наличия полномочий у представителя физ. или юр. лица, а также его защитника. Стоит отметить, что если проводится закрытое рассмотрение, которое может быть связано с определенными факторами, такими как неразглашение государственной тайны, представление опасности для жизни лиц и прочих случаев, отдельно предусмотренных законодательством, на заседание не допускается присутствие лиц, не причастных к нарушению или не пребывающих на нем для выполнения обязанностей или дачи свидетельских показаний;
- Суд выясняет, была ли направлена информация по делу. При отсутствии кого-либо из тех, кто должен был явиться отдельно решают, будет ли рассмотрено дело в их отсутствии или предстоит отложение рассмотрения на срок, отдельно определенный судьями;
- Осуществление разъяснения прав тем лицам, какие участвуют в разборе данного дела;
- В случае отводов разбираются полученные данные и прочие ходатайства, имеющие отношение к делу;
- Определяется необходимость отложения дела. Такое действие становится возможным в тех ситуациях, когда от сотрудников суда, разбирающих дело, поступил самоотвод или при прочих факторах, отдельно отраженных в регулирующем законодательстве. Также переносить дело могут при возникновении необходимости проведения дополнительной экспертизы;
- Выносится решение о приводе лица, присутствие какого при разборе данного протокола обязательно;
- Объявляется решение о том, что дело передается на рассмотрение в определенный орган (такое действие в большинстве случаев происходит в порядке подведомственности).
Дальнейшее делопроизводство заключается в оглашении протокола о разбираемом нарушении и при наличии такой необходимости дополнительно зачитываются другие имеющиеся сведения и информация относительно дела. Правила разбора таких дел предполагают заслушивание объяснений гражданина, в отношении какого заведено дело, показаний других лиц, если они имеют значение, дополнительные данные от специалистов и участвовавших в рассмотрении обстоятельств дела экспертов, принимаются во внимание имеющиеся доказательства.
Дело о нарушении ПДД рассматривается по месту его совершения, по месту учета транспортного средства или по месту жительства водителя.
Важно понимать, что рассмотрение дела не обязательно должно происходить на том месте, где водителя остановил полицейский. С целью обеспечения всех своих прав водитель может заявлять ходатайство о переносе дела и определения другого места рассмотрения дела об административном правонарушении. У полицейского практически отсутствуют законные основания отказать водителю в таком ходатайстве.
Дело в том, что оснований для отождествления места совершения административного правонарушения с местом рассмотрения дела о таком правонарушении нет, а словосочетание «на месте совершения правонарушения» и «по месту его совершения» , содержащиеся в статьях 258 и 276 КУоАП, имеют разное целевое назначение и разный правовой смысл. Словосочетание по месту его совершения указывает на местонахождение органа, уполномоченного законом рассматривать дело, и это четко определено решением Конституционного Суда.
Статья 276 Кодекса Украины об административных правонарушениях
Официальное толкование Конституционного Суда положения части первой статьи 276