Нарушение ПДД повлекшие смерть одного лица

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушение ПДД повлекшие смерть одного лица». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Краткая информация

Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

Ответственность за аварию, повлекшую смертельный исход

Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ, может иметь место лишь при условии наступления последствий, указанных в этой статье, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, далее − Правила).

Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

В силу пункта 1.2 Правил к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по частям 1, 2 или 3 статьи 268 УК РФ.

Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в статье 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.

При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 264 УК РФ, судам следует указывать в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в статье 264 УК РФ, и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Если же в приговоре суда будет отсутствовать указание на пункты правил, то приговор будет однозначно отменен судом апелляционной инстанции.

Если в обвинительное заключение (обвинительный акт) включены отдельные пункты названных правил, нарушения положений которых не соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела, суд, исходя из положений статьи 237 УПК РФ, по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе возвратить уголовное дело прокурору для предъявления обвинения с указанием конкретных пунктов правил, нарушение которых повлекло указанные в статье 264 УК РФ последствия, если это не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия и при этом не ухудшается положение подсудимого.

Сколько длится уголовное преследование по смертельным дтп

Превышение скорости дорожного движения-одна из основных причин всех совершаемых ДТП. Как показывает судебная практика, доля подобных случаев составляет порядка 40 %. Решая вопрос о виновности либо невиновности водителя в совершении дорожно-транспортного происшествия вследствие превышения скорости движения транспортного средства, следует исходить из требований пункта 10.1 Правил, в соответствии с которыми водитель должен вести его со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Исходя из этого при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.

Нередко результатом ДТП является техническая неисправность транспортного средства, которая не позволяет водителю избежать столкновения (наезда).

При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

При анализе доказательств наличия либо отсутствия у водителя технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие в условиях темного времени суток или недостаточной видимости следует исходить из того, что водитель в соответствии с пунктом 10.1 Правил должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

Не все случаи с летальными последствиями на дорогах расцениваются как преступление. Например, известны ситуации, когда у водителей ТС при движении происходила остановка сердца, вследствие чего автомобиль терял управление. В таком случае нельзя признать виновными в авариях третьих лиц, которые находились в непосредственной близости от пострадавшего.

Важно знать! Чтобы подтвердить состав преступления, сотрудниками правоохранительных органов проводится комплексное расследование. Оно предусматривает ряд мероприятий и экспертиз, позволяющих определить взаимосвязь между действиями водителя и результатами происшествия.

Ознакомившись со статьей 264 УК РФ о ДТП, можно выяснить, что грозит водителю, если он будет признан виновным в преступлении, которое ему инкриминируется. За смерть в результате ДТП, даже по неосторожности, автомобилиста ждет гражданская и уголовная ответственность.

Внимание! В первом случае речь идет о компенсации урона пострадавшей стороне. При нанесении телесных повреждений, которые привели к гибели потерпевшего, водитель должен будет возместить моральный ущерб. Обычно такую выплату осуществляет страховая компания, где виновник оформлял полис ОСАГО.

Уголовная ответственность предусматривает следующие варианты наказания:

  • Если водитель был трезв. Лишение свободы до 4 лет или исправительные работы, конфискация прав до 3 лет. Исключается возможность занимать определенные должности.
  • Если виновник пьяный. В таких случаях грозит тюремное заключение на срок до 7 лет. Минимальный период ограничения свободы – 2 года. После выхода на волю водителю запретят садиться за руль и занимать определенные должности еще на 3 года.
  • ДТП с несколькими погибшими. Если нарушение ПДД привело к гибели больше одного человека, но при этом виновник был трезвым, ему грозит до 7 лет тюрьмы. В данном случае учитывается множество обстоятельств, в том числе количество жертв. Если водитель был пьян, то за ДТП повлекшее смерть человека дадут до 9 лет.

Если стороны пришли к соглашению, виновник происшествия может избежать наказания. Однако это реально лишь при условии, что пострадавшие не имеют каких-либо претензий к водителю. Автомобилист, спровоцировавший смертельное ДТП, должен возместить ущерб, после чего возможна договоренность о примирении.

Внимание! Сторона потерпевших подает соответствующее заявление в суд или правоохранительные органы. Заключенное соглашение должно отражать все причины и детали такого решения. В результате этого, следственные меры в отношении виновного прекращаются, и он освобождается от наказания.

  • Решение Верховного суда: Определение N 56-КГ16-46, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Выводы же суда апелляционной инстанции об обратном нельзя признать правомерными, так как они основаны на ошибочном толковании положений статьи 47, части 1 статьи 264% примечания к статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также положений пункта 4 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации о прекращении трудового договора с работником в случае назначения ему по приговору суда наказания исключающего возможность продолжения им прежней работы…
  • Решение Верховного суда: Постановление N 19-АД17-9, Судебная коллегия по административным делам, надзор Кроме того, подлежат отклонению доводы жалобы об изменении основания прекращения производства по делу в связи с тем, что в отношении Сараева СТ. 22 марта 2016 года вынесен приговор по части 2 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации. Постановлением Президиума Ставропольского краевого суда от 12 октября 2016 года приговор Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 22 марта 2016 года изменен, действия Сараева СТ. переквалифицированы с части 2 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации на часть 1 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации и назначено наказание в виде ограничения свободы сроком на 2 года…
  • Решение Верховного суда: Определение N 84-УД17-3, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация Постановлением президиума Новгородского областного суда от 17 апреля 2017 г. приговор от 22 марта 2016 г. и апелляционное постановление от 31 мая 2016 г. в отношении Федорова Н.В. изменены: действия Федорова Н.В. переквалифицированы с ч. 4 ст. 264 УК РФ на ч. 3 ст. 264 УК РФ, по которой назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года 2 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 3 года…

Уголовная ответственность наступает при последствиях, связанных с нормами 264 статьи УК. То есть это причинение тяжкого вреда здоровью и смерть человека, наступившее в ходе ПДД умышленно или по неосторожности.

Субъектом преступления является лицо, которое достигло возраста шестнадцати лет, которое управляет автотранспортным средством. Кстати, субъектом преступления признается не только автомобилист, сдавший экзамены на право управления автомобилем, но и иное лицо, управляющее автотранспортным средством.


Основной причиной всех ДТП чаще всего становится превышение скорости. Как показывает официальная статистика Государственной автомобильной инспекции примерно 40 процентов ДТП с тяжелыми последствиями или смертельным исходом как раз-таки приходится на превышение скорости. В соответствии с правилами дорожного движения водитель должен управлять автотранспортным средством с скоростью, которая официально не превышает установленных ограничений. Уголовная ответственность в соответствии с нормами статьи 264 предусматривает ответственность в том случае, если у водителя имелась возможность избежать ПДД, но он не смог по каким-то причинам избежать столкновения.

Также часто причиной ДТП выступает техническая неисправность автотранспортного средства, из-за которой автомобилист не может избежать наезда или столкновения. При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию.


Уголовная ответственность за нарушение Правил дорожного движения

Отягчающим обстоятельством преступления выступает смерть потерпевшего лица или гибель двух и более лиц, которая стала следствием ДТП. Это может произойти в ходе наезда или перехода дороги, когда водитель, пешеходы или пассажиры в ходе ДТП погибают. Ответственность за наступление гибели потерпевших регламентируется нормами 3 и 4 части статьи 264 Уголовного кодекса России. Как показывает судебная практика примерно семьдесят процентов случаев подобных ПДТ заканчивается реальным назначением тюремного наказания. Особенно если ПДД со смертельным исходом произошло в результате опьянения водителя, что в свою очередь является еще одним отягчающим обстоятельством.

Если суд на основании исследованных доказательств установит, что указанные в статье 264 УК РФ последствия наступили не только вследствие нарушения лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения, но и ввиду несоблюдения потерпевшим конкретных пунктов правил (неприменение пассажиром при поездке ремней безопасности), то тогда эти обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие наказание

Стоит также сказать и о состоянии опьянения. На основании правил ПДД (статья 2.7) водителю запрещено управлять автотранспортным средством в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения. Совершение ДТП в состоянии алкогольного опьянения является признаком, которое отягощает ответственность водителя.

К основным видам наказания используется лишение водительских прав на определенный срок. При назначении этого наказания информируется подразделения ГИБДД по месту проживания и регистрации виновника ДТП.


Привлечение к уголовной ответственности виновного лица — крайняя мера, предусмотренная статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации. Наказание назначается исключительно судом после проведения полноценного досудебного расследования и сбора существенных данных. Так, на наказание нарушителя за ДТП со смертельным исходом влияют следующие факторы:

  • количество пострадавших лиц;
  • состояние нарушителя;
  • действия нарушителя после совершения ДТП;
  • причина смерти пострадавшего.

Все приведенные ниже решения были приняты до внесения поправок в УК РФ в части усиления ответственности водителей за аварию с летальным исходом. Тем не менее, некоторые подходы к рассмотрению судами дел, скорее всего, могут сохраниться и в дальнейшем.

В рамках судопроизводства изучаются не только действия водителя, но и все обстоятельства ДТП в их совокупности. Так повышается объективность при установлении вины гражданина.

Даже если смертельная авария вызвана поведением нетрезвого водителя, он все равно может рассчитывать при определенных условиях на снисхождение. Так, Прикубанский районный суд Краснодара рассмотрел уголовное дело в отношении гражданина Антонова.

Он обвинялся в том, что управляя автомобилем в нетрезвом состоянии и с превышением скорости, допустил столкновение с другой машиной. Ее водитель и пассажир получили тяжкие увечья, повлекшие за собой смерть.

Вынося решение в отношении Антонова, суд принял во внимание целый ряд смягчающих обстоятельств. В их число вошли раскаяние, а также наличие на иждивении у подсудимого четырех детей. Учтено и возмещение материального и морального вреда родственникам потерпевших.

В результате приговором от 27.02.2019 г. по делу № 1-253/2019 Антонов признан виновным в совершении преступления, указанного в ч. 6 ст. 264 УК РФ и ему назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы с изъятием прав на год.

В то же время судья посчитала возможным заменить реальное наказание условным с возложением на Антонова набора обязательств.

Водитель совершил наезд на пешехода насмерть – какая статья УК РФ и последствия?

Согласно уголовной теории деяние или бездеятельность человека могут быть расценены как преступление только при наличии четырех обязательных составляющих: субъекта, объекта, объективной стороны, субъективной стороны.

Для привлечения человека к уголовной ответственности по статье 264 Уголовного кодекса необходимо подтвердить наличие следующих факторов:

  1. Субъект — лицо, которое может привлекаться к уголовной ответственности по текущей норме. За совершение ДТП, повлекшего смерть, к уголовной ответственности может привлекаться только физическое лицо, полностью вменяемое. Если у человека есть психическое расстройство, но ему было выдано водительское удостоверение, дополнительно проводится служебное расследование для установления должностных лиц, которые оформили водительское удостоверение без законных на то оснований.
  2. Объектом преступления являются общественные правоотношения в сфере охраны безопасности дорожного движения, поэтому статья гласит, что к ответственности привлекается лицо, допустившее нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, что и стало результатом совершения дорожно-транспортного происшествия.
  3. Объективная сторона может проявляться в форме действия или бездействия человека. Действием считается активное поведение, направленное на нарушение правил дорожного движения. Например, управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Бездействие — игнорирование сложившейся обстановки, когда водитель мог и должен был предотвратить ДТП.
  4. Субъективная сторона — отношение человека к аварии со смертельным исходом. ДТП может быть совершено как в форме прямого умысла, так и по небрежности.

Подробно об оставлении места ДТП мы рассказывали в этой статье.

Кроме того, принимаются во внимание следующие обязательные факторы:

  • норма распространяется на механические транспортные средства, среди которых автомобили, трамваи, мотоциклы и другие средства, приведение в движении которых требует механической силы;
  • обязательно подтверждение причинно-следственной связи между нарушением и наступившими последствиями.

Указанные в статье упоминания о совершении преступления в состоянии опьянения или же самовольное оставление места происшествия не могут дополнительно расцениваться как отягчающие обстоятельства. Согласно уголовному праву дополнительными отягчающими факторами будут следующие:

  • повтор (рецидив);
  • причиной ДТП с погибшими стало наличие технических неисправностей транспортного средства, о которых водитель знал заранее;
  • управление транспортом без водительских прав;
  • нарушитель несовершеннолетний.

Судья рассматривает возможность привлечения к ответственности с более лояльным наказанием нарушителя, на иждивении которого находятся малолетние дети. Ситуация, когда водитель самостоятельно способствует раскрытию дела, а также добровольно возмещает причиненный ущерб (хотя бы частично), также может служить смягчающим обстоятельством.

Подробно о тяжком вреде здоровью при ДТП мы рассказывали в этой статье.

Наказание водителю за ДТП со смертельным исходом по статьям УК РФ Статья №264 Уголовного кодекса рассматривает наказание для водителей, по чьей вине произошло ДТП и смерть людей. При этом обвинение выносится только после детального рассмотрения произошедшего происшествия, чтобы найти связь между аварией и гибелью человека. Например, смерть наступила в результате сердечного приступа, который произошел во время ДТП. Это означает, что вина водителя отсутствует. Возможна и противоположная ситуация. После аварии человек находится в сознании, может отвечать на вопросы и отказывается от медицинской помощи. Но через некоторое время умирает по причине серьезных повреждений внутренних органов. В этом случае водитель признается виновным. Виновному в ДТП лицу обвинения предъявляются после возбуждения уголовного дела и судебного разбирательства.

Ответственность за нарушение ПДД

Из всех произошедших катастроф 66968 аварий зафиксировано по несоблюдению ДТП мужчинами. Женщины становятся виновницами аварий значительно реже – всего 9062 аварий за первое полугодие 2015 года.

  • в безопасных для пешеходов местах пострадало почти 6 тысяч человек.
    Погибло 343 человека.

Рассматривая статистику по причинам, повлекшим ДТП, также стоит выделить несколько моментов: Боковое и лобовое столкновение автомобиля 32754 пострадавших лиц Некачественное дорожное покрытие 30 667 пострадавших человек, около 4 000 погибли Наезд автомобиля на пешехода 23724 человека пострадало, из них 2731 погибли Опрокидывание автомобиля 7906 лиц получили травмы, 2731 человека погибли Неисправность деталей автомобиля 945 аварий, в которых умерло 145 человек А теперь о самых опасных видах транспортных средств.

При нарушении ПДД, что повлекло аварию и смерть людей, срок тюремного заключения увеличивается до 9 лет. Также нарушитель лишается возможности управлять ТС пожизненно или на несколько лет.

Наказание не удастся смягчить, если причиной смерти человека или людей стали другие лица. Нахождение в нетрезвом виде уже является тяжким нарушение, за которое предусмотрено лишение водительского удостоверения.

Примирение сторон Пострадавшая и виновная сторона могут принять решение о примирении. Для этого составляется документ, в котором указывается, что у представителя погибшего лица отсутствуют претензии к виновному водителю.

Это соглашение передается в судебные органы, что останавливает дело об уголовном правонарушении. Примирение сторон возможно при соблюдении нескольких условий:

  • у виновного водителя положительные характеристики и отсутствуют судимости в прошлом;
  • преступное деяние относится к средней тяжести (погибло не более 2 человек);
  • виновный водитель достиг с потерпевшей стороной мирового соглашения;
  • была выплачена материальная компенсация за причиненный вред;
  • отсутствуют обстоятельства, отягощающие вину.

В случае примирения сторон виновник ДТП отделается штрафом за нарушение ПДД.

Следующие параметры позволят определить степень вины и меру наказания виновного:

  1. Автотехническая экспертиза призвана подтвердить или опровергнуть факт возможности предотвращения аварии со стороны автомобилиста, при условии соблюдения им в момент аварии скоростного режима.
  2. Если предотвращение ДТП и его последствий со стороны водителя было невозможно, уголовная мера к нему не применяется, а сам виновник будет нести ответственность за нарушение ПДД в части ст. 10.1, предписывающей снизить скорость или остановиться в аварийной ситуации на дороге.
  3. Совсем иначе обстоит дело, если будет установлено, что автомобилист, обвиняемый в причинении смерти остальным участникам движения, имел возможность заметить угрозу и предпринять меры предотвращения аварии. В данном случае наказание будет определять ст.

К смягчающим обстоятельствам относится:

  • виновник аварии принимал активное участие в следствии, общался с родственниками, предпринимал меры по заглаживанию вреда;
  • виновнику не исполнилось 18 лет;
  • авария произошла по неосторожности или под воздействием внешних факторов, когда ДТП избежать было нельзя.

Грамотные адвокаты также используются несколько фактов, позволяющих смягчить наказание:

  • беременность женщины;
  • наличие малолетних детей;
  • оказание первой медицинской помощи пострадавшим лицам;
  • незначительность нарушения ПДД;
  • выплата компенсации родственникам за моральный ущерб;
  • противоправные действия пострадавшей стороны;
  • совершение аварии под физическим или психологическим давлением со стороны.

Каждый случай рассматривается индивидуально.

Дтп со смертельным исходом поворот на лево судебная практика

ДТП с летальным исходом регламентируется статьей №264 Уголовного Кодекса РФ. Рассмотрение дел, в которых есть пострадавшие и погибшие никак не может рассматриваться с точки зрения административного права. Строгость наказания будет зависеть от обстоятельств ДТП:

  • смерть одного человека по вине водителя в результате ДТП влечет за собой лишение свободы на срок до 5 лет, или работы принудительного до 4 лет;
  • если водитель был в состоянии алкогольного опьянения и спровоцированное им ДТП привело к гибели одного человека – лишение свободы сроком до 7 лет;
  • при ДТП, которое привело к гибели двух человек – лишение свободы сроком до 7 лет или работы принудительного характера до 5 лет;
  • если ДТП привело к гибели двух и более человек, но в довесок к этому водитель был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то ему грозит лишение свободы на срок до 9 лет.

В любом случае дополнительно водитель лишается возможности управлять транспортным средством на срок до 36 месяцев.

В процессе определения меры наказания для автолюбителя, суд обязан установить причинно-следственную связь между водительскими действиями и летальным исходом, который настиг другого участника ДТП.

Дополнительная информация: Бланк договора дарения автомобиля (образец)

В данном случае возможны отклонения от ситуации. Например, когда гражданин, являвшийся пешеходом, умирает не от травмы, причинённой автомобилем, а от сердечного приступа, который был спровоцирован выбросом адреналина из-за сложившейся ситуации.

Бывает и обратные нестандартные ситуации. К примеру, гражданин, пострадавший после ДТП находится в сознании, объясняет ситуацию сотрудникам ГИБДД, но уже спустя несколько дней умирает от травм, полученных в данном дорожном происшествии.

Важно: Установление связи между аварией и кончиной человека – основная задача судмедэкспертов, составляющих акт и предоставляющих его в суд.

При этом, перед началом судебных слушаний сотрудники правоохранительных органов проводят собственное расследование в ходе которого на месте трагедии:

  1. опрашиваются свидетели;
  2. осматривается местность;
  3. выявляются поломки транспортного средства, по причине которых автолюбитель не мог справиться с управлением;
  4. исследуется так называемый тормозной путь и другие следы, оставшиеся на дорожном полотне;
  5. определяется психологическое состояние водителя и пр.

Детали, которые будут выявлены или не выявлены полицией в ходе данного расследования могут как повысить, так и понизить строгость наказания для виновного, которое будет впоследствии вынесено судьёй.

Наказание может быть смягчено, если в ходе расследования и судебных заседаний были рассмотрены следующие обстоятельства, которые имели место быть при ДТП:

  • водитель не только сразу же вызвал потерпевшему скорую помощь, но и начал проводить первые необходимые меры для поддержания жизнедеятельности пострадавшего;
  • автолюбитель имеет большой водительский стаж вождения транспортного средства без подобных инцидентов;
  • водитель, виновный в инциденте самостоятельно воспитывает несовершеннолетнего ребёнка или нескольких детей;
  • в роли виновницы ДТП оказалась женщина «в положении», вынашивающая ребёнка.

В случае, если пострадавшей стороне нанесены средние или лёгкие повреждения, согласно статье 76 УК РФ, стороны имеют право мирно решить вопрос (выплата компенсаций, возмещение вреда и пр.), без уголовного наказания. Однако, данный механизм не может быть применён, если в ходе ДТП умер человек.

Наказание за аварию, в которой по вине водителя погиб человек, будет более суровым, если в ходе судебных заседаний будут доказаны обстоятельства, которые повышают тяжесть содеянного автолюбителем. К таковым в 2020 году относятся:

  • управление транспортным средством в нетрезвом виде;
  • регулярные нарушения правил дорожного движения, которые зафиксированы в протоколах ГИБДД;
  • нарочное управление неисправным автомобилем или иным средством передвижения, относящимся к средствам передвижения повышенной опасности;
  • участие в ДТП несовершеннолетнего водителя;

Важно: Если выяснится, что в момент аварии ТС управлял несовершеннолетний, то вся ответственность может лечь на человека, который пустил его за руль.

  • попытка водителя скрыться с места преступления или отказ оказания первой медицинской помощи пострадавшему.

Наличие вышеперечисленных факторов влечёт за собой максимально строгое наказание виновнику ДТП.

В соответствии со ст. 264 УК РФ на меру наказания за аварию со смертельным исходом влияют количество пострадавших и наличие алкогольного, наркотического или психотропного опьянения у виновника.

Исходя из Общей части УК РФ можно выделить такие основные обстоятельства, влияющие на тяжесть наказания:

  • раскаяние водителя;
  • добровольное информирование правоохранительных органов об аварии;
  • возмещение вреда, оказание медпомощи пострадавшим;
  • беременность или малолетние дети у водителя-женщины;
  • условия крайней необходимости, когда аварии избежать было невозможно;
  • наличие судимостей и совершение водителем других преступлений.

Список отягчающих обстоятельств, указанный в ст. 63 УК РФ, является исчерпывающим и не может быть расширен. Поэтому частым заблуждением является отнесение к отягчающим обстоятельств следующих:

  • управление технически неисправным автомобилем;
  • постоянное нарушение ПДД;
  • оставление места ДТП (влечет административную ответственность);
  • наличие опьянения у водителя.

Опьянение у водителя не может быть дополнительным отягчающим обстоятельством, поскольку более строгое наказание по этой причине уже предусмотрено отдельными частями ст. 36 УК РФ.

В 2020 году поднимался вопрос о возвращении уголовной ответственности за оставление места аварии. Сделать это хотят для того, чтобы скрывшиеся водители не имели преимущества перед теми, кто совершил преступление в состоянии опьянения. Таким образом, скрытие приравняют к нетрезвости, как и отказ от медосвидетельствования при административных правонарушениях. Были внесены соответствующие законопроекты, однако на данный момент поправки не приняты.

Интересно, что законодателем установлено более строгое наказание за одного погибшего от рук нетрезвого водителя, чем за смерть двух и более лиц по вине нетрезвого:

  1. Единственная смерть – принудительные работы до 4 лет или тюремный срок до 5 лет;
  2. За одну смерть в состоянии опьянения – от 2 до 7 лет;
  3. Летальный исход двух и более лиц – принудительные работы до 5 лет или тюремный срок от 2 месяцев до 7 лет;
  4. Гибель двух и более граждан с пьяным водителем – от 4 до 9 лет лишения свободы.

Также, во всех случаях суд обязан применить дополнительное наказание – лишение водительских прав на период до 3 лет.

Административный арест за нарушение ПДД

В случае гибели людей по причине ДТП вина водителя может быть только в виде неосторожности, поскольку заранее спланированный наезд на человека уже расценивается как умышленное причинение смерти с применением орудия – транспортного средства.

Также, для наступления ответственности должна быть доказана вина водителя в ДТП: если в автомобиль, не нарушавший ПДД, врезался грузовик, непристегнутый пассажир которого погиб, то вина в смерти лежит на водителе грузовика. За виновного в аварии погибшего водителя ответственности также никто не несет.

Статьей 264 УК РФ прямо предусмотрено, что наказывается нанесенный тяжкий вред здоровью, повлекший за собой смерть лица по неосторожности. Косвенный умысел по закону может быть в форме легкомыслия или небрежности.

Для понимания умысла приведем примеры совершения уголовно наказуемых ДТП в двух ситуациях:

  1. Если лицо осознавало, что может не успеть закончить поворот на перекрестке до проезда встречного автомобиля и встретится с ним, но при этом рассчитывало, что успеет переключить передачу и завершить маневр, то имеет место преступное легкомыслие;
  2. Если водитель не увидел дорожный знак и отсутствие информации о нем привело к аварии во время выполнения маневра, то речь идет о преступной небрежности, поскольку лицо при должной внимательности могло и обязано было предвидеть такую аварию.

Лицо будет ответственным только в том случае, когда будет присутствовать причинно-следственная связь между водительскими действиями и смертью потерпевшего. Гибель человека должна произойти именно в связи с нанесенным при аварии повреждениями. Причем смерть может наступить не сразу на месте ДТП, а позднее.

Если летальный исход потерпевшего наступила за минуты до ДТП, например, вследствие инфаркта, причина-следствие отсутствует. Установление данных фактов возможно только при проведении судмедэкспертизы.

Аварии с тяжелыми последствиями происходят в результате игнорирования ПДД водителями транспортных средств и пешеходами. Наиболее частые причины:

  • Превышение скорости;
  • Состояние опьянения алкогольными, наркотическими веществами;
  • Внезапный выход пешехода на проезжую часть из-за стоящего транспорта;
  • Неисправность транспортных средств;
  • Разговоры по мобильному телефону за рулем;
  • Незнание ПДД в результате некачественного обучения выпускников автошкол.

Срок давности по привлечению к административной ответственности – это период времени, по истечении которого прекращается преследование по совершенным административным правонарушениям.

Сроки давности за нарушения в сфере ПДД регламентированы в ст. 4.5 КоАП. Так постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено позднее истечении двух месяцев, а если дело рассматривается судьей- по истечении трех месяцев со дня совершения правонарушения.

Дополнительно законодатель выделяет несколько видов нарушений в сфере ПДД, ответственность за совершение которых может наступить в течение 12 месяцев с момента совершения: ст. ст.12.8, 12.24, 12.26, ч.3 ст.12.27, ч.3 ст.12.30 КоАП.

При исчислении давности привлечения к ответственности применяются следующие правила:

  1. течение давности начинается на следующий день после даты совершения правонарушения;
  2. месячный срок истекает в соответствующее число месяца или в последние его сутки;
  3. если окончание срока давности совпадает с нерабочим днем, то последний день срока переносится на первый рабочий день.

Уголовная ответственность бывает в случае, если в результате нарушения ПДД произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП), которое привело к причинению потерпевшему/им тяжкого вреда здоровью, либо наступила его (их) смерть. А также когда преступление совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения, или связано с оставлением места его совершения.

Исходя из конкретной ситуации, законодателем предусмотрены разные виды уголовной ответственности:

  1. ограничение свободы на срок до трех лет;
  2. принудительные работы на срок до пяти лет;
  3. лишение свободы на срок до девяти лет.

К данным видам наказания дополнительно могут применяться: запрет заниматься отдельными видами деятельностью или лишение права занимать некоторые должности.

Также уголовное наказание применяется в случае если:

  1. к виновнику ДТП применено административное наказание за управление транспортом в состоянии опьянения или за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на предмет опьянения;
  2. виновник ДТП ранее был судим за совершение указанных выше нарушений в состоянии опьянения.

При данных обстоятельствах к виновнику применяются следующие санкции: штраф в размере от 200000 до 300000 рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо принудительные работ на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет.

Водитель невиновен, если сбил пешехода, нарушившего ПДД

Закрыть дело о ДТП со смертельным исходом – только право, а не обязанность судебного органа. Обязательно должно проводиться выяснение личности виновного лица, проверяться факт оказания давления на потерпевшую сторону, в качестве которой выступают родственники погибшего.

Если виновному в смерти человека была назначена только административная ответственность, закон предусматривает штраф и лишение права управлять транспортными средствами. Лицо будет освобождено от данной ответственности, если оно было застраховано и участники ДТП сообщили о нем компании-страховщику.

При расследовании преступления могут быть выявлены обстоятельства, отягощающие вину владельца транспортного средства и оказывающие влияние на срок наказания. К ним относятся:

  • состояние алкогольного или наркотического опьянения;
  • вождение автомобиля, находящегося в плохом состоянии (существует перечень повреждений, при которых машины нельзя эксплуатировать);
  • систематическое нарушение водителем ПДД, характеризующее его как недисциплинированного человека;
  • преднамеренные действия, совершенные из хулиганских побуждений;
  • авария возникла по причине допущения к управлению автомобилем лиц, которым еще не исполнилось 18 лет;
  • водитель покинул место происшествия или своевременно не оказал потерпевшему необходимую медицинскую помощь.

Если обвинительная сторона докажет один или несколько отягощающих фактов — виновнику грозит максимальный срок тюремного заключения, предусмотренный ст. 264 УК РФ.

Уголовная ответственность будет смягчена если:

  • ДТП возникло вследствие случайного стечения обстоятельств;
  • на момент совершения преступления обвиняемому не исполнилось 18 лет и он не мог адекватно оценивать свои поступки;
  • виновником аварии стала беременная женщина или человек, имеющий на попечении малолетних детей или родственников, за которыми нужен уход;
  • обвиняемый явился с повинной и принимал участие в проведении расследования;
  • обвиняемый оказывал потерпевшему медицинскую помощь;
  • погибший человек осуществлял аморальные или противоправные действия по отношению к другим людям.

Подборка для Вас!

На практике судебных разбирательств по делам о ДТП на перекресте очень много. Ниже приведены несколько примеров.

Т-образные перекрестки бывают как нерегулируемыми, так и регулируемыми. Если перекресток регулируется светофорами, то движение должно осуществляться в соответствии с нормами пересечения регулируемых перекрестков.

Во время приближения к т-образному пересечению дорог нужно:

  • снизить скорость движения;
  • по установленным регулирующим знакам определить приоритет.

Поэтому в случае дорожно-транспортного происшествия виновником будет тот участник движения, который до аварии ехал по второстепенной дороге.

Многие автовладельцы иногда испытывают трудности во время пересечения Т-образных перекрестков. В соответствии с правилами на равнозначном Т-образном нерегулируемом перекрестке водители должны уступать дорогу машинам, которые к ним приближаются с правой стороны.

Однако не все водители это учитывают, в результате чего и происходят ДТП. Они полагают, что если они двигаются в прямом направлении, то они имеют приоритет. Однако это не так.

Здесь действует правило «помеха справа», т.е. на равнозначном нерегулируемом перекрестке водитель должен пропустить все транспортные средства, которые двигаются по отношению к нему с правой стороны.

Обгон на перекрестке разрешен далеко не всегда. И поэтому следует рассмотреть, когда это можно делать, а когда нет.

Для этого надо вспомнить ПДД, где четко регламентированы правила, связанные с обгоном других транспортных средств, как на перекрестках, так и в других местах.

Обгонять другие транспортные средства нельзя:

  • на пешеходных переходах;
  • когда транспортное средство движется по второстепенной дороге вне зависимости от того каким является перекресток — нерегулируемым или регулируемым;
  • ближе чем за 0,1 км перед железнодорожным переездом и на нем;
  • на участках дороги, где водитель имеет ограниченный обзор, на опасных поворотах, а также на подъемах;
  • в тоннелях, на и под эстакадами, на мостах.

На схеме видно, что поворачивает синяя машина налево, в то время как черная осуществляет на перекрестке обгон. Каким же образом можно определить, какой водитель виноват в произошедшем ДТП. Эту ситуацию без всяких вопросов регулируют ПДД.

В данном случае виновником ДТП является, как правило, только лишь один из водителей по следующим причинам:

  • виновником аварии может быть признан водитель синей машины в случае, если сигнал поворота им не был включен либо это было сделано уже после того, как черная машина стала его обгонять;
  • водитель черной машины будет виновником аварии, если водитель синей машины, заранее включил сигнал поворота, однако участник движения на черной машине это проигнорировал и начал обгонять.

Правила дорожного движения предусматривают максимальную скорость движения транспортных средств в конкретных местах.

В соответствии с этим, в случае превышения скорости на любом пересечении дорог и при возникновении ДТП виновником происшествия будет считаться тот водитель, который превысил установленные лимиты.

Какой перечень документов для страховой при ДТП представляется в статье:

документы в страховую при ДТП

.

Какой срок давности за оставление места ДТП, читайте здесь.

На практике очень часто возникают спорные ситуации, когда один из водителей транспортного средства осуществляет завершающий маневр, из-за чего происходит ДТП.

Это значит, что транспортное средство начало двигаться (выполняло разворот либо же поворот), однако не успело его осуществить.

Такое же правило предусмотрено также и для неравнозначных нерегулируемых пересечениях дорог.

В случае, если участник движения осуществляющий движение с второстепенной полосы начал производить маневр, то транспортные средства, едущие по главной дороге, должны оставить ему место для выполнения маневра (разворота, поворота и др.)

На перекрестках часто случаются столкновения транспортных средств, когда один из автомобилей производит разворот либо поворачивает налево. Движение через перекрестки в данном случае регламентированы ПДД.

Нужно помнить, что уступать дорогу надо всем участникам движения, которые осуществляют движение справа.

Водителю транспортного средства, осуществляющего на перекрестке разворот, также нужно пропускать все автомобили, которые двигаются прямо по встречной полосе и справа.

Большая часть ДТП случается по вине определенного участника движения. Случается, что виновными признаются несколько участников аварийной ситуации. В отношении каждого из них выносится постановление об административном нарушении. В этом случае говорят об обоюдной вине, хотя законодательство не содержит такого понятия.

Таблица штрафов за нарушения ПДД Республики Беларусь

Можно оказаться виновным в ДТП со смертельным исходом, не нарушая правила. Пункт 10.1 ПДД устанавливает — водитель должен двигаться со скоростью, которая позволяет контролировать ситуацию, а при опасности тормозить вплоть до остановки. Когда у водителя не получилось предотвратить столкновение при наличии технической возможности, его действия считаются причиной происшествия. Он будет признан виновным и понесет ответственность, даже если другой водитель явно нарушил ПДД.

Если водителя признают виновным по причине неправильно выбранной скорости, недостаточного торможения, необходимо провести детальную экспертизу, перед которой ставится задача точного определения возможности предотвратить автоаварию. В таких случаях счет идет на сантиметры.

Степень наказания зависит от того, был ли водитель трезв или пьян во время аварии. Трезвый водитель нарушил ПДД, это повлекло смерть одного человека — тюремное заключение до 5 лет с лишением водительских прав до 3 лет, согласно ч. 3 ст. 264 УК РФ. Пьяный водитель нарушил ПДД, это повлекло смерть одного человека — аналогичное наказание, только лишение свободы составит до 7 лет согласно ч. 4 ст. 264 УК РФ.

Трезвый водитель нарушил ПДД, это повлекло смерть уже не одного, а двух или более людей — лишение свободы (до 7 лет) и водительского удостоверения (до 3 лет) согласно ч. 5 ст. 264 УК РФ. Пьяный водитель нарушил ПДД, это стало причиной смерти 2-х и более людей — лишение свободы до 9 лет согласно самой «тяжкой» ч. 6 ст. 264 УК РФ.

Автомобильная аварии со смертью может быть расценено судом как убийство, если будут обнаружены доказательства умышленных намерений виновника по причинению вреда жертве. В таком случае автомобиль будет считаться орудием убийства.

Строгие меры регламентируются статьями Особенной части УК РФ, которая оговаривает ситуации, в которых присутствуют преступления против личности. Минимальное наказание, которое ждет виновного в убийстве — от 6 до 15 лет лишения свободы.

Но, поскольку большая часть летальных исходов во время ДТП приходится на случайное стечение обстоятельств, действия со стороны водителя квалифицируются как убийство по неосторожности. Это означает, что виновник случившегося мог предвидеть последствия, но не предпринял ничего, что помогло бы предотвратить трагедию, проявив преступную небрежность или легкомыслие. Либо его действия были недостаточными.

Санкция зависит от последствий ДТП: если в нем пострадал один человек, то наказание будет одним, если несколько – другим. Отдельно выделяется ДТП с участием пьяного водителя, в таком случае санкция увеличится в несколько раз. Скорее всего, по подобному делу подсудимый лишится свободы.

В любом случае при доказанности вины автолюбителя он будет осужден. И в его личном деле появится строчка о наличии судимости.

  • Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового.
  • Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается принудительными работами на срок до трех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
  • Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
  • Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
  • Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
  • Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до девяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
  • Примечание. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]