Порядок сообщения информации о ДТП диспетчеру скорой медицинской помощи

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок сообщения информации о ДТП диспетчеру скорой медицинской помощи». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(в ред. Приказов Минздрава РФ от 22.01.2016 N 33н, от 05.05.2016 N 283н, от 19.04.2019 N 236н, от 21.02.2020 N 114н)

В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. N 179 «Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 ноября 2004 г., регистрационный N 6136);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 586н «О внесении изменений в Порядок оказания скорой медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. N 179» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2010 г., регистрационный N 18289);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 марта 2011 г. N 202н «О внесении изменения в приложение N 3 к Порядку оказания скорой медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. N 179» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 апреля 2011 г., регистрационный N 20390);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 января 2012 г. N 65н «О внесении изменения в Порядок оказания скорой медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. N 179» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2012 г., регистрационный N 23472).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.

Министр
В.И. СКВОРЦОВА

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 20 июня 2013 г. N 388н

Первая медицинская помощь при ДТП. Билеты.

(в ред. Приказов Минздрава РФ от 22.01.2016 N 33н, от 21.02.2020 N 114н)

1.Настоящий Порядок устанавливает правила оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи на территории Российской Федерации.

2.Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

3.Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается на основе стандартов медицинской помощи и с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения). (в ред. Приказа Минздрава РФ от 22.01.2016 N 33н)

4.Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в следующих условиях:

а) вне медицинской организации — по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации;

б) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

в) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

5.Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в следующих формах:

а) экстренной — при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

б) неотложной — при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

6.Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь вне медицинской организации оказывается медицинскими работниками выездных бригад скорой медицинской помощи.

7.Выездные бригады скорой медицинской помощи направляются на вызов фельдшером по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи или медицинской сестрой по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи с учетом профиля выездной бригады скорой медицинской помощи и формы оказания медицинской помощи.

8.Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь в амбулаторных и стационарных условиях оказывается медицинскими работниками медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях.

9.Вызов скорой медицинской помощи осуществляется:

а) по телефону путем набора номеров «03», «103», «112» и (или) номеров телефонов медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь;

б) с помощью коротких текстовых сообщений (SMS) при наличии технической возможности; (в ред. Приказа Минздрава РФ от 22.01.2016 N 33н)

в) при непосредственном обращении в медицинскую организацию, оказывающую скорую медицинскую помощь;

г) при поступлении в медицинскую организацию, оказывающую скорую медицинскую помощь, заполненной в электронном виде карточки вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме из информационных систем экстренных оперативных служб. (в ред. Приказа Минздрава РФ от 22.01.2016 N 33н)

10. В случае поступления вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная выездная бригада скорой медицинской помощи или специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи.

11. Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни пациента, в том числе: (в ред. Приказа Минздрава РФ от 22.01.2016 N 33н)

а) нарушения сознания; (в ред. Приказа Минздрава РФ от 22.01.2016 N 33н)

(в ред. Приказа Минздрава РФ от 22.01.2016 N 33н)

1. Настоящие Правила определяют порядок осуществления медицинской эвакуации при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи (далее -медицинская эвакуация). (в ред. Приказа Минздрава РФ от 22.01.2016 N 33н)

2. Действие настоящих Правил не распространяется на отношения по осуществлению медицинской эвакуации федеральными государственными учреждениями.

3. Медицинская эвакуация включает в себя:

а) санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую воздушными судами; (в ред. Приказа Минздрава РФ от 22.01.2016 N 33н)

б) санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта.

4. Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи.

5. Медицинская эвакуация может осуществляться с места происшествия или места нахождения пациента (вне медицинской организации), а также из медицинской организации, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (далее — медицинская организация, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи).

6. Выбор медицинской организации для доставки пациента при осуществлении медицинской эвакуации производится исходя из тяжести состояния пациента, минимальной по времени транспортной доступности до места расположения медицинской организации и профиля медицинской организации, куда будет доставляться пациент. (в ред. Приказа Минздрава РФ от 22.01.2016 N 33н)

7. Решение о необходимости медицинской эвакуации принимает:

а) с места происшествия или места нахождения пациента (вне медицинской организации) — медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенный старшим указанной бригады;

б) из медицинской организации, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи — руководитель (заместитель руководителя по лечебной работе) или дежурный врач (за исключением часов работы руководителя (заместителя руководителя по лечебной работе) медицинской организации, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи, по представлению лечащего врача и заведующего отделением или ответственного медицинского работника смены (за исключением часов работы лечащего врача и заведующего отделением).

8. Подготовка пациента, находящегося на лечении в медицинской организации, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи, к медицинской эвакуации проводится медицинскими работниками указанной медицинской организации и включает все необходимые мероприятия для обеспечения стабильного состояния пациента во время медицинской эвакуации в соответствие с профилем и тяжестью заболевания (состояния), предполагаемой длительности медицинской эвакуации.

Во время осуществления медицинской эвакуации медицинские работники выездной бригады скорой медицинской помощи осуществляют мониторинг состояния функций организма пациента и оказывают ему необходимую медицинскую помощь.

9. По завершении медицинской эвакуации медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенный старшим указанной бригады, передает пациента и соответствующую медицинскую документацию под подпись о приеме уполномоченному медицинскому работнику приемного отделения или стационарного отделения скорой медицинской помощи или травматологического пункта медицинской организации и информирует фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи или медицинскую сестру по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи о завершении медицинской эвакуации пациента. (в ред. Приказа Минздрава РФ от 22.01.2016 N 33н)

10. Пункт утратил силу. (в ред. Приказа Минздрава РФ от 22.01.2016 N 33н)

(в ред. Приказа Минздрава РФ от 22.01.2016 N 33н)

1. Настоящие Правила определяют порядок организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи.

2. Основной целью деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи является оказание скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, включая ее оказание на месте вызова скорой медицинской помощи, при осуществлении медицинской эвакуации.

3. Выездные бригады скорой медицинской помощи по своему составу подразделяются на врачебные и фельдшерские.

4. Выездные бригады скорой медицинской помощи по своему профилю подразделяются на общепрофильные и специализированные.

5. Специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи подразделяются на бригады:

а) анестезиологии-реанимации, в том числе педиатрические;

б) педиатрические;

в) психиатрические;

г) экстренные консультативные;

д) авиамедицинские.

6. Количество и профиль выездных бригад скорой медицинской помощи устанавливаются с целью круглосуточного обеспечения населения скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощью, с учетом численности, плотности и возрастной структуры населения территории обслуживания, средней нагрузки на одну выездную бригаду скорой медицинской помощи в сутки, климатических и географических особенностей территории обслуживания, особенностей застройки, насыщенности территории обслуживания промышленными предприятиями, состояния транспортных магистралей, интенсивности движения и иных факторов, а также значений критериев доступности медицинской помощи, установленных территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи .

Пункт 1 части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446)

Время доезда до пациента выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. В территориальных программах время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

7. Общепрофильная фельдшерская выездная бригада скорой медицинской помощи включает либо двух фельдшеров скорой медицинской помощи и водителя, либо фельдшера скорой медицинской помощи, медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя. Для организации деятельности общепрофильной фельдшерской выездной бригады скорой медицинской помощи используется автомобиль скорой медицинской помощи класса «А» или «В».

8. Общепрофильная врачебная выездная бригада скорой медицинской помощи включает либо врача скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи и водителя, либо врача скорой медицинской помощи, медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя, либо врача скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи или медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя. Для организации деятельности общепрофильной врачебной выездной бригады скорой медицинской помощи используется автомобиль скорой медицинской помощи класса «В».

9. Специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации, в том числе педиатрическая, включает врача- анестезиолога-реаниматолога и двух медицинских сестер-анестезистов и водителя. Для организации деятельности специализированной выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации, в том числе педиатрической, используется автомобиль скорой медицинской помощи класса «С» соответствующего оснащения.

(в ред. Приказа Минздрава РФ от 22.01.2016 N 33н)

1. Настоящие Правила определяют порядок организации деятельности оперативного отдела медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь вне медицинской организации (далее — оперативный отдел).

2. Оперативный отдел создается в целях обеспечения централизованного приема обращений (вызовов) населения за скорой медицинской помощью, незамедлительной передачи вызовов выездным бригадам скорой медицинской помощи, оперативного управления и контроля за работой выездных бригад скорой медицинской помощи.

3. Оперативный отдел является структурным подразделением медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь вне медицинской организации.

4. Оперативный отдел возглавляет заведующий, на должность которого назначается специалист, соответствующий требованиям, предъявляемым Квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438), по специальности «скорая медицинская помощь». (в ред. Приказа Минздрава РФ от 22.01.2016 N 33н)

5. Структура и штатная численность оперативного отдела устанавливаются руководителем медицинской организации, в составе которой создан оперативный отдел, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, численности обслуживаемого населения и с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 7 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденному настоящим приказом.

6. Основными функциями оперативного отдела являются:

а) обеспечение круглосуточного централизованного приема вызовов скорой медицинской помощи с обязательной аудиозаписью телефонного разговора;

б) сортировка обоснованности вызовов скорой медицинской помощи по поводам вызова, срочности и профильности направления выездных бригад скорой медицинской помощи;

в) незамедлительная передача вызовов выездным бригадам скорой медицинской помощи;

г) оперативное управление и контроль за работой выездных бригад скорой медицинской помощи;

д) организация медицинской эвакуации пациентов в соответствии со схемой маршрутизации медицинской эвакуации в медицинские организации;

е) осуществление взаимодействия подразделений службы скорой медицинской помощи с экстренными оперативными службами, в том числе службой пожарной охраны, службой реагирования в чрезвычайных ситуациях, полицией, аварийной службой газовой сети, службой «Антитеррор»;

ж) учет работы санитарного транспорта;

з) сбор оперативной статистической информации, ее анализ и принятие решений по обеспечению своевременного выполнения вызовов;

и) анализ оперативной деятельности медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь, в которой создан оперативный отдел, и разработка мероприятий по ее улучшению;

к) иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Оснащение оперативного отдела осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 8 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденному настоящим приказом.

8. В структуре оперативного отдела рекомендуется предусматривать:

а) диспетчерскую для приема вызовов скорой медицинской помощи;

б) диспетчерскую направления выездных бригад скорой медицинской помощи на вызов;

в) справочную (кабинет стола справок);

г) врачебно-консультативное бюро (врачебно-консультативный пост (центр)). (в ред. Приказа Минздрава РФ от 22.01.2016 N 33н)

(в ред. Приказа Минздрава РФ от 22.01.2016 N 33н)

1. Настоящие Правила определяют порядок организации деятельности стационарного отделения скорой медицинской помощи (далее — Отделение). (в ред. Приказа Минздрава РФ от 22.01.2016 N 33н)

2. Отделение является структурным подразделением медицинской организации и создается для оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

3. Отделение создается в медицинской организации, имеющей коечную мощность не менее 400 коек, при условии ежедневного круглосуточного поступления не менее 50 пациентов для оказания скорой медицинской помощи .

Действие настоящего пункта не распространяется на медицинские организации частой системы здравоохранения

4. Отделение возглавляет заведующий, на должность которого назначается специалист, соответствующий требованиям, предъявляемым Квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438), по специальности «скорая медицинская помощь». (в ред. Приказа Минздрава РФ от 22.01.2016 N 33н)

5. Структура и штатная численность Отделения устанавливаются руководителем медицинской организации, в составе которой создано Отделение, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, численности обслуживаемого населения и с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 10 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденному настоящим приказом.

6. Основными функциями Отделения являются:

а) прием, регистрация и сортировка поступивших в Отделение пациентов по степени тяжести состояния здоровья, инфекционной безопасности;

б) определение медицинских показаний для направления пациентов в специализированные отделения медицинской организации, в которой создано Отделение, или в другие медицинские организации;

в) оказание скорой медицинской помощи вне медицинской организации выездными бригадами скорой медицинской помощи Отделения и медицинская эвакуация;

г) оказание скорой медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях, включая:

уточнение диагноза, диагностику, динамическое наблюдение и проведение лечебно-диагностических мероприятий на койках скорой медицинской помощи суточного пребывания;

краткосрочное лечение на койках скорой медицинской помощи краткосрочного пребывания;

при наличии медицинских показаний направление пациента в специализированное отделение медицинской организации, в которой создано Отделение, или в другие медицинские организации;

проведение санитарной обработки пациентов, поступивших в Отделение;

извещение медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях, о необходимости посещения выписанного пациента участковым врачом по месту его проживания, в том числе в случае самовольного ухода пациента из Отделения;

проведение при необходимости санитарной обработки автомобилей скорой медицинской помощи, осуществивших медицинскую эвакуацию пациентов в Отделение; (в ред. Приказа Минздрава РФ от 22.01.2016 N 33н)

д) внедрение в клиническую практику современных методов диагностики и лечения;

е) поддержание обменного фонда Отделения в целях возмещения средств иммобилизации, использованных при оказании скорой медицинской помощи пациенту, средствами иммобилизации, аналогичными по техническим характеристикам;

Диспетчер задает позвонившему обязательные вопросы о поле больного; его возрасте; о том, что случилось, о состоянии человека, которое необходимо описать как можно подробнее. Также необходимо четко сообщить точный адрес (улицу, номер дома, подъезд, этаж), куда должна выехать бригада скорой помощи, ваш телефон и фамилию, если скорую помощь вызывает не сам пострадавший. Полезно будет объяснить, как проехать к дому, назвать код домофона или рассказать, где именно встретят бригаду.

При наличии показаний бригада сама транспортирует лежачего больного из квартиры. Если это невозможно, бригада может вызвать в помощь другую бригаду или обратиться за помощью к окружающим в соответствии с должностной инструкцией, предписывающей при необходимости привлекать к транспортировке сторонних лиц.

Если пациент находится в труднодоступном месте, может быть вызвана служба МЧС.

Помимо этого, сейчас закупаются специальные кресла, благодаря которым силами одного медицинского работника можно транспортировать больного в сидячем положении по ступеням. Правда, к сожалению, пока не все бригады ими обеспечены.

Вызываем «скорую». Что происходит, когда мы набираем номер «103»

Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденный Приказом Минздрава России от 20.06.2013 № 388н, (далее — Приказ № 388н) подробно регламентирует алгоритм действий диспетчеров скорой медицинской помощи (далее – СМП) и процедуру направления бригады на вызов.

Так, согласно пункту 9, вызов скорой медицинской помощи осуществляется следующими способами:

  • по телефону путем набора номеров «03», «103», «112» и (или) номеров телефонов медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь;
  • с помощью коротких текстовых сообщений (SMS) при наличии технической возможности;
  • при непосредственном обращении в медицинскую организацию, оказывающую скорую медицинскую помощь;
  • при поступлении в медицинскую организацию, оказывающую скорую медицинскую помощь, заполненной в электронном виде карточки вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме из информационных систем экстренных оперативных служб.

В зависимости от условий оказания СМП, она оказывается следующими категориями медицинских работников:

Условия оказания СМП Кем оказывается Основание
Вне медицинской организации Медицинскими работниками выездных бригад СМП Пункт 6 Порядка № 388н
Амбулаторные Медицинскими работниками медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях Пункт 8 Порядка № 388н
Стационарные

При этом выездные бригады СМП направляются на вызов с учетом профиля выездной бригады СМП и формы оказания медицинской помощи

Так, при поступлении вызова СМП в экстренной форме на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная или специализированная выездная бригада (пункт 10 Порядка № 388н), а при поступлении вызова СМП в неотложной форме на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная выездная бригада при отсутствии вызовов СМП в экстренной форме (пункт 12 Порядка № 388н).

Необходимо отметить, что время доезда до пациента выездной бригады при оказании СМП в экстренной форме регламентировано и не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. Территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов.

К сожалению, далеко не все пациенты осведомлены о том, двадцатиминутное ожидание скорой – это правило, касающееся именно случаев экстренного оказания медицинской помощи. В связи с чем, судебная практика богата примерами попыток обжалования действий бригад скорой помощи. В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22 марта 2019 г. № 310-ЭС19-1857 суд в очередной раз отметил, что категория вызова и время доезда бригады скорой помощи определяются диспетчером на основе информации, предоставленной абонентом. Если из этой информации не следует, что пациент находится в угрожающем жизни опасности, то вызову не присваивается статус «экстренного», и время доезда до такого пациента может составить до двух часов.

В рассматриваемом деле ТФОМС оштрафовал медицинскую организацию за длительное (более часа) ожидание бригады для помощи пациенту 18 лет. Пациент вызвал скорую помощь в связи с плохим самочувствием (в том числе, повышение температуры тела до 38 градусов) на фоне хронического почечного недуга. Верховный суд отказал в передаче дела на пересмотр в Судебную коллегию по экономическим спорам, отметив, что нижестоящие суды не нашли доказательств наличия у принимавшего сообщение фельдшера всей необходимой информации о состоянии больного, позволявшей отнести данный вызов к экстренным.

Порядок № 388н содержит перечень условий, при которых оказывается скорая медицинская помощь. Состояния, относящиеся к экстренным и неотложным, перечислены выше. Однако статистически практика складывается так, что пациенты зачастую вызывают бригаду скорой помощи из-за «температуры 37,5» или из-за необходимости поставить укол. То есть обращаются за экстренной помощью в случаях, которые таковыми не являются, не требуют экстренной или неотложной медицинской помощи.

Попытки бороться с данной практикой предпринимались, однако их нельзя назвать успешными. В частности, лицо, заведомо ложно вызывающее скорую помощь, может быть оштрафовано на сумму от одной до полутора тысяч рублей. Однако данная мера в большей степени применима к телефонным хулиганам, нежели чем к пациентам, искренне считающими себя нуждающимися в экстренной медицинской помощи.

Отсеиванием подобных вызовов занимается диспетчер. Выяснив причины обращения, он делает заключение о состоянии пациента: относится ли оно к состояниям, требующим экстренной или неотложной медицинской помощи. Если описанный диспетчеру случай таковым не является, пациенту будет предложено обратиться в медицинское учреждение по месту жительства.

Приложение № 2 Порядка № 388н содержит основные правила деятельности выездной бригады СМП. Так, целью деятельности такой бригады является оказание скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, включая ее оказание на месте вызова СМП, при осуществлении медицинской эвакуации.

Выездные бригады СМП классифицируются по следующим признакам:

По составу Врачебные
Фельдшерские
По профилю Общепрофильные
Специализированные:
  • анестезиологии-реанимации, в том числе педиатрические;
  • педиатрические;
  • психиатрические;
  • экстренные консультативные;
  • авиамедицинские.

Рассмотрим каждый вид выездных бригад подробнее

Вид выездной бригады СМП Состав бригады Используемый транспорт
Общепрофильная фельдшерская выездная бригада 2 фельдшера + водитель Автомобиль скорой медицинской помощи класса «A» или «B»
фельдшер + медицинская сестра (медицинский брат) + водитель
Общепрофильная врачебная выездная бригада врач + фельдшер + водитель, Автомобиль скорой медицинской помощи класса «B»
врач + медицинская сестра (медицинский брат) + водитель,
врач + 2 фельдшера (или фельдшер + медицинская сестра (медицинский брат)) + водитель
Специализированная выездная бригада анестезиологии-реанимации, в том числе педиатрическая врач-анестезиолог-реаниматолог + 2 медицинских сестры-анестезистов + водитель Автомобиль скорой медицинской помощи класса «C» соответствующего оснащения
Специализированная психиатрическая выездная бригада врач-психиатр + фельдшер + санитар + водитель, Автомобиль скорой медицинской помощи класса «B»
врач-психиатр + медицинская сестра (медицинский брат) + санитар + водитель
Специализированная педиатрическая выездная бригада врач-педиатр + фельдшер + водитель Автомобиль скорой медицинской помощи класса «B»
врач-педиатр + медицинская сестра (медицинский брат) + водитель
Выездная экстренная консультативная бригада врач-специалист отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи + фельдшер (или медицинская сестра (медицинский брат)) + водитель Автомобиль скорой медицинской помощи класса «C»
Авиамедицинская выездная бригада не менее одного врача СМП (или врача анестезиолога-реаниматолога) + фельдшер + (или) медицинская сестра-анестезист.

Функции выездной бригады СМП заключаются в следующем:

  • незамедлительный выезд (вылет) на место вызова скорой медицинской помощи;
  • оказание скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, включая установление ведущего синдрома и предварительного диагноза заболевания (состояния), осуществление мероприятий, способствующих стабилизации или улучшению клинического состояния пациента;
  • осуществление медицинской эвакуации пациента при наличии медицинских показаний;
  • обеспечение медицинской сортировки пациентов и установление последовательности оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи при массовых заболеваниях, травмах или иных состояниях.

Кроме того, Порядок № 388н устанавливает обязанности водителя автомобиля СМП. Они заключаются в следующем:

  • подчинение врачу или фельдшеру скорой медицинской помощи выездной бригады СМП и выполнение его распоряжений;
  • знание топографии населенного пункта, в котором расположена станция (отделение) СМП и местоположение медицинских организаций;
  • обеспечение немедленного выезда автомобиля СМП на вызов и движение автомобиля по кратчайшему маршруту и другие.

«Фельдшерскими» бригадами СМП называют бригады, действующие без врача. В мире выделяют две базовые модели организации СМП: франко-германская (принцип «остановись и лечи») и англо-американская (принцип «бери и вези»). В первом случае, в бригадах СМП как правило есть врач, задача которого оказать помощь на месте и лишь в крайнем случае отправлять пациента в стационар. Во втором случае, бригады СМП не включают врачей и нацелены на скорейшую доставку пациента в стационар для оказания помощи.

В соответствии с пунктом 3 Приложения № 2 Порядка № 388н, в России возможны оба сценария: выездные бригады СМП могут быть врачебными и фельдшерскими.

Таким образом, с точки зрения Порядка № 388н, деятельность фельдшерских бригад допустима, но с точки зрения практической реализации, данное допущение вызывает ряд вопросов.

Не секрет, что уже на стадии вызова бригады СМП, то есть в процессе общения пациента с диспетчером, серьезность ситуации, с которой столкнется бригада СМП, может быть интерпретирована диспетчером неверно. Это естественный риск, связанный с тем, что пациенты не всегда адекватно оценивают свое состояние: как в сторону преувеличения проблемы, так и в сторону преуменьшения. Так, приняв вызов и определив его как простой, диспетчер направит на место фельдшерскую бригаду. На месте обнаружится, что пациенту требуется более квалифицированная помощь, включающая сложную диагностику и определение тактики действий, которые могут существенно повлиять на состояние пациента.

Очевидно, что допустимость деятельности фельдшерских бригад связана с кадровым дефицитом врачей. Однако врачи и фельдшеры имеют различный правовой статус и правомочны выполнять различный объем должностных обязанностей. Например, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», фельдшер СМП может использовать наркотические и сильнодействующие препараты только по назначению врача. Более того, на практике встречаются «фельдшерские бригады» состоящие лишь из одного фельдшера, что явно противоречит законодательству (поскольку прибывший на вызов фельдшер просто физически не сможет провести ряд медицинских манипуляций для осуществления которых требуются два медицинских работника).

Таким образом, допустимость деятельности бригад СМП без врачей в Российской Федерации представляется весьма сомнительной и спорной.

Медицинская эвакуация – это организационное мероприятие, связанное с транспортировкой граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья.

Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами СМП с места происшествия или места нахождения пациента (вне медицинской организации), а также в отношении:

  • лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях;
  • женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных;
  • лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Правила осуществления медицинской эвакуации при оказании СМП определены в Приложении № 1 Порядка № 388н.

Так, медицинская эвакуация включает в себя:

  • санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую воздушными судами;
  • санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта.

Решение о необходимости медицинской эвакуации принимается старшим медицинским работником выездной бригады СМП — в случае, когда пациент находится вне медицинской организации; и руководителем (заместителем руководителя по лечебной работе) или дежурным врачом (за исключением часов работы руководителя и его заместителя по лечебной работе)) медицинской организации, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи, по представлению лечащего врача и заведующего отделением или ответственного медицинского работника смены (за исключением часов работы лечащего врача и заведующего отделением).

Счет на секунды: как работают диспетчеры скорой помощи

В 2019 году законодательство Российской Федерации, а именно Уголовный кодекс (далее – УК РФ) и Кодекс административных правонарушений (далее – КоАП), пополнилось рядом нововведений. Эти нововведения касаются защиты прав врача при осуществлении его деятельности. Речь идет об ответственности за воспрепятствование оказанию медицинской помощи.

Разработка соответствующих поправок была связана с рядом резонансных новостей. Так, в начале 2017 года в Петропавловске-Камчатском водитель иномарки не пропустил на экстренный вызов машину скорой помощи, из-за чего 21-летний молодой человек, к которому ехала бригада, скончался. Кроме того, имели место случаи нападений на медицинских работников. Например, в Санкт-Петербурге мужчина, которому после употребления алкогольных напитков стало плохо и которого прибывшая скорая везла в больницу, пытался задушить фельдшера.

Так, в 2019 году вступили в силу следующие составы:

КоАП РФ УК РФ
Статья Статья 6.36. Воспрепятствование оказанию медицинской помощи:
Воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.17 настоящего Кодекса, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния
Статья 124.1. Воспрепятствование оказанию медицинской помощи:
  1. Воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью пациента,
  2. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть пациента
Ответственность влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. По части первой — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. По части второй — наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Примечательно, что ранее воспрепятствование оказанию медицинской помощи, следствием которого явилась гибель пациента, уголовно не преследовалось.

Положительно характеризуя тенденцию, связанную с выделением медицинских работников в особую категорию граждан, подлежащих особой защите, эксперты, тем не менее, настаивают на необходимости раскрытия понятия «воспрепятствование», используемого в диспозициях статей УК РФ и КоАП РФ.

Скорая медицинская помощь является одной из наиболее важных подсистем отечественного здравоохранения. К сожалению, на данный момент в этой сфере существует множество проблем, связанных с законодательным регулированием, кадровой политикой и т.д. Многие нововведения, исходящие от руководства (наподобие уже упомянутых «фельдшерских бригад») значительно сужают возможности скорой медицинской помощи, а тяжелые условия труда, вместе со слабой юридической защищенностью от не вполне адекватных пациентов, приводят к оттоку опытных сотрудников из этой важнейшей области медицины

Кроме того, дополнительные проблемы как СМП, так и системы здравоохранения в целом, обнажились на фоне эпидемии коронавирусной инфекции.

Представляется, что вместо безуспешных попыток «оптимизации» деятельности СМП следует увеличить финансирование этой сферы, вместе с расширением (а не сокращением!) количества выездных бригад, причем не только общепрофильных, но и специализированных. Кроме того, необходима масштабная просветительская работа с гражданами, направленная на сокращение необоснованных вызовов бригад СМП, формирование уважительного отношения к медицинским работникам, а также дальнейшее ужесточение ответственности за необоснованный вызов выездной бригады скорой медицинской помощи и за агрессию в отношении её работников.

ПРИКАЗ

от 13 июня 2013 года N 6/264

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ «ПРАВИЛ ВЫЗОВА СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»

Во исполнение Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказа Минздравсоцразвития РФ от 1 ноября 2004 года N 179 «Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи», письма Министерства здравоохранения Российской Федерации N 14-0/10/2-2564, ФФОМС N 7155/30 от 26 сентября 2012 г. «О направлении Методических рекомендаций «Скорая медицинская помощь в системе обязательного медицинского страхования. Этап становления, перспективы развития» в целях совершенствования оказания скорой медицинской помощи населению приказываю:

1. Утвердить «Правила вызова скорой медицинской помощи» согласно приложению.

2. Руководителям медицинских организаций:

2.1. Организовать работу в соответствии с утвержденными Правилами вызова скорой медицинской помощи;

2.2. Обеспечить размещение правил вызова скорой медицинской помощи в печатных средствах массовой информации, на сайтах подведомственных учреждений.

3. Контроль за исполнением данного приказа возложить на Первого заместителя министра В.А.Колесникова.

Министр
Я.БОРДЮГ

ПРАВИЛА ВЫЗОВА СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

1. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями оказывается гражданам бесплатно.

2. Вызов скорой медицинской помощи осуществляется с любого телефона набором номера:

— по любому городскому телефону по номеру «03»;

— по мобильной связи:

— МТС по номеру «030»

— БИЛАЙН по номеру «003»

— МЕГАФОН по номеру «030»

— ТЕЛЕ 2 по номеру «030» или «03*»

— единый телефон экстренных служб — «112»

Или при личном обращении граждан в отделения скорой помощи учреждений здравоохранения.

3. Для обеспечения более быстрого направления бригад скорой медицинской помощи и своевременного оказания медицинской помощи больному или пострадавшему, вызывающий обязан четко и точно ответить на все вопросы диспетчера «03», принимающего вызов:

— назвать точный адрес вызова (район города, улицу, номер квартиры, этаж, код и номер подъезда), возможные общеизвестные ориентиры;

— назвать фамилию, имя и отчество больного или пострадавшего, его возраст;

— номер контактного телефона;

— повод к вызову;

— если неизвестна фамилия больного — указать пол и примерный возраст.

4. При вызове на квартиру диспетчер должен предложить вызывающему приготовить паспорт, страховой медицинский полис, СНИЛС. Вызовы скорой медицинской помощи принимаются и обслуживаются независимо от наличия у больного страхового полиса и других документов.

5. Вызов считается принятым, если диспетчер, получив полные ответы на заданные вопросы, отвечает вызывающему: «Ваш вызов принят», называет время приема и свой рабочий номер. Дежурный диспетчер станции скорой медицинской помощи в начале и в конце приема вызова обязан назвать вызывающему свой рабочий номер.

6. В случаях обращения по поводам, не подлежащим исполнению бригадами скорой помощи, диспетчер обязан зарегистрировать обращение и переключить вызывающего на старшего врача смены.

7. Отказ в выезде бригады скорой медицинской помощи решается старшим врачом смены.

При отказе в выезде бригады скорой медицинской помощи старший врач смены дает рекомендации вызывающему: куда обратиться за медицинской помощью (в поликлинику, женскую консультацию, диспансер, наркологический кабинет и т.д.) с указанием адреса или телефона организации.

8. Лицо, вызывающее бригаду скорой медицинской помощи:

— организует встречу вызванной бригады скорой медицинской помощи у ворот дома или подъезда, чтобы максимально ускорить прибытие медицинского персонала к больному или пострадавшему. При наличии препятствий при въезде на прилегаемую территорию (двор), таких как шлагбаум, «цепочка», по возможности, обеспечить открытие;

— обеспечивает беспрепятственный проход медицинских работников к больному или пострадавшему с аппаратурой и в обуви;

— обеспечивает необходимые условия для оказания помощи;

— изолирует домашних животных, которые могут причинить вред здоровью и имуществу персонала бригады скорой медицинской помощи;

— оказывает содействие врачу в транспортировке больного или пострадавшего в машину, привлекая родственников, близких, соседей, окружающих;

Нет, не забирает. С острой зубной болью в таком случае необходимо обратиться в пункт неотложной стоматологической помощи или в любую круглосуточную стоматологию.

Человек употребил наркотики — ему стало плохо. Если вызвать скорую, об этом сообщат в полицию? В каких еще случаях скорая должна сообщить в полицию?

Согласно существующему законодательству, все случаи вреда здоровью человека, причиненные в результате противоправных действий, обязаны быть переданы в правоохранительные органы. Употребление наркотиков относится к противоправным действиям.

  • Обеспечить свободные пути проезда,
  • Убрать домашних животных,
  • Свернуть ковры или постелить газеты, если переживаете за чистоту полов.

Если есть необходимость транспортировки, то фельдшер может попросить найти людей (соседей), которые помогут донести носилки с пациентом до каталки или до машины.

Любое противоправное действие по отношение к медицинскому работнику мы стараемся доводить до конца и помогаем взыскать моральный вред в пользу пострадавшего с агрессора.

Наказание за побои и причинение лёгкого вреда здоровью регламентируется 115 и 116 статьями УК РФ. Виновник может получить штраф до сорока тысяч рублей или лишиться свободы на срок до двух лет. Как показывает практика последних лет, суд, вынося решение, принимает во внимание тот факт, что пострадавший в момент инцидента оказывал медицинскую помощь.

Показания для госпитализации определены приказами, клиническими рекомендациями и другими документами. Наличие показаний для госпитализации определяет медицинский работник. В случае отсутствия таких показаний, пациент не подлежит госпитализации. Не согласиться с медработником может только другой медработник, имеющий квалификацию. Однако, в случае возникновения конфликтной ситуации, пациент может позвонить старшему врачу смены по номерам:

  • 226-72-42,
  • 229-86-45,
  • 229-86-49

Для инвалидов по слуху и глухонемых существует возможность вызова скорой медицинской помощи посредством SMS-сообщения. У каждого человека с инвалидностью по слуху есть федеральный номер дежурного старшего врача. В смс глухие люди сообщают адрес и причину вызова.

Освидетельствует ли «скорая» побои при необходимости?

Освидетельствование, как таковое, скорая помощь не проводит.

Мать ребенка (не лишенная прав) является официальным опекуном ребёнка и несёт полную юридическую ответственность за его состояние.

Что делать, если я недоволен качеством медпомощи, которую мне оказали в «скорой»?

Нужно позвонить старшему врачу

  • 226-72-42 — круглосуточный телефон.
  • 229-86-45, 229-86-49 — можно звонить в рабочее время.

Еще до первого звонка необходимо установить, есть пострадавшие или нет. Если ДТП незначительное, нужно включить аварийную сигнализацию и установить предупредительный знак. Согласно новым правилам, вызывать ГИБДД на место аварии без пострадавших необязательно: достаточно зафиксировать положение автомобилей и самостоятельно составить европротокол.

Если есть раненые, немедленно следует вызвать скорую, а затем сообщить о ДТП по телефону ГИБДД. Сотрудники полиции задокументируют факт происшествия, опишут ситуацию и повреждения.

Итак, мы уже установили, что ваши первые действия – это оповещение соответствующих служб об аварии. Найти нужный номер несложно в нашем разделе «Весь список телефонов». Важно знать, как вызываются экстренные службы у разных мобильных операторов. Об этом ниже.

Кого же следует вызывать при ДТП? Это напрямую зависит от сложившейся ситуации. К примеру, если в аварии пострадали люди, еще до сотрудников ГИБДД нужно вызвать скорую помощь. В случае угрозы воспламенения транспортных средств следует позвонить в пожарную охрану. Если авария незначительная, достаточно вызвать представителей страховой компании и сотрудников полиции.

Современная мобильная связь существенно упрощает вызов государственных служб спасения. Каждый водитель должен знать, куда звонить в случае ДТП. На сегодняшний день вызывать представителя любой спасательной службы можно по единому номеру 911. Если набрать его не получается, можно позвонить по номеру 112. Вам ответит диспетчер, который обеспечит оказание экстренной помощи.

Набрав 911 или 112, необходимо как можно спокойнее и четче описать сложившуюся ситуацию, а также коротко сформулировать ее последствия. Это позволит операторам определиться с тем, какие службы следует вызвать на место аварии.

Надо назвать также точный адрес происшествия. Если установить местонахождение самостоятельно не удается, достаточно приблизительно назвать локацию ДТП. Спасательным службам с помощью спутника удастся определить, где находится телефон абонента.

Если существует вероятность возгорания автомобиля или это уже произошло, наберите короткий номер 101 (01). В скобках указываем ранее действующий номер – пока в России осуществляется переход к трехзначной системе вызова экстренных служб, он тоже действует. Это касается и номеров, указанных ниже. Позвонив на номер 101, можно сообщить о происшествии пожарным и службе МЧС.

Счет на секунды: все о работе диспетчера скорой помощи

Итак, все необходимые службы вызваны, наступает время оформления ДТП. На этом этапе очень важно проследить, чтобы все документы были оформлены правильно, ведь в последующем они могут использоваться в судебном разбирательстве. Важно помнить: необходимо самостоятельно убрать пострадавшие в аварии автомобили, если они препятствуют движению другого транспорта. Также стоит знать, в каких случаях вызывать сотрудников ГИБДД не требуется (об этом говорилось выше).

  • Медицинские услуги
  • Версия для MS Word
  • Save as text
  • Версия для печати

1. Настоящие Правила оперативного реагирования и оказания своевременной комплексной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (далее – Правила) разработаны в соответствии со статьей 32 Закона Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года «О дорожном движении».

2. Настоящие Правила определяют порядок оперативного реагирования и оказания своевременной комплексной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

3. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

1) система экстренного вызова при авариях и катастрофах (далее – система экстренного вызова) – государственная автоматизированная информационная система, функционирующая с использованием сигналов и данных навигационных спутниковых систем, обеспечивающая предоставление формализованной информации о дорожно-транспортных происшествиях (далее – ДТП) и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Республики Казахстан в экстренные оперативные службы;

2) аварийно-спасательные работы – действия по спасению людей, оказанию экстренной медицинской и психологической помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, локализации и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов;

3) аварийно-спасательная служба – совокупность организационно-объединенных органов управления, аварийно-спасательных формирований и средств гражданской защиты, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему;

4) аварийно-спасательное формирование – самостоятельная или входящая в состав аттестованной аварийно-спасательной службы организационно-структурная единица сил гражданской защиты, предназначенная для проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;

5) единая дежурно-диспетчерская служба «112» (далее – ЕДДС) – служба приема и обработки сообщений от физических и юридических лиц о предпосылках возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, пожаре, угрозе жизни и причинения вреда здоровью людей и об иных случаях, требующих принятия мер экстренной помощи с последующей координацией действий по реагированию экстренных служб в пределах своей компетенции;

6) отделение скорой медицинской помощи – подразделение районной (городской) больницы (поликлиники), основной деятельностью которой является оказание экстренной медицинской помощи, как на месте происшествия, так и в пути следования;

7) станция (отделение) скорой медицинской помощи – организация скорой медицинской помощи (далее – СМП), основной деятельностью которой является оказание экстренной медицинской помощи, как на месте происшествия, так и в пути следования;

8) ДТП – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, повлекшее причинение вреда здоровью, смерть человека, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов либо иной материальный ущерб;

9) пострадавший – физическое лицо, которому причинен вред (ущерб) вследствие дорожно-транспортного происшествия, либо его последствий;

10) спасатель – физическое лицо, прошедшее специальную подготовку и аттестованное (переаттестованное) на проведение аварийно-спасательных работ;

11) Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Национальный координационный центр экстренной медицины» (далее – НКЦЭМ) — государственное предприятие, осуществляющее руководство и координацию деятельности медицинских организаций по оказанию населению медицинской помощи в форме санитарной авиации.

4. Оказание своевременной комплексной помощи лицам, пострадавшим в ДТП начинается с момента поступления информации о случае ДТП. Службами экстренного реагирования обеспечивается своевременный и оперативный прием информации о случае ДТП от пострадавших в ДТП, очевидцев ДТП, а также от оператора экстренного вызова при авариях и катастрофах.

5. При поступлении сигнала в службы 101, 102, 103, и систему экстренного вызова при авариях и катастрофах оперативные дежурные этих служб (частей) передают информацию в ЕДДС. ЕДДС передает информацию дежурному диспетчеру ТМСП, в зоне ответственности которого возникло ДТП, ближайшее подразделение организации СМП или диспетчерскую службу НКЦЭМ, ТОО «Казахавтодор» по схеме оповещения служб экстренного реагирования при ДТП (далее – Схема), согласно приложению 1 к настоящим Правилам, а также в соответствии с алгоритмом действий диспетчера согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

Сноска. Пункт 5 в редакции совместного приказа Министра внутренних дел РК от 28.06.2019 № 597, Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 28.06.2019 № 458 и Министра здравоохранения РК от 28.06.2019 № ҚР ДСМ-101 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

6. Служба экстренного реагирования, первой получившая информацию о ДТП, в том числе с использованием системы экстренного вызова при авариях и катастрофах, немедленно с момента ее получения осуществляет передачу информации в ЕДДС.

7. При изменении либо дополнении информации о ДТП, пострадавших лицах и иных последствиях, служба экстренного реагирования, первой получившая дополнительные сведения, незамедлительно с момента их получения осуществляет информирование ЕДДС.

8. Прохождение всей информации о ДТП отражается в журналах служб экстренного реагирования, в том числе с использованием системы экстренного вызова при авариях и катастрофах, по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

9. В случаях, когда определенной службой экстренного реагирования при получении информации о необходимости профильного реагирования на совершенное ДТП оперативное проведение каких-либо мероприятий не представляется возможным, либо в проведении данных мероприятий необходимость отсутствует, тогда о принятом решении незамедлительно уведомляются все заинтересованные службы.

10. Для более эффективной организации прохождения информации, службами реагирования по территориальному признаку на основании Схемы разрабатываются совместные схемы оповещения, в которых указываются телефоны диспетчерских служб, ответственных лиц диспетчерских служб, ответственных лиц мобильных бригад служб реагирования на ДТП.

11. Основными мероприятиями организации своевременной комплексной помощи лицам, пострадавшим в ДТП являются:

1) обеспечение оперативного извлечения пострадавших из транспортного средства и других объектов;

2) оказание экстренной первой медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП;

3) ликвидация последствий ДТП.

12. Первоочередность выполняемых действий определяется профильными службами самостоятельно в пределах установленных компетенций, исходя из принципов сохранения жизни и здоровья граждан и предотвращения наибольшего материального ущерба. Представители служб экстренного реагирования, прибывшие на место ДТП первыми, производят предварительную оценку сложившейся ситуации и передачу первоначальных сведений лицу, ответственному по прохождению информации о ДТП. Прибытие на место ДТП фиксируется посредством передачи в дежурную службу (часть) служб экстренного реагирования информации о времени прибытия с указанием присутствия на месте ДТП других подразделений.

13. Обеспечение оперативного извлечения пострадавших из транспортного средства и других объектов проводится подразделениями уполномоченного органа в области гражданской защиты в соответствии с пунктом 12 статьи 12 Закона Республики Казахстан «О гражданской защите».

14. Медицинская помощь пострадавшим в ДТП включает оказание:

1) доврачебной помощи на месте ДТП и в пути следования в медицинскую организацию в течение первого часа;

2) квалифицированной медицинской помощи на месте ДТП, в пути следования в медицинскую организацию и в медицинской организации;

3) специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи пострадавшим в ДТП в профильных медицинских организациях.

Оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП проводится бригадами СМП и ТМСП в соответствии с алгоритмом, согласно приложению 4 к настоящим Правилам.

В случаях ДТП с большим количеством пострадавших оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП проводится бригадами СМП и ТМСП с применением принципов эвакотранспортной сортировки пострадавших в соответствии с алгоритмом, согласно приложению 5 к настоящим Правилам.

15. Ликвидация последствий ДТП проводится в соответствии с Инструкцией по организации охраны общественного порядка при ликвидации последствий аварий, пожаров, стихийных бедствий и при других чрезвычайных ситуациях, утвержденной приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 01 июня 2015 года № 502, (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11561) (далее – Инструкция).

16. Исходя из характера ДТП, количества пострадавших, тяжести последствий и иных условий, сопряженных с угрозой для жизни и здоровья людей, представитель службы первой прибывшей на место совершения ДТП принимает решение о привлечении дополнительных сил и средств. О принятом решении уведомляется лицо, ответственное за прохождение информации о ДТП, которое осуществляет информирование всех заинтересованных служб не позднее 5 минут с момента принятия решения о привлечении дополнительных сил и средств.

17. Решение о снятии или перенаправлении сил реагирования с места ДТП принимается каждой службой экстренного реагирования в согласовании с дежурными службами других служб экстренного реагирования.

18. Организация взаимодействия служб экстренного реагирования на месте ДТП осуществляется на уровне старших должностных лиц. В случае отсутствия на месте ДТП одной из профильных служб, взаимодействие с ними осуществляется посредством дежурных служб (частей) служб экстренного реагирования. В случае отсутствия на месте ДТП одной из профильных служб может привести к осложнению ситуации, возникновению вторичных поражающих факторов, то решение о проведении неотложных мероприятий принимается присутствующими на месте ДТП службами совместно с дежурной службой (частью) отсутствующего ведомства.

19. Уполномоченный орган по обеспечению безопасности дорожного движения посредством подразделений ОВД обеспечивает безопасность на месте ДТП, организацию объезда места ДТП. До момента их прибытия, в случае необходимости данные функции исполняют аварийно-спасательные, медико-спасательные и дорожно-эксплуатационные службы уполномоченных органов в области здравоохранения, гражданской защиты, транспорта и коммуникаций, местных исполнительных органов в соответствии с Инструкцией.

20. Решение о целесообразности эвакуации пострадавших неспециализированным попутным транспортом принимается только медико-спасательными и медицинскими службами, присутствующими на месте ДТП.

21. В случае одновременного присутствия на месте ДТП служб медицинской и медико-спасательной помощи общее руководство по оказанию медицинской помощи на месте ДТП, госпитализации пострадавших в ДТП, привлечению дополнительных сил и средств территориальных организаций здравоохранения на место ДТП принимает на себя старшее должностное лицо бригады ТМСП.

Алгоритм действий бригады СМП в ДТП.

1. При поступлении сигнала в службы 112, 101, 102, 103 и систему экстренного вызова при авариях и катастрофах оперативные дежурные этих служб (частей) передают информацию дежурному диспетчеру трассового медико-спасательного пункта (далее – ТМСП), в зоне ответственности которого возникло дорожно-транспортное происшествие (далее – ДТП), ближайшее подразделение организации скорой медицинской помощи (далее – СМП) или диспетчерскую службу Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Национальный координационный центр экстренной медицины», по Схеме оповещения служб экстренного реагирования при ДТП.

Сноска. Пункт 1 в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 28.06.2019 № 597, Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 28.06.2019 № 458 и Министра здравоохранения РК от 28.06.2019 № ҚР ДСМ-101 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

2. При поступлении сигнала дежурному фельдшеру-диспетчеру ТМСП и (или) СМП о произошедшем ДТП, ему необходимо осуществить получение следующей информации о:

1) точном месте расположения ДТП, с указанием удаленности от ближайшего населенного пункта (название) или его ориентиры;

2) характере ДТП (столкновение, возгорание, опрокидывание, съезд в кювет, сбит пешеход и так далее);

3) точном или ориентировочном времени ДТП;

4) количестве пострадавших (погибших);

5) преимущественный характер поражения: травмы, ожоги и прочее;

6) наличии среди пострадавших детей;

7) источнике информации (фамилия, имя и отчество (при его наличии), контактный телефон);

8) при необходимости дать рекомендации по оказанию первой помощи до прибытия бригады ТМСП и (или) СМП.

3. Бригада экстренного реагирования ТМСП и (или) СМП незамедлительно выезжает на место ДТП самостоятельно или в сопровождении сотрудников патрульной полиции уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения.

Сноска. Пункт 3 в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 28.06.2019 № 597, Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 28.06.2019 № 458 и Министра здравоохранения РК от 28.06.2019 № ҚР ДСМ-101 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

4. Фельдшер-диспетчер ТМСП и (или) СМП проверяет достоверность информации методом обратной связи.

5. При обнаружении бригадой ТМСП и (или) СМП на месте ДТП более одного пострадавшего с тяжелыми повреждениями, сопровождающимися нарастающими опасными для жизни расстройствами основных функций организма, об этом информируется дежурный фельдшер-диспетчер ТМСП и (или) СМП, которые в свою очередь:

1) дежурный фельдшер-диспетчер ТМСП передает срочную информацию о необходимости дополнительных сил и средств руководителю территориального филиала Государственного учреждения «Центр медицины катастроф» (далее – ГУ «ЦМК» и оперативному дежурному Управления единой дежурно-диспетчерской службы (далее – УЕДДС) территориального Департамента по чрезвычайным ситуациям (далее – ДЧС);

2) дежурный фельдшер-диспетчер СМП — передает срочную информацию о необходимости дополнительных сил и средств своему руководителю и оперативному дежурному УЕДДС ДЧС, далее по распоряжению своего руководства подключает схемы оповещения сотрудников.

6. В дальнейшем дежурный фельдшер-диспетчер ТМСП и (или) СМП обеспечивает прием и передачу вышестоящему руководству оперативной информации от бригад с места ДТП (по мере поступления информации, но не реже чем каждые 15 минут).

Приложение 3
к Правилам оперативного
реагирования и оказания своевременной
комплексной помощи лицам, пострадавшим
в дорожно-транспортных происшествиях

Форма

№ п/п

Поступление информации (дата, время)

Источник поступления информации

Место ДТП (направление, километраж)

Время совершения и характер ДТП

Число пострадавших

Число погибших

всего

в том числе детей

всего

в том числе детей

Количество участвующих в ДТП транспортных средств (при необходимости их технические характеристики)

Кому и когда передана информации о ДТП внутри службы

Принятые меры, отметка о времени окончания выполненных работ по ликвидации последствий ДТП

Передача информации по службам эксренного реагирования

Наименование службы экстренного реагирования

Дата и время передачи информации

Данные о лице, принявшем информацию о ДТП

Приложение 4
к Правилам оперативного
реагирования и оказания своевременной
комплексной помощи лицам, пострадавшим
в дорожно-транспортных происшествиях

1. Бригада трассового медико-спасательного пункта (далее – ТМСП) и (или) скорой медицинской помощи (далее – СМП), первая прибывшая к месту дорожно-транспортного присшествия (далее – ДТП) организует проведение лечебно-эвакуационных мероприятий и осуществляет:

1) меры по обеспечению личной безопасности;

2) медико-спасательные мероприятия (принимаются меры по прекращению повреждающего фактора, тушению пожара и извлечению пострадавших из автомобиля, а также организации медицинской сортировки пострадавших, оказание экстренной медицинской помощи);

3) оценку обстановки и информирование фельдшера-диспетчера ТМСП, включая дальнейшие ее изменения;

4) реализацию догоспитального комплекса, на которую затрачивает не более 10 минут, а именно: минимума догоспитального комплекса, включающего следующие конкретные требования:

быстрая, но по возможности точная оценка состояния пострадавшего и полученных им повреждений;

восстановление проходимости воздухоносных путей и дыхания;

остановка наружного кровотечения;

обезболивание;

иммобилизация костных переломов;

установка систем и начало активных инфузий растворов;

5) в случае необходимости вызов на себя дополнительных сил и средств в виде санитарной авиации и (или) бригад СМП (путем передачи информации посредством фельдшера-диспетчера ТМСП).

2. До прибытия дополнительных сил бригада ТМСП и (или) СМП обеспечивает поддержание жизненно важных функций пострадавших, имеющимися средствами в реанимобиле или в ТМСП. Находящийся в автомашине пострадавший (больной) передается прибывшей бригаде скорой медицинской помощи или мобильной бригаде санитарной авиации с соблюдением преемственности в оказании медицинской помощи.

3. Бригада ТМСП и (или) СМП предупреждает по телефону и (или) радиосвязи или через фельдшера-диспетчера ТМСП и (или) СМП дежурного врача приемного отделения медицинской организации о транспортировке пострадавших для подготовки к приему.

4. Бригада ТМСП и (или) СМП обеспечивает:

1) экстренную эвакуацию пострадавших в ближайшую медицинскую организацию, на каждого эвакуируемого заполняется первичная медицинская карта пораженного (больного) в ДТП по форме 025-6/у, утвержденной приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 907 «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6697) (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6697) (далее – приказ № 907);

2) прием пострадавшего (больного) от бригады ТМСП и (или) СМП ближайшей медицинской организацией удостоверяется посредством подписи дежурного врача (фельдшера, медсестры) приемного отделения в корешке первичной медицинской карты пораженного (больного) в ДТП по форме 025-6/у, утвержденной приказом № 907, с указанием даты и времени приема пострадавшего (больного);

3) время пребывания и порядок действия бригады ТМСП и (или) СМП в приемном отделении стационара регламентирован пунктами 22, 23 и 24 Правил оказания скорой медицинской помощи, утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 3 июля 2017 года № 450 «Об утверждении Правил оказания скорой медицинской помощи в Республике Казахстан» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 15473).

Сноска. Пункт 4 с изменением, внесенным приказом Министра внутренних дел РК от 28.06.2019 № 597, Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 28.06.2019 № 458 и Министра здравоохранения РК от 28.06.2019 № ҚР ДСМ-101 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

5. В случае нахождения пострадавшего (больного) в реанимобиле более 1 (одного) часа с момента получения вызова, бригада ТМСП докладывает фельдшеру-диспетчеру о причинах задержки.

6. Если бригада ТМСП и (или) СМП при следовании на вызов или в ходе эвакуации пострадавших встречается в пути с другим случаем ДТП, то немедленно сообщает фельдшеру-диспетчеру ТМСП и (или) СМП об этом (сообщение об «остановке в пути») и оказывает медицинскую помощь всем пострадавшим. Фельдшер-диспетчер передает информацию о новом случае ДТП в ближайшую медицинскую организацию и вызывает бригаду ТМСП и (или) СМП, и (или) информирует диспетчерскую службу Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Национальный координационный центр экстренной медицины» о необходимости использования санитарной авиации.

В зависимости от степени тяжести травм решается вопрос о передаче вызова бригады ТМСП бригаде СМП, при этом сделав отметку в карте вызова по форме 110/е, утвержденной приказом № 907, с указанием фамилии диспетчера, времени и даты, о следовании бригады ТМСП к месту вызова или о продолжении прерванной эвакуации.

3. Количество пострадавших: ___. Из них детей: __.

4. Количество погибших: ___. Из них детей: ___.

5. Краткая характеристика проводимых мероприятий по оказанию медицинской помощи пострадавшим и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС:

Общий алгоритм действий выездной бригады скорой медицинской помощи в ДТП

В полицию. Отказ медицинских сотрудников направить к вам бригаду прописан в Уголовном Кодексе РФ: статья 124 — «Неоказание помощи больному» или статья 125 — «Оставление в опасности». Угроза уголовного наказания обычно дисциплинирует медработников.

Если диспетчер не отказывается, но и не торопится направлять к вам бригаду, напомните все о тех же 124 и 125 статьях. Разговоры на подстанциях обычно записываются, и при наличии инцидента ответственность может лечь и на диспетчера, и на врача.

А теперь давайте рассмотрим самую неприятную ситуацию, когда в госпитализации отказывают. Например, очень зрелому родственнику. Врач может называть самые правдоподобные причины, но вы оба знаете, никто с пожилыми возиться не любит.

Еще в дверях вежливо, доброжелательно, но крайне настойчиво поинтересуйтесь фамилиями врачей, номером наряда, подстанции и в идеале, документами. С шутками, прибаутками можете сообщить, что, да, «в голове живут тараканы, но по телевизору сейчас такое показывают…» и так далее и тому подобное. Если в последствии разговор зайдет в тупик, а эмоциональный градус зашкалит, вряд ли с вами поделятся такими сведениями. А найти координаты уже уехавшей бригады куда сложнее.

Отказ от госпитализации требуйте только в письменной форме, с датой, расшифровкой подписи и основанием. Как правило, бумаги, в которых описывается, что меры были приняты, а больному стало лучше, пишутся уже в машине. И по этим документам врач будет прав, а отказ в госпитализации — вполне обоснованным. Вы же всегда сможете проконтролировать написанное.

Любые «вещественные доказательства» (например, ЭКГ) требуйте оставить у себя или снимайте копию (сфотографируйте на телефон). Результаты все равно пригодятся при дальнейшем лечении, кроме того, врач вряд ли захочет, чтобы на руках у вас остались доказательства неправомерного отказа.

Спрашивайте и записывайте названия препаратов и дозы, которые применялись. Эта информация пригодится второй бригаде (если первая все же откажется госпитализировать), а также в приемном покое. Вообще записывать лучше все действия и манипуляции. И неважно, насколько параноидально это будет выглядеть со стороны. Когда речь идет о здоровье и жизни, о скромности и стеснительности можно забыть.

Да, врачи не снимают обувь. С этим надо смириться, заранее подготовить бахилы и убрать дорогие ковры. Расшнуровать ботинки, расстегнуть обувь, а потом застегнуть и зашнуроваться обратно — это драгоценные минуты. Помножьте на количество вызовов и посчитайте, сколько времени может быть потеряно. А ведь где-то такой же пациент, как и вы, ждет помощи.

Чтобы принять решение о необходимости реанимации, нужно определить у пострадавшего наличие или отсутствие признаков жизни. Признаками жизни являются:

  • Сознание;
  • Самостоятельное регулярное дыхание (проверяется по струе выдыхаемого воздуха в 1-2 см от рта или носа пострадавшего);
  • Пульс (удобнее проверять его на сонной артерии);
  • Реакция зрачка на свет (при попадании яркого света в глаза зрачок должен сужаться).

Процесс реанимации состоит из трех этапов:

  1. Освобождение верхних дыхательных путей.
  2. Искусственная вентиляция легких (искусственное дыхание).
  3. Непрямой массаж сердца.

Помимо ранений, характерными травмами в результате ДТП являются ушибы, вывихи и переломы костей. Рассмотрим правила оказания первой помощи при этих травмах.

Вывих — это повреждение сустава, делающее невозможным его нормальную работу. Вывих сопровождается резкой болью и отёком.

[symple_box color=»red»]Важно знать!
Вправлять вывих может только квалифицированный специалист. Попытка вправить вывих самостоятельно может привести к серьезному повреждению сустава и болевому шоку.
[/symple_box]

Переломы костей также сопровождаются отёком и резкой болью, однако далеко не всегда удается определить перелом по внешним признакам. К достоверным признакам перелома относятся:

  • Искривление конечности;
  • Укорочение конечности;
  • Характерный хруст в месте перелома при движениях.

Приложение 2 к письму от __№

1 Нет сознания, дыхания и пульса на сонной артерии (Клиническая смерть) Немедленно приступить к реанимации. Если в течение 4-х минут после остановки сердца не приступить к реанимации, шансов на оживление практически нет
2 Нет сознания, но есть дыхание и пульс (Кома) Если не уложить пострадавшего на бок, он может умереть от удушья из-за перекрытия корнем языка дыхательных путей
3 Опасная кровопотеря (Кровь растеклась на площади более 1 м2) Обязательно наложить жгут. Если в течение 2-х минут кровотечение из бедренной артерии не остановлено, шансов на выживание нет.
4 Наличие ран Наложить стерильные повязки
5 Имеются признаки перелома костей конечностей Обезболить и наложить шины

Первая медицинская помощь при ДТП зависит от характера и степени повреждений:

  • Алгоритм действий при ДТП с повреждением костей или вывихами:
  1. Если перелом открытый, то постарайтесь остановить кровотечение, наложив повязку.
  2. Зафиксируйте положение травмированной части шинами, которые есть в аптечке.
  3. Если пострадавший теряет сознание от боли, дайте ему обезболивающее лекарство.

Аналогично действуем и при вывихах. Самостоятельно вправлять переломы или вывихи строго запрещено! Визуально можно оценить только открытый перелом и вывих; о закрытом переломе догадаетесь по тому, как неестественно вывернута поврежденная часть тела. Действуйте аккуратно!

Оператор на линии обязательно спросит: пол, примерный или точный возраст человека, к которому вызывают «скорую», что случилось (где болит, характер травм, если они есть, в сознании ли больной), адрес (улицу, номер дома, подъезд, этаж, код, особенности подъездных путей) и ваш телефон и фамилию, если «скорую» вызывает не сам пострадавший. Даже если вы очень нервничаете, постарайтесь отвечать на все вопросы максимально четко.

Не преуменьшайте и не преувеличивайте опасность. Например, «очень болит голова», «болит голова, была потеря сознания», «человек жаловался на головную боль, сейчас без сознания» — разные категории срочности вызова. Здесь, правда, возникает соблазн вызвать бригаду на угрожающее жизни состояние при его отсутствии. Рядовой обыватель даже представить не может, сколько алкоголиков, наркоманов и просто легких больных обслуживает «скорая» по жалобе «боли в сердце», на которую стараются примчаться как можно быстрее. А в это время без медицинской помощи остается человек с настоящим сердечным приступом…

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ «О порядке оказания скорой медицинской помощи» подстанции должны находиться в пределах 20-минутной транспортной доступности. Но не всегда «скорая» доберется до пациента за эти самые 20 минут. Время зависит от того к «скорым» или «неотложным» случаям относится вызов, от наличия свободных бригад и, увы, от пробок на дорогах.

Помимо пробок, задерживает «скорую» и перегруженность вызовами. Так, на 10 тысяч человек полагается одна бригада «скорой помощи». Но, например, в столице количество бригад 954, что рассчитано по официальному населению в 10,4 млн человек, а реально проживает 13-15 млн.

В Москве все вызовы делятся на четыре категории. В первую попадают состояния, напрямую угрожающие жизни — на такой вызов машина должна приехать максимум через 20 минут. Вторая категория — обострения хронических заболеваний — 30 минут. Третья — неотложные поликлинические вызовы — 1 час. И в четвертую входят несрочные перевозки между медучреждениями. При этом в отсутствие свободных бригад сначала обслуживаются вызовы первой категории и вызовы к детям.

1. Выполняйте указания диспетчера или врача-консультанта

Дистанционным лечением «скорая помощь» не занимается, но в некоторых случаях счет может идти на минуты. Поэтому если уж вас сказали срочно повернуть пациента на бок, а не оставлять на спине, это действительно важно.

2. «Скорую» желательно встречать

Наша нумерация домов не идеальна, а врачи — не телепаты. Искать третий подъезд в пятом корпусе могут долго. Если вызов принят, выходить к месту встречи нужно сразу же. Не можете встретить сами — привлекайте кого-то еще.

3. Подготовить место и условия для работы

Если «скорую» вызвали на улицу — это одно, а вот в квартире стоит заранее приготовить стул для врача, место для ящика с инструментарием и медикаментами, чистое полотенце и тарелку для ампул. Звать же на осмотр всех, кто есть в доме, не нужно — достаточно 1-2 взрослых членов семьи, которые смогут выполнять указания врача.

И, пожалуйста, закрывайте в соседней комнате или на кухне животных. Каждый второй сотрудник «скорой» может показать на себе места, в которые впивались некоторые «некусачие» домашние питомцы, вдруг узревшие шприц.

4. Подготовьте вещи для больницы, чтобы не терять время на сборы

Самое необходимое: документы, страховой полис, тапочки, сменная одежда, чашка и ложка, зубная щетка и паста, мобильный телефон и зарядное устройство. А также деньги, как минимум, на обратную дорогу, ведь «скорая» обратно никого не возит.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]