Возмещение ущерба при ДТП по вине дорожников

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение ущерба при ДТП по вине дорожников». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Любое дорожно-транспортное происшествие, случившееся по причине неисполнения своих обязанностей организацией, отвечающей за безопасное состояние дорожного участка, должно быть оформлено и зарегистрировано в установленном законом порядке.

В противном случае, у потерпевшего не останется ни шанса на возмещение причиненного ему ущерба.

Документирование ДТП по вине дорожных служб имеет свою специфику, присущую данному виду происшествий.

Как правило, в рассматриваемом нами событии, фактический круг его участников ограничен до одного, реже — нескольких потерпевших.

Картина на месте происшествия представляется в виде поврежденного транспортного средства, стоящего на аварийно-опасном участке дороги.

Если в результате аварии не наступило серьезных последствий, потерпевший, понимая бесперспективность «поиска правды на Земле», в сложившейся ситуации, покидает место происшествия.

В дальнейшем восстановление поврежденного транспортного средства происходит «за свой счет».

В этом случае водитель поврежденного автомобиля, сам того не понимая, формально совершает нарушение пункта 2.5 Правил дорожного движения РФ.

Ответственность за оставление водителем места ДТП, в виде лишения права управления на срок до полутора лет, либо назначения административного ареста на срок до пятнадцати предусмотрена частью 2 статьи 12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В тех случаях, когда в результате происшедшего ДТП по вине дорожных служб наступили последствия в виде причинения вреда жизни или здоровью, либо причинен крупный материальный ущерб, необходимость оформления аварии не подлежит обсуждению.

Руководствуясь изложенными выше аргументами, можно сделать вывод: при любом дорожно-транспортном происшествии, за исключением аварии, оформляемых по Европротоколу, необходимо вызывать уполномоченных сотрудников полиции.

Статьи в помощь:

Как правильно оформить дорожно-транспортное происшествие по Европротоколу

Европротокол: (бланк и образец заполнения)

Исполнив обязанности, предусмотренные пунктом 2.5 ПДД РФ и вызвав на место дорожного происшествия сотрудников ГИБДД, не питайте иллюзий по поводу вашей невиновности.

Прибывшие на место происшествия сотрудники ДПС ГАИ могут обвинить вас в несоблюдении пункта 10.1 ПДД РФ.

Трактовка нарушения может быть следующей: «не выбрал безопасную скорость, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не справился с управлением и допустил наезд (столкновение, опрокидывание)».

В таком развитии ситуации, при отсутствии других потерпевших лиц, сотрудники ГИБДД составляют материал о дорожно-транспортном происшествии и выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении водителя – участника аварии.

При этом у участника дорожного происшествия не имеется правых оснований, позволяющих требовать возмещение причиненного ему ущерба.

Если ДТП повлекло за собой наступление тяжких последствий в виде причинения вреда жизни или здоровью, то его участника могут привлечь административной или уголовной ответственности.

В любом случае добровольно отвечать за разгильдяйства, допущенные дорожными и коммунальными службами, желающих не найдется.

Таким образом, у водителей транспортных средств попавших в ДТП по вине дорожных служб есть только два пути выхода из сложившейся ситуации.

Первый путь – отвечать за все самому.

Второй путь – добиться привлечения дорожной организации к ответственности и взыскать с виновника аварии весь ущерб.

Уверен, что подавляющее большинство потерпевших не ошибутся и сделают правильный выбор.

Статьи в помощь:

Возмещение ущерба при ДТП

Взыскание ущерба с виновника ДТП

ДТП по вине дорожных служб

Так сложилось, что официальная позиция ГИБДД такова, что виновником ДТП, как правило, определяется водитель. Патруль дорожной полиции, в большинстве случаев, обвиняет водителей в несоблюдении пункта 10.1 действующих правил дорожной безопасности. Формулировка правонарушения сводится к нарушению безопасного скоростного режима, который соответствовал бы метеорологическим, дорожным или иным условиям. В результате чего водитель не справился с управлением автомобилем и допустил создание аварийной ситуации.

Если визуальная оценка дорожного полотна говорит о том, что виновником ДТП может быть дорожно-коммунальная служба, это должно быть отражено в протоколе ГИБДД, а также составлен акт обследования дороги. Автоводитель может потребовать от инспектора внесения в протокол сведений о состоянии асфальта, а также вызова представителя дорожной службы, которая курирует место происшествия. Если сотрудники Госавтоинспекции не берут во внимание фактическое состояние дороги, автомобилист имеет право не согласиться с документом, о чём ставится рецензия «не согласен» и проставляется личная подпись. Кроме того, по российским законам, потерпевший водитель вправе составить свой оценочный документ о происходящем. Данный акт должен содержать в себе подробности дела и быть подписан водителем и двумя свидетелями. Этот документ будет приложен к делу для объективного определения виновного лица. Даже если сотрудник полиции вынес постановление о виновности водителя при очевидной вине дорожников, следует обжаловать постановление в течение 10 дней.

Для того чтобы произошло взыскание ущерба с дорожных служб, в постановлении ГИБДД должен быть установлен виновник аварии – организация, ответственная за участок дороги, где произошло ДТП.

Решение материальных конфликтов в досудебном порядке может быть выгодным для виновной стороны и эффективным для пострадавших лиц. Это обусловлено тем, что виновник может избежать дополнительных судебных и представительских издержек. А пострадавшая сторона получает результат (денежные выплаты) в более короткий срок, чем при подаче искового заявления.

Первый этап претенциозного урегулирования состоит в том, чтобы забрать из ГИБДД два документа: справку формы Ф-154 и акт обследования дорожного полотна. Также нужно узнать точный адрес и наименование организации, которая обслуживает участок автодороги, где произошло ДТП.

Ситуация с получением компенсаций от дорожных служб выглядит следующим образом:

  • официальная позиция ГИБДД в отношении определения виновника ДТП такова, что почти в 100 % обвиняют водителей в несоблюдении п. 10.1 ПДД. В добровольном порядке ни один инспектор не аргументирует обстоятельства аварии плохим состоянием дорог. Если на этапе оформления протокола, осмотра места ДТП не добиться подробного описания состояния дорожного полотна и не настоять на выписывании акта обследования автодороги, то доказать вину дорожников будет невозможно;
  • в 2-х случаях из 3-х, когда ДТП случилось по причине неудовлетворительного состояния автодороги, водители не подают претензии дорожникам. Такая картина обусловлена отсутствием веры в российское правосудие, незнанием законов и простой человеческой ленью;
  • однако те случаи, которые доходят до суда, выигрываются достаточно легко. При этом существенным является участие юриста в процессе и наличие качественной доказательной базы;
  • в последние три года увеличилось количество исков против дорожных служб.

Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.

Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:

  • непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
  • затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
  • упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.

Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.

Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.

Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.

Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.

Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.

Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.

Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.

Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:

  • величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
  • виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
  • обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
  • потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.

Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

  • ремонт и восстановление транспортного средства;
  • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
  • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
  • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
  • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
  • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

Что делать при повреждении машины по вине дорожников

Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:

  • получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
  • обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
  • проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
  • направление виновной стороне претензии.

Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:

  • сведения о виновной стороне как адресате документа;
  • обстоятельства ДТП;
  • описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
  • претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
  • подпись заявителя.

В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.

К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:

  • акт о наступлении страхового случая;
  • справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
  • другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.

Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.

  • требовать от сотрудника ГАИ внесения в протокол осмотра места происшествия записей, к примеру, о предметах, находящихся на дороге, неисправностях дорожного полотна, его скользкости, отсутствии заграждений, освещения проезжей части и т.п.
  • требовать от сотрудника страховой компании (если он присутствует на месте ДТП) фотографирования всех указанных выше нарушениях, либо самостоятельно сфотографировать их,
  • требовать от сотрудника ГАИ вызова на место происшествия должностного лица соответствующей эксплуатирующей организации,
  • при рассмотрении дела в органах ГАИ или суде доказывать, что вы при управлении автомобилем выполняли все требования ПДД, а ДТП случилось по вине дорожников, т.е., находится в причинной связи с их действиями (или бездействием),
  • после оценки стоимости восстановительного ремонта написать претензию в соответствующую организацию с требованием возмещения вреда. Вместо предъявления претензии вы можете сразу обращаться в суд.
  • дорожники, наученные горьким опытом, получив информацию о таком ДТП, ухитряются прибывать на место до приезда сотрудников ГИБДД и посыпать обледенелый участок песком, засыпать яму щебенкой, выставить знаки и ограждения. Поэтому крайне важно иметь свидетелей, фотографии и т.п.;
  • сотрудники ГИБДД не проявляют должной расторопности в оформлении таких ДТП, а зачастую и вовсе отказываются от их оформления, а также нарушаю все установленные законом сроки по выдачи справок по ДТП, не ищут виновных и т.д. В таких случаях напомните сотруднику ГИБДД, что он нарушил ряд требований закона, так как одна из задач закона о полиции это оказание помощи гражданам в защите их прав и законных интересов. Инспектор вместо того, чтобы защищать права, напротив, их нарушил, не зафиксировав причиненный вред. Вдобавок ко всему КоАП РФ обязывает инспекторов рассматривать доказательства… Если это не повлияет на сотрудника ГИБДД, то обращайтесь в прокуратуру с жалобой.

Вообще, на практике взыскание денег с «придорожных» организаций вполне возможно, нужно только не лениться зафиксировать их нарушения прямо на месте ДТП. В противном случае, вы суду уже ничего не докажете. Большинство дорог не соответствует требованиям многочисленных ГОСТ-ов, что дает вам право получить денежную компенсацию от дорожных служб!

  1. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
  2. Предельный размер повреждений дорожного полотна на улицах и автодорогах не должны превышать 15 см по длине, 60 см по ширине и 5 см по глубине.
  3. Срок ликвидации зимней скользкости определен в 4 — 6 часов в зависимости от категории дороги.

Дорожная служба может быть привлечена законом к разбирательству в суде. Исходя из закона о дорожном движении, и на основании соответствующих инструкций понятно, что дорожные службы обязаны вовремя ремонтировать дорожное покрытие и принимать специальные меры по поддержанию его в нормальном состоянии. Кроме того, в местах представляющих опасность для дорожного движения и пешеходов, силами дорожных служб, должны быть установлены предупреждающие знаки и ограждения. Очень часто это не соблюдается и, особенно в ночное время, когда видимость ограничена, происходят аварии из-за неустановленных ограждений.

Одна седьмая часть всех аварий, по статистике происходит именно по вине дорожных служб, допустивших халатность в своей работе. Нужно знать, что входит в обязанности дорожных служб. Они должны обеспечить нормальное состояние железнодорожных переездов, различных сооружений имеющих отношение к дорогам и непосредственно само дорожное покрытие. В случае появления опасных факторов на отдельных участках дороги должны приниматься меры по устранению угрозы аварии. Содержать в чистоте полосы отвода, производить ремонт земельного полотна и саму систему водоотвода. При наличии неукрепленных обочин, должна производиться их планировка. Подрезание кустов на обочине, а также регулярное скашивание травы входит в обязанности дорожных служб. В местах с обвалами, камнепадами и осыпями, должна производиться расчистка дорожного полотна. В зимнее время должна осуществляться своевременная уборка снега. Эти, и многие другие обязанности лежат на дорожных службах РФ.

Если был причинен вред автолюбителям, по вине дорожных служб, которые не выполнили своих обязанностей, на последние, может быть наложен штраф. Все убытки должны быть возмещены. Кроме наложения штрафов, службы должны выплачивать компенсации по искам пострадавших по вине дорожных служб граждан. В суд должно быть представлено заключение экспертизы, доказывающей, что ДТП произошло по причине несоблюдения дорожными службами своих прямых обязанностей. Для подачи иска Вам необходимо будет к заявлению приложить доказательства их вины и сумму ущерба, подлежащего взысканию.

Первое, что следует сделать, — оценить размер ущерба. Стоимость восстановительного ремонта автомобиля определяют специальные экспертные организации, адреса которых можно найти в любом телефонном справочнике. На оценку обязательно надо пригласить виновника ДТП, заранее известив его телеграммой или заказным письмом. Пренебрежение этим советом даст возможность ответчику оспаривать в суде объективность оценки, что сильно затянет процесс, а в худшем случае скажется на размере присужденного вам возмещения. После оценки эксперт выдаст вам на руки комплект документов, где будет указана конкретная стоимость восстановительного ремонта автомобиля. В принципе, с этим уже можно обращаться в суд, однако это далеко не все деньги, которые можно взыскать с ответчика. Как уже было сказано, закон предоставляет право возместить все расходы, которые вы понесли в связи с ДТП.

Поэтому можете смело просить суд взыскать стоимость:

  • вызова эвакуатора и транспортировки автомобиля с места ДТП в ваш гараж или на охраняемую стоянку,
  • оценки повреждений автомобиля и составления калькуляции,
  • хранения поврежденного автомобиля на платной автостоянке,
  • ваших поездок в ГИБДД и экспертное бюро,
  • почтовых расходов по уведомлению ответчика о дате оценки повреждений автомобиля,
  • юридической помощи адвоката.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ДТП является событие, произошедшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Аналогичное определение содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения[1].

Следует отметить расплывчатость данного определения, в связи с чем сотрудники ГИБДД могут признать ДТП «любые неординарные случаи на дороге».

Так, в судебной практике имеются дела, по которым суд не признал ДТП съезд автомобиля в кювет (Постановление Сямженского районного суда Вологодской области), наезд на собаку (Решение Вашкинского районного суда Вологодской области от 27.01.2010), попадание автомобиля в колею (Решение Октябрьского городского суда Самарской области по делу об административном правонарушении от 12.04.2010 № 12-13/2010) и отказал в привлечении их участников к административной ответственности.

Рассмотрим наиболее проблемную ситуацию, при которой в результате ДТП, совершенного по вине работника, ущерб причинен работодателю (повреждение служебного автомобиля) и/или транспортному средству третьего лица.

Здесь возникают два правоотношения:

1) по возмещению ущерба работодателю;

2) по возмещению ущерба третьему лицу.

Обязанность работника по возмещению ущерба работодателю возникает в силу ст. 238 ТК РФ, в соответствии с которой работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым в рассматриваемом случае понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (автомобиля).

По общему правилу, предусмотренному ст. 241 ТК РФ, работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка.

В перечень категорий работников, с которыми могут заключаться договоры о полной материальной ответственности, водители автомобиля не входит.

К сведению: в силу ст. 239 ТК РФ материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Однако в случае, если будет установлено, что ДТП совершено по вине работника вследствие нарушения Правил дорожного движения, работник будет нести полную материальную ответственность в силу п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ, так как ущерб причинен в результате административного проступка, что подтверждается и судебной практикой.

Пример 1.

Определением от 19.08.2010 №33-26061/2010 Московский городской суд оставил в силе решение Перовского районного суда г. Москвы от 01.04.2010 о взыскании с Захарова Е. А. в пользу Министерства внутренних дел 70 501,73 руб. материального ущерба, указав при этом: удовлетворяя заявленные исковые требования на основании положений п. 6 ст. 243 ТК РФ, суд обоснованно исходил из того, что оба ДТП произошли в результате нарушения Захаровым Е. А. Правил дорожного движения, то есть совершения последним административных проступков, которые были установлены соответствующими государственными органами, что подтверждается материалами дела, а именно сведениями, содержащимися в справках о ДТП и определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Следует отметить, что ст. 240 ТК РФ предоставляет работодателю право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника. Однако собственник имущества организации может ограничить указанное право работодателя.

Согласно ст. 246 ТК РФ размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени его износа.

При этом работодателю следует помнить, что в соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 №52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» (далее – Постановление № 52) если за время рассмотрения дела в суде размер ущерба, причиненного работодателю утратой или порчей имущества, в связи с ростом или снижением рыночных цен изменится, суд не вправе удовлетворить требование работодателя о возмещении работником ущерба в большем размере либо требование работника о возмещении ущерба в меньшем размере, чем он был определен на день его причинения (обнаружения), поскольку ТК РФ такой возможности не предусматривает.

В случае если работник не возмещает ущерб работодателю в добровольном порядке, работодатель в соответствии с ч. 2 ст. 248 ТК РФ имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении ущерба.

Однако следует иметь в виду, что в силу ст. 250 ТК РФ суд может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащего взысканию.

В пункте 16 Постановления №52 указано, что снижение размера ущерба допустимо в случаях как полной, так и ограниченной материальной ответственности.

Оценивая материальное положение работника, нужно принимать во внимание его имущественное положение (размер заработка, иных основных и дополнительных доходов), семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержания по исполнительным документам) и т. п. Следует отметить, что требовать возмещения ущерба работодатель может только в случае наличия вины водителя в совершении ДТП.

Пример 2.

Определением от 21.09.2010 №33-28106/10 Московский городской суд оставил решение суда первой инстанции в силе и указал, что в соответствии с разъяснениями п. 4 Постановления №52 к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действий или бездействия) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

Отсутствие вины работника исключает материальную ответственность перед работодателем.

В июле 2003 года вступил в силу Федеральный закон № 40-ФЗ, в соответствии с которым владельцы транспортных средств обязаны на определенных законом условиях и в определенном законом порядке страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Согласно ст. 7 вышеуказанного закона страховая сумма, в пределах которой страховщик при на-ступлении каждого страхового случая (ДТП) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

• в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, – не более 160 000 руб.;

• в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – не более 160 000 руб.;

• в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, – не более 120 000 руб.

В тех случаях, когда размер причиненного ущерба не выше указанных сумм, особых проблем не возникает и причиненный потерпевшему ущерб возмещается страховщиком.

Если же размер ущерба превышает предельный размер страховой суммы, потерпевший имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении оставшегося ущерба в порядке ст. 1072 ГК РФ. При этом иск предъявляется не к работнику, а к работодателю как владельцу источника повышенной опасности в соответствии со ст. 1079 ГК РФ.

На основании вышеуказанной статьи юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (ст. 931, п. 1 ст. 935 ГК РФ), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Статья 1068 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

По смыслу ст. 1079 ГК РФ под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).

Таким образом, в силу ст. 1068 и 1079 ГК РФ не признается владельцем источника повышенной опасности лицо, управляющее им в силу исполнения своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании трудового договора (служебного контракта) или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем источника повышенной опасности.

Следовательно, на лицо, исполнявшее свои трудовые обязанности на основании трудового договора (служебного контракта) и причинившее вред имуществу владельца другого источника повышенной опасности в связи с использованием транспортного средства, принадлежавшего работодателю, ответственность за причинение вреда может быть возложена лишь при условии, что будет доказано: оно завладело транспортным средством противоправно (п. 2 ст. 1079 ГК РФ).

Противоправным можно признать завладение работником служебным автомобилем самовольно (без согласия работодателя) в нерабочее время в личных целях.

В случае совершения работником ДТП важно установить факт нахождения (ненахождения) работника при исполнении служебных обязанностей. В судебной практике встречаются случаи, когда работодатели стремились уйти от ответственности, ссылаясь на совершение работником ДТП после окончания рабочего дня. Однако суды в таких случаях часто встают на сторону работника.

Пример 3.

На возмещении ущерба потерпевшему работодателем правоотношения работника и работодателя (в части возмещения вреда, причиненного в результате ДТП) не заканчиваются, так как работодатель в силу п. 1 ст. 1081 ГК РФ имеет право обратного требования (регресса) к работнику.

Однако вернуть всю сумму, как правило, не получается. Это связано с тем, что работник может заявить ходатайство о снижении размера ущерба в силу ст. 250 ТК РФ.

Следует отметить, что суд вправе снизить размер ущерба, подлежащего взысканию с работника, только при наличии доказательств соответствующей степени вины и сложного материального положения работника. В судебной практике в качестве таких обстоятельств признаются наличие на иждивении несовершеннолетних детей и супруги, находящийся в отпуске по уходу за ребенком (Определение Московского городского суда от 12.10.2010 №33-32075), неосторожная форма вины и инвалидность работника (решение Полесского районного суда Калининградской области), наличие на иждивении двух студентов, обучающихся на платных отделениях учебных заведений, отсутствие личного подсобного хозяйства (решение Брединского районного суда Челябинской области).

Данные обстоятельства должны быть подтверждены (справки, договоры), в противном случае суд откажет в удовлетворении соответствующего ходатайства.

Пример 5.

Санкт-Петербургский городской суд в Определении от 10.08.2009 №10751 указал, что при отсутствии надлежащих письменных доказательств сложного материального положения работника (отсутствие собственности, сведения о среднем заработке) и установлении факта оплаты работником обучения в институте вывод суда первой инстанции о наличии оснований для снижения размера подлежащего взысканию ущерба, причиненного в результате ДТП, не может быть признан обоснованным.

Заключение.

Таким образом, приведенный анализ законодательства и судебной практики свидетельствует о том, что обязанность по возмещению ущерба, причиненного третьим лицам по вине работника в результате ДТП, первоначально возложена на работодателя.

Регрессное требование не всегда может возместить работодателю все потери, так как суд, учитывая имущественное положение работника и степень его вины, вправе снизить размер взыскиваемого ущерба. В этом случае работодателю остается только более тщательно подбирать кадры и осуществлять контроль за своими работниками.

Возмещение ущерба после ДТП виновником: порядок, сроки, образец иска

Оформление документов о ДТП, в котором виновна коммунальная служба, обслуживающая этот участок дороги, несколько отличается от ситуации с обычными авариями. В этой ситуации может принять участие несколько человек, но, как правило, это только один водитель.

Прежде всего, стоит помнить о том, что даже если последствия аварии небольшие, покидать место происшествия запрещено. В противном случае автолюбитель может быть привлечен к ответственности за нарушение правил дорожного движения, пункта 2.5. По закону, за такое деяние водитель может быть арестован на срок до 15 суток или лишен своих прав на управление транспортными средствами на срок до полутора лет.

Неспроста водителям рекомендуют «готовить сани летом»: технически исправный автомобиль, конечно, не является железобетонным залогом безаварийного вождения зимой, но от его состояния действительно зависит многое. Еще до того, как столбики термометров приблизятся к нулю, следует провести тщательную инспекцию резины, «дворников», проверить работу тормозной и рулевой систем, подвески.

Допустим, с автомобилем разобрались. Переходим к корректировке своей манеры езды — переводим ее на зимнее время. Неукоснительно соблюдаем дистанцию, перед каждым маневром снижаем скорость — да, банально, но в экстренной ситуации это спасет вам жизнь. С особой осторожностью пересекаем коварную пластиковую разметку и преодолеваем места остановок транспортных средств — и там, и там зимой очень скользко.

В морозное время года следует максимально внимательно подходить к процессу торможения. Если необходимо остановить автомобиль в условиях крайне ограниченной дистанции, то на машинах, оборудованных механической коробкой передач, дополнительно прибегаем к торможению двигателем. Еще один важный момент — избегаем резких движений: плавно крутим руль и бережно обращаемся с педалями.

Если дорожно-транспортное происшествие произошло по вине дорожных служб, к примеру, из-за того, что яма на дороге оказалась слишком глубокой или все покрытие во льду, автолюбитель имеет право зафиксировать это и затребовать компенсации.

По закону, если вина дорожной службы будет доказана (к примеру, в ходе судебного разбирательства), она должна понести ответственность и в полной мере уплатить всю сумму причиненного ущерба. По нормам законодательства, к ответственности может быть привлечена любая организация, которая занимается осуществлением дорожных работ или рядом с ними.

Соответственно вернуть средства, потраченные на восстановление транспортного средства после ДТП реально, главное правильно подойти к решению этого вопроса.

data-full-width-responsive=»true»>

По закону каждый водитель правомочен требовать финансовой компенсации за восстановление повреждений, причинённых его автомобилю во время аварии, которая возникла по вине организации, отвечающей за исправное и качественное состояние дороги. Это возможно только в том случае, когда такое ДТП зарегистрировано и оформлено в законном порядке инспектором ГИБДД. Для чего нужно выполнить следующую последовательность действий:

  1. Позвонить по телефону 112 и вызвать представителей ГИБДД к месту ДТП, не двигая машину до их прибытия и сохраняя все следы происшествия.
  2. Найти как минимум двух очевидцев происшествия, согласных в дальнейшем письменно подтвердить имеющиеся факты, и записать их телефоны и личные данные.
  3. Самостоятельно зафиксировать на видео или фотокамеру неисправности и дефекты дорожного полотна, явившиеся причиной ДТП. Если это не сделать своевременно, то впоследствии дефекты могут быть устранены дорожной службой и доказать их наличие в момент происшествия на суде будет затруднительно.
  4. Позвонить в страховую компанию, если машина застрахована по КАСКО, и вызвать её представителя.
  5. Встретить инспектора ГИБДД и проконтролировать процесс составления протокола. Важно, чтобы там были записаны все подробности и факторы, повлиявшие на исход происшествия.
  6. Получить на руки экземпляр протокола ДТП, составленный и подписанный инспектором ГИБДД.

По нормам законодательства, за повреждения на проезжей части несут ответственность дорожно-эксплуатационные службы, в обязанность которых входит контроль состояния дорожного покрытия. При выявлении какого-либо рода нарушений, уполномоченные сотрудники должны проводить реконструкцию дороги в порядке, установленном договором с местными властями.

По нормам статьи 28 Налогового кодекса, каждый собственник транспорта должен уплачивать в государственную казну соответствующий налог. Все полученные в результате такого сбора средства идут на улучшение дорожного покрытия, строительства новых трасс. Следовательно, у каждого автолюбителя есть право передвигаться по хорошему асфальтовому покрытию, ведь, получается, что фактически он платит за его состояние.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему

Дорожные службы — возмещение причиненного вреда

Многие автомобилисты устанавливают в машине видеорегистратор как раз для того, чтобы избегать проблем на дороге, в случае чего иметь подтверждение своей правоты. Аппаратура фиксирует все происходящее в салоне и на дороге. Если регистратор достаточно дорогой, он сохранит информацию о скорости ТС. Это может пригодиться при разбирательстве дела о ДТП, совершенном из-за гололеда.

Проблема в том, что суды не всегда принимают записи видеорегистратора в качестве доказательств. Мотивируется это тем, что изображение некачественное, отсутствует дата и время, другими причинами.

Если произошло ДТП по вине дорожных служб, к примеру, из-за открытого люка, выбоин или гололеда, автомобилист должен незамедлительно вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД. Во время ожидания требуется сделать фото и видеосъемку места происшествия, найти свидетелей, которые смогут подтвердить, что авария произошла именно из-за неудовлетворительного состояния дорожного покрытия, а не по вине водителя.

Требуется дождаться приезда на место дорожно-транспортного происшествия сотрудников дорожной инспекции, так как только они могут заполнить все процессуальные документы, инициировать начало разбирательства для привлечения виновного лица к ответственности.

Ни для кого не секрет, что страховая компания после ДТП возмещает ущерб только в пределах страховой суммы. Для полного возмещения причиненного вреда с виновника ДТП потерпевший вправе обратится в суд с требованием о взыскании помимо страхового еще и фактического размера ущерба.

Необходимость взыскания ущерба с виновника ДТП появляется, когда:

  • виновное лицо покинуло место ДТП
  • отсутствовали правоустанавливающие документы на транспортное средство у виновника ДТП
  • произошедшее ДТП выходит за рамки страховых случаев, при которых предусматривалась денежная компенсация по ОСАГО
  • потерпевшее лицо желает воспользоваться правом взыскать с виновника компенсацию морального вреда
  • произведенный подсчет размера ущерба составил больше допустимых лимитов автогражданской ответственности по ОСАГО (400 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда имуществу и 500 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда жизни и здоровью, также 25 тысяч для выплат на расходы погребения)
  • отсутствует договор страхования. Не все водители страхуют свою гражданскую ответственность на предмет причинения вреда и ездят без « страховки». А некоторые, умудряются оформить полис ОСАГО в «подворотне», то есть приобрести полис ОСАГО у недобросовестных продавцов, то есть поддельный. Тогда страховая компания отказывает в выплате
  • взыскание износа с виновника аварии. По ОСАГО страховое возмещение гражданин получит с учетом износа заменяемых деталей. Ему может быть выплачена небольшая сумма, если автомобиль « старый». Поэтому потерпевшая сторона вправе обратиться непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы.

Взыскание без учета износа с виновника

Обязательный характер соблюдения досудебного порядка подачи претензии виновнику ДТП законом не предусмотрен, в связи с этим данный документ является вариантом согласования компромиссов и уступок для решения спора до суда.

Потерпевшее лицо разрешая вопрос о возмещении вреда в результате ДТП может прибегнуть к составлению претензии в отношении виновника с целью договориться о возмещении компенсации (материального, морального) вреда в добровольном порядке, которое в последующем может быть урегулировано путем заключения соглашения между участниками ДТП или распиской виновного лица.

Зачастую бывают ситуации, когда добровольно виновник отказывается выплачивать причиненный ущерб, тогда предъявлением претензии необходимо побудить на это, а также проявить серьезность намерений обратится в суд в случае неудовлетворения требований, указанных в претензии.

Взыскание износа с виновника ДТП составляют следующие действия:

  1. правильное оформление ДТП в соответствии с Европротоколом или вызовом сотрудников ГИБДД, если причиненный ущерб превысил лимит, установленный автогражданской ответственностью
  2. обращение в страховую компанию (страховую компанию виновника) для получения страховой выплаты за причиненный ущерб в результате ДТП
  3. составление претензии в отношении виновного лица с указанием в приложениях копий документов подтверждающих факт ДТП, в следствии чего вручить нарочно другой стороне под роспись и штамп на Вашем экземпляре
  4. при отсутствии ответов на предъявленные Вами требования обратиться с исковым заявлением в суд

При взыскании разницы между страховой выплатой и фактически причиненным ущербом в результате ДТП необходимо обращение в суд с исковым заявлением по месту жительства Ответчика в зависимости от предъявленной цены исковых требований:

  • Не превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в мировом суде
  • Превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в районном суде

Помимо возмещения материального вреда потерпевший имеет право также взыскать компенсацию морального вреда, утраченный заработок. Данная категория подразумевает оценочный критерий, который устанавливается судом с учетом всех предоставленных доказательств.

Обязательное страхование владельцев велотранспорта не подлежит по причине того, что велосипед не является источником повышенной опасности, в связи с этим ответственность виновника-велосипедиста наступает в соответствии с гражданским законодательством. Возмещение вреда осуществляется в судебном порядке.

Для привлечения к ответственности владельца велотранспорта необходимо установить степень виновности и наличие умысла действий, в следствии чего суд может освободить от ответственности частично или в полном объеме.

Если между виновником и потерпевшим в результате ДТП не было заключено мировое соглашение в судебном заседании и не удалось прийти к договоренности добровольно возместить понесенный ущерб, то в первую очередь необходимо после вынесения постановления получить и подать в службу судебных приставов по месту регистрации виновного лица исполнительный лист для возбуждения исполнительного производства.

Срок подачи исполнительного листа составляет три года со дня вступления решения суда в законную силу. Также исполнительное производство не будет прекращено до момента надлежащего исполнения обязательства виновника перед Вами.

Процедура действия исполнительного листа начинается в занесении должника в базу исполнительного производства, в последующем автоматически блокируются все банковские счета должника, направляется запрос в ИФНС и если есть информация о трудоустройстве, будет наложен арест на заработную плату и будет вычитаться до 50% в Вашу пользу, также должнику запрещается выезд за границу.

Ограничения, предусмотренные законодательством являются гарантом для восстановления нарушенных прав граждан.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Как подать в суд на дорожников при ДТП?

Оформляя страховой договор, автовладелец уверен, что если им по неосторожности будет спровоцирована авария, фирма страховщик обеспечит пострадавшему компенсационные выплаты на ремонт автомобиля. Однако в случае обоюдной вины ситуация несколько иная.

Процедура возмещения ущерба в таком варианте регулируется пунктом 22 Федерального Закона № 12. Согласно данному акту выплаты могут получить оба водителя, если суд установит факт обоюдной вины.

Чаще всего компенсация выплачивается равными частями обоим виновникам столкновения. Так поступают в случаях, когда:

  • установить степень вины не представляется возможным;
  • при отсутствии судебных разбирательств.

Если в суде все же определили, насколько виноват каждый водитель, то распределяют выплаты соразмерно с установленной степенью вины. Чем больше доля вины автовладельца, тем меньше его часть выплат.

Например, когда первый водитель способствовал столкновению на 80%, а второй только на 20%, первому выплачивают 20% от общего размера компенсации, а остальная часть (80%) достается менее виновному.

Законом установлено право выбирать способ получения компенсации (выплата или ремонт). В случаях, когда доказана обоюдная вина в ДТП, выплата по ОСАГО станет оптимальным решением. Однако по желанию владелец машины может потребовать предоставить ему компенсацию в натуральном виде. Стоит учитывать, что за проведение ремонта страховая возьмет на себя лишь часть расходов, остальное придется доплатить из собственных средств.

Также важно помнить, что по закону требовать денежную компенсацию вместо ремонта можно при условии, что в аварии участвовало только два автомобиля. Заменить натуральное возмещение на денежное в случаях столкновения трех и более машин не получится.

Страховая компания заботится о целостности своих финансовых ресурсов. Поэтому для отказа от выплат может быть использована любая допущенная водителем оплошность.

Законом предусмотрены варианты для мотивированного отказа в выплатах. К таковым относятся:

  • неверно заполненные документы;
  • нарушения сроков уведомления страховой о происшествии;
  • отсутствие одного или нескольких документов;
  • не указаны реквизиты для перевода средств;
  • один из участников аварии не вписан в страховой полис, как лицо допущенное к управлению;
  • водитель совершил аварию, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • виновник скрылся с места аварии;
  • виновник аварии не установлен;
  • один из участников происшествия обжаловал постановление в суде.

Если отказ в выплатах водитель считает неправомерным, то сначала в страховую отправляется досудебная претензия с подробно изложенными основаниями и документами, их подтверждающими. При повторном отказе потерпевший может обратиться в суд с иском на компанию.

В случае доказательства в суде действий страховой незаконными за каждый день просрочки назначается пеня и выплачивается пострадавшему.

В случае аварии водитель обязан выполнить все требования, установленные законом, зафиксировать фото и видеоматериалами место ДТП, найти свидетелей. Эти факторы помогут в суде определить степень вины каждого из участников происшествия и получить соответствующую компенсацию от страховой.

Каталог страховых компаний России

По ссылке, вы можете ознакомиться с каталогом страховых компаний РФ предлагающих услугу обязательного автострахования ОСАГО. Описание организаций, актуальные финансовые показатели, рейтинг, отзывы и другая информация. В случае, если вы уже имели положительный или отрицательный опыт по ОСАГО какой-либо страховой компании, оставьте свой отзыв. Спасибо!

  • Автострахование
    • ОСАГО
    • КАСКО
  • Недвижимость
  • Жизнь и здоровье
    • ОМС
    • ДМС
  • Пенсионное и социальное
  • Бизнес
  • Финансы
    • Инвестиции
    • Кредит
  • Туризм
  • Ещё
    • Страховые компании РФ

Порядок взыскания с виновника ДТП

Обоюдка при ДТП возникает, когда в аварии задействованы сразу несколько участников. Тогда приходится устанавливать степень виновности каждого водителя, а сделать это на месте достаточно сложно. Но результат будет один – оформление протоколов о нарушении ПДД на каждого водителя.

Когда авария происходит с участием нескольких авто, но подтверждается вина только одного шофера, то все прозрачно – кто виноват, тот и платит. Тогда выплаты положены пострадавшим, а компенсирует все страховая компания, где получал ОСАГО (КАСКО) виновный.

При ДТП, на каком бы участке дороги оно ни произошло, нельзя передвигать транспортное средство. Так сотрудники ГАИ смогут составить правильную картину, а обстоятельства происшествия будут зафиксированы с максимальной точностью.

Что следует сделать участникам аварии:

  • оставить машины в том положении, в котором они остановились при столкновении;
  • убедиться, что в аварии нет пострадавших граждан, либо оказать первую медицинскую помощь и вызвать скорую;
  • остаться на месте ДТП;
  • ждать аварийных комиссаров от страховщика и сотрудников ГИБДД.

При обоюдной вине нужно обращаться с извещением о ДТП в свою страховую компанию. Однако, если в аварии виноваты двое, получить выплату от страховой невозможно, так как оценивать степень вины вправе только суд. После получения отказа от страховщика, любой из виновников ДТП должен обратиться в суд. На основании судебного акта, определившего процент обоюдной вины, страховая компания рассчитает выплату.

По ст ФЗ-№ 12 п. 22 страховщики обязаны компенсировать ущерб пропорционально вине водителя. При этом устанавливается его вина в процентном отношении, если он виновен на 60 %, то ему компенсируют только 40 % от суммы ущерба. Второй виновник, соответственно, может рассчитывать на 60 %. Расчет будет осуществляться после получения решения суда и передачи его в страховую компанию.

Юридическая практика по уголовным делам по ДТП

При несогласии с решением страховщика об отказе в выплатах нужно:

  • подготовить и подать исковое заявление в суд;
  • доказать в судебном процессе степень вины каждого из водителей;
  • дождаться вступления в силу решения суда;
  • передать решение в страховую компанию;
  • если страховщик не перечислило деньги в течение 15 дней, нужно подать исполнительный лист в ФССП для принудительного удержания.

Если никто не виноват – на выплату могут претендовать оба пострадавших, обратившись в свою страховую компанию. Здесь рассматриваются внешние факторы (дождь, снег, град, животные и пр.) как виновники, и страховые выплаты будут выданы в равных долях, считая от размера понесенного водителем ущерба (п. 22 ст. 12 «Закон об ОСАГО»).

Тоже правило работает и при обращении в суд. При отсутствии виновных страховщики обязаны возместить вред, причиненный каждому застрахованному, в равных долях.

Мировое соглашение о добровольной компенсации вреда – это своего рода договор, который заключается между виновником дорожно-транспортного происшествия и потерпевшим. В отличие от аналогичных документов, он носит характер судебного вердикта, а потому оспорить его можно только путем подачи апелляционной жалобы.

Составляется подобный бланк исключительно в присутствии судьи, так как без его подписи заполненная обеими сторонами бумага не приобретет юридическую силу. А вот если соглашение будет заключено водителями до возбуждения судебного процесса, то его следует относить к совершенно другой категории договоров, которые поддаются дальнейшему обжалованию.

Образец соглашения о добровольном возмещении ущерба при ДТП имеет весомое значение для виновной стороны дорожного конфликта. Поэтому просьба о его составлении от лица инициатора аварии чаще всего возникает при следующих обстоятельствах:

  • Автомобиль, которым был причинен материальный вред, не состоит на учете в страховой компании (ОСАГО или КАСКО);
  • Сумма восстановительных работ существенно превышает размер компенсации, выплаченной виновнику по полису СК;
  • Произошедшая авария не относится к списку рисковых ситуаций по автогражданке (потерпевшему причинен моральный ущерб, инициатор ДТП находился в нетрезвом состоянии и т. д.).

Попросив пострадавшего водителя заключить договор о добровольном возмещении ущерба, виновник дорожно-транспортного происшествия покажет свое желание загладить вину. А это учтется ему в ходе судебного процесса с положительной стороны.

Важно знать! Жертва ДТП оставит за собою право самостоятельно выбрать: соглашаться на просьбу второго участника конфликта или нет. Ведь для него такой шаг имеет свои последствия, о которых мы поговорим далее в статье.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]