Нарушение пешеходом ПДД повлекшее его смерть

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушение пешеходом ПДД повлекшее его смерть». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Какова ответственность пешехода за нарушения правил дорожного движения

Краткая информация

Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ, может иметь место лишь при условии наступления последствий, указанных в этой статье, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, далее − Правила).

Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

В силу пункта 1.2 Правил к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по частям 1, 2 или 3 статьи 268 УК РФ.

Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в статье 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.

Нерегулируемые правила перехода

При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 264 УК РФ, судам следует указывать в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в статье 264 УК РФ, и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Если же в приговоре суда будет отсутствовать указание на пункты правил, то приговор будет однозначно отменен судом апелляционной инстанции.

Если в обвинительное заключение (обвинительный акт) включены отдельные пункты названных правил, нарушения положений которых не соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела, суд, исходя из положений статьи 237 УПК РФ, по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе возвратить уголовное дело прокурору для предъявления обвинения с указанием конкретных пунктов правил, нарушение которых повлекло указанные в статье 264 УК РФ последствия, если это не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия и при этом не ухудшается положение подсудимого.

Превышение скорости дорожного движения-одна из основных причин всех совершаемых ДТП. Как показывает судебная практика, доля подобных случаев составляет порядка 40 %. Решая вопрос о виновности либо невиновности водителя в совершении дорожно-транспортного происшествия вследствие превышения скорости движения транспортного средства, следует исходить из требований пункта 10.1 Правил, в соответствии с которыми водитель должен вести его со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Исходя из этого при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.

Нередко результатом ДТП является техническая неисправность транспортного средства, которая не позволяет водителю избежать столкновения (наезда).

При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

При анализе доказательств наличия либо отсутствия у водителя технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие в условиях темного времени суток или недостаточной видимости следует исходить из того, что водитель в соответствии с пунктом 10.1 Правил должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

Согласно настоящим правилам, факт наезда на пешехода подтверждается только при столкновении механического транспортного средства с человеком, в результате чего одна или обе стороны ДТП получают моральный или материальный ущерб. Причем учитываются в данном случае даже самые незначительные травмы, такие как вывих конечности, царапина, порез, гематома и т. д.

Водитель совершил наезд на пешехода насмерть – какая статья УК РФ и последствия?

Для того, чтобы водитель в полной мере взял на себя вину за ДТП на пешеходном переходе или тротуаре, происшествию должны предшествовать следующие обстоятельства:

  • Несоблюдение скоростного режима;
  • Техническая неисправность транспортного средства;
  • Невнимательность автомобилиста (разговаривал по телефону, с пассажиром и т. д.);
  • Игнорирование ПДД (обгон стоящего перед зеброй ТС, проезд перехода на красный сигнал светофора, выезд за пределы проезжей части и т. д.).

Исходя из многолетней практики, Госавтоинспекция РФ может выделить следующие причины ДТП по вине пешехода:

  • Пересечение контролируемого перекрестка на запрещающий сигнал светофора;
  • Резкое появление на зебре (согласно настоящим правилам, человек должен ступать на переход исключительно спокойным шагом);
  • Попытка перейти на противоположную часть дороги в непредусмотренном для этого месте.

Важно знать! Также, как и автомобилист, пострадавший гражданин будет отвечать за нанесенный им вред движимой собственности второго участника конфликта. Доказать вину пешехода водителю помогут свидетели, камеры наблюдения или же банальный видеорегистратор.

По прибытию на участок, где произошло дорожное происшествие, сотрудники Госавтоинспекции проводят тщательный осмотр местности, с целью определения схемы ДТП. В ней учитываются:

  • Длина тормозного пути автомобиля;
  • Положение сбитого пешехода на проезжей части;
  • Наличие знаков и работоспособность светофора (если авария произошла на переходе);
  • Техническое состояние ТС;
  • Угол обзора и дальность видимости.

Но на сто процентов установить вину в ДТП с пешеходом при смертельном исходе такая экспертиза не способна. Поэтому дополнительно инспектора ГИБДД обязаны изучить показание свидетелей аварии, а также материалы с видеорегистраторов или камер наблюдения, расположенных в зоне происшествия. И только после тщательной проверки суд может окончательно определить виновника ДТП, вынеся ему административное или уголовное наказание.

Если инспектора ГИБДД на месте признали водителя виновным, то по факту происшествия ему выписывается постановление, которое можно обжаловать в течение 10 суток. Спустя этот период, при отсутствии встречных исков с его стороны, дело о наезде на пешехода передается суд, где и выбирается дальнейшая мера наказания для автолюбителя (уголовная, административная или гражданская).

Важно знать! Существенно усугубляет положение вариант, если виновное лицо на момент ДТП пребывает в пьяном состоянии или скрывается с места аварии. Ведь в таком случае сотрудники дорожной полиции будут вынуждены объявить беглеца в розыск, и провести принудительное задержание без возможности оспаривания судебного вердикта.

То же самое касается и пешехода, получившего статус инициатора ДТП. Но привлечь его к ответственности в случае побега с места аварии будет намного сложнее. Другое дело, если пострадавший покинет зону дорожного конфликта под воздействием шокового состояния. Ведь тогда он сможет написать заявление на сбившего ее водителя в ГИБДД на следующий день, спровоцировав тем самым расследование, но уже без свидетелей и предварительной экспертизы.

Поэтому, попав в ДТП по вине пешехода, автомобилисту настоятельно рекомендуется оставаться на месте до приезда сотрудников Госавтоинспекции, и проводить процедуру регистрации аварии по всем правилам (включая осмотр участка происшествия и поиск очевидцев). Иначе водитель рискует понести ответственность за неустановленный факт наезда на человека при отсутствии доказательств обратного.

Степень ответственности за создание критической ситуации на дороге зависит от тяжести случая. Как уже упоминалось ранее, ДТП с участием пешехода может расцениваться с точки зрения трех основных кодексов:

  • Уголовного;
  • Административного;
  • Гражданского.

Внимание! Вступают в действие перечисленные акты обычно в паре, что только усугубляет меру наказания для виновной стороны. Какой конкретно приговор может ждать водителя и пешехода за создание аварийной ситуации (в том числе и повлекшей за собою смерть), рассмотрим ниже в статье.

Особенности возмещения ущерба при ДТП с участием пешехода

Помимо штрафа, который предусмотрен в случае легкого или среднего вреда здоровью потерпевшего – 25 000 рублей, законодательство предусматривает следующие основания для компенсации пострадавшему:

  • компенсация стоимости медицинских услуг, лекарств и медицинских изделий;
  • компенсация за погребение – 25 000 рублей;
  • компенсация за потерю кормильца – 475 000 рублей;

ВАЖНО: вышеуказанные требования о выплате подаются в страховую компанию виновника ДТП. В случае, если размер фактически потраченных денежных средств выше суммы, выплачиваемой страховой, то пострадавший вправе обратиться непосредственно к виновнику ДТП с иском в суд о взыскании недостающих сумм.

  • компенсация за моральный вред – данное требование подается непосредственно виновнику ДТП, размер компенсации за причиненный моральный вред определяется судьей в зависимости от конкретных обстоятельств дела, физических и нравственных страданий потерпевшего.

Виновниками ДТП могу быть: водитель, пешеход, пассажир автомобиля.

Уголовная ответственность наступает за причинение тяжкого вреда здоровью. Степень вреда устанавливается медицинской экспертизой. Водитель имеет право оспорить проведенную медицинскую экспертизу.

Причиной ДТП может быть поведение пешехода: переход в дороги в неположенном месте на запрещающий сигнал светофора, или тоже самое, но уже в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Следует зафиксировать поведение пешехода и исследовать документы медицинского свидетельствования.

В случае, если ДТП произошло по вине пассажира – следует предоставить видеозапись на которой будет видны такие действия или будет слышно, что пассажир осуществил действия, которые привели к ДТП.

Нередки ситуации, когда одной из причин ДТП является некачественное дорожное покрытие или плохая освещенность участка дороги – следует осуществить видео- или фотофиксацию места ДТП.

Кроме того, водителю следует постараться оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, предложить отвести его в больницу и сообщить в ГИБДД и скорую о случившимся. Наличие указанных фактов позволят избежать уголовной ответственности или минимизировать ее.

Вне зависимости от причиненного вреда пешеходу, водителю следует сообщить о случившимся в ГИБДД и скорую. В случае, если ДТП произошло в населенном пункте и пострадавший не может самостоятельно придвигаться – лучшим будет вызвать скорую помощь и постараться самостоятельно не оказывать помощь пострадавшему т.к. существует риск причинить больше вреда при оказании неквалифицированной помощи, которые могут повлечь смерть пострадавшего.

В случае, если пострадавший не подает признаков жизни – вызов медиков является обязательным, т.к. именно они должны засвидетельствовать смерть пострадавшего.

Водителю не следует ни в коем случае передвигать тело умершего, автомобиль. Следует сфотографировать место происшествия: повреждения автомобиля, состояние дорожного покрытия, источники света (если ДТП произошло в темное время суток), видеокамеры, которые могли зафиксировать момент ДТП. Также следует провести видеосъемку указанных объектов.

Водитель не должен ни в коем случае употреблять алкогольных или иных спиртосодержащих напитков или лекарств, т.к. в обязательном порядке, его ждет медицинское освидетельствование.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Наезд на пешехода по вине пешехода или водителя: помощь адвоката

Основной причиной всех ДТП чаще всего становится превышение скорости. Как показывает официальная статистика Государственной автомобильной инспекции примерно 40 процентов ДТП с тяжелыми последствиями или смертельным исходом как раз-таки приходится на превышение скорости. В соответствии с правилами дорожного движения водитель должен управлять автотранспортным средством с скоростью, которая официально не превышает установленных ограничений. Уголовная ответственность в соответствии с нормами статьи 264 предусматривает ответственность в том случае, если у водителя имелась возможность избежать ПДД, но он не смог по каким-то причинам избежать столкновения.

Также часто причиной ДТП выступает техническая неисправность автотранспортного средства, из-за которой автомобилист не может избежать наезда или столкновения. При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию.


В обязательном порядке при инкриминировании преступления по статье 264 УК России проводится судебная автотехническая экспертиза. Она позволяет ответить на ряд вопросов, имеющих значение для хода уголовного расследования. Она поможет ответить на вопросы о технической возможности остановки автомобиля, его состоянии, наличии или отсутствии технической неисправности, тормозном пути авто.

В компетенцию эксперта входят вопросы, связанные с решением только технических моментов. После анализов и оценки эксперт подготавливает специальное заключение, которое является доказательственной базой в ходе расследования преступления.


Отягчающим обстоятельством преступления выступает смерть потерпевшего лица или гибель двух и более лиц, которая стала следствием ДТП. Это может произойти в ходе наезда или перехода дороги, когда водитель, пешеходы или пассажиры в ходе ДТП погибают. Ответственность за наступление гибели потерпевших регламентируется нормами 3 и 4 части статьи 264 Уголовного кодекса России. Как показывает судебная практика примерно семьдесят процентов случаев подобных ПДТ заканчивается реальным назначением тюремного наказания. Особенно если ПДД со смертельным исходом произошло в результате опьянения водителя, что в свою очередь является еще одним отягчающим обстоятельством.

Если суд на основании исследованных доказательств установит, что указанные в статье 264 УК РФ последствия наступили не только вследствие нарушения лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения, но и ввиду несоблюдения потерпевшим конкретных пунктов правил (неприменение пассажиром при поездке ремней безопасности), то тогда эти обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие наказание

Стоит также сказать и о состоянии опьянения. На основании правил ПДД (статья 2.7) водителю запрещено управлять автотранспортным средством в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения. Совершение ДТП в состоянии алкогольного опьянения является признаком, которое отягощает ответственность водителя.

К основным видам наказания используется лишение водительских прав на определенный срок. При назначении этого наказания информируется подразделения ГИБДД по месту проживания и регистрации виновника ДТП.


Отличительной чертой абсолютного большинства автодорожных происшествий с участием пешеходов является наступление тяжких последствий, в виде причинения вреда жизни или здоровью потерпевших.

Действующее законодательство предписывает выполнение следующих правил оформления и расследования дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.

  1. В обязательном порядке составляется протокол осмотра места происшествия.

    При ДТП с тяжкими последствиями на место аварии выезжает следственно-оперативная группа под руководством следователя.

    При необходимости к осмотру привлекается эксперт – криминалист и эксперт автотехник.

    Подробности в статье:

    Осмотр места происшествия при ДТП

  2. На месте аварии производится осмотр транспортного средства, результаты которого заносятся в протокол.

    Подробности в статье:

    Протокол осмотра места ДТП образец

  3. Устанавливаются и опрашиваются стороны и свидетели происшествия.

    При допросах, в числе прочих обстоятельств, выяснению подлежат: скорость движения транспортного средства перед наездом на пешехода, момент обнаружения опасности водителем и расстояние на котором водитель увидел пешехода на проезжей части дороги, темп, направление и траектория движения пешехода.

  4. В целях установления механизма дорожно-транспортного происшествия, определения взаимодействия транспортного средства и человека в момент наезда, исследования следов аварии, назначается профильная автоэкспертиза.

    Подробности в статье:

    Трасологическая экспертиза при ДТП

  5. Для определения механизма образования телесных повреждений, степени тяжести вреда причиненного здоровью и (или) причины смерти назначается судебно-медицинская экспертиза (СМЭ).

  6. Для оценки соответствия действий водителей автомототранспортных средств техническим требованиям ПДД РФ и исследования вопроса о причинно-следственной связи этих действий с наступлением дорожно-транспортного происшествия назначается автотехническая экспертиза.

    Подробности в статье:

    Автотехническая экспертиза при ДТП

    Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

  7. По результатам расследования принимается процессуальное решение о привлечении виновного лица к предусмотренной законом ответственности или о прекращении производства по делу.

Конечной целью расследования происшествия о наезде на пешехода транспортного средства является решение вопроса о наличии у водителя технической возможности предотвратить происшествие.

Под возможностью избежать наезда на пешехода понимается способность водителя предотвратить ДТП путем выполнения предписаний п. 10.1 ПДД РФ в условиях конкретной дорожно-транспортной ситуации.

Абзац №2 указанной нормы Правил устанавливает, что при возникновении опасности для движения, водитель транспортного средства, обнаруживший эту опасность, должен принять меры к снижению скорости движения вплоть до полной остановки.

Условиями наступления ответственности за нарушение абзаца № 2 п. 10.1 ПДД РФ являются наличие у лица, управлявшего автомобилем, возможности обнаружить пешехода на проезжей части дороги на расстоянии достаточном для остановки при движении автомобиля с безопасной скоростью и невыполнение предписаний об остановке транспортного средства.

При этом действующие Правила во всех случаях не предусматривают маневр в качестве способа предотвращения наезда.

Иными словами, если у водителя была возможность увидеть пешехода и остановиться, а он не смог этого сделать (отвлёкся, превысил скорость движения, попытался объехать препятствие и не справился с управлением), то имеются основания для предъявления ему обвинения в невыполнении требований абзаца № 2 п. 10.1. ПДД РФ.

Следственно-судебная практика исходит из того, что моментом возникновения опасности для движения автомототранспортного средства считается появление пешехода на проезжей части дороги.

Уважаемые читатели, мы рассмотрели заявленные в начале статьи вопросы по теме происшествий, связанных с наездами транспортных средств на пешеходов.

Полагаем, что понимание сути проблемы является прологом к ее правильному решению.

При возникновении дополнительных вопросов обращайтесь за юридической поддержкой к нашим юристам.

  • Все о ДТП и автостраховании

Изучая нормы российского законодательства и практику, можно выделить целый перечень рекомендаций, что не должен делать автолюбитель, ставший участником ДТП, в котором виноват пешеход. При соблюдении этих правил, ему удастся отстоять свою точку зрения в ходе судебного разбирательства:

  1. Нельзя скрываться с места дорожно-транспортного происшествия. Данное обстоятельство играет большую роль вне зависимости от того, является водитель виновным или пострадавшим лицом в аварии.
  2. Нельзя убирать или передвигать автомобиль с места аварии. Даже если к моменту приезда на место ДТП сотрудников дорожной инспекции авто будет перемещено всего на пару метров, это будет основанием для привлечения собственника к ответственности. Размер ответственности за такое нарушение – до 2 лет лишения права на управление транспортными средствами.
  3. Если у водителя нет специального образования или навыков, он не должен оказывать пострадавшему доврачебную помощь. Достаточно успокоить пешехода, постараться остановить кровотечение. Перемещать потерпевшего нельзя, так как это может усугубить ситуацию и вызвать внутреннее кровотечение.

По приезду сотрудников ГИБДД на место аварии, ими будут проведены обязательные следственные действия, сбор доказательств и фактов аварии, а также вынесено решение о виновности в ДТП. Виновнику аварии будет предъявлено обвинение в дорожно-транспортном происшествии.

К сожалению, большая часть пешеходов не знает правила дорожного движения. Именно по этой причине у них сформировано мнение о том, что водитель должен пропускать людей на дороге в любом случае.

Переходя дорогу в неположенном месте, многие люди забывают о своей безопасности, искренне считая, что у автомобилиста будет возможность резко снизить скорость и остановить авто или иным способом уйти от столкновения.

К сожалению, технические характеристики авто не позволяют водителю полностью остановить авто за пару секунд, поэтому большая часть таких выходов на дорогу заканчивается неблагоприятными последствиями.

Пешеход – это такой же участник дорожного движения, поэтому на него также распространяются требования ПДД. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрен следующий перечень видов ответственности, к которым может быть привлечен пешеход – виновник ДТП.

Помимо того, что пешеход, по своей собственной неосторожности, может погибнуть под колесами транспортного средства, он также может быть привлечен к материальной ответственности. Однако на практике привлечение к финансовому наказанию встречается достаточно редко из-за сложности его реализации на практике.

В соответствии с требованиями российского законодательства, обязанность по возмещению причиненного ущерба пострадавшему возложена на виновника дорожно-транспортного происшествия. То есть, если столкновение произошло по умыслу пешехода, то компенсировать причиненные повреждения должен именно он.

В случае с пешеходами данный вид ответственности закреплен в статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с нормами данного законодательного акта, обязанность по возмещению причиненного вреда возлагается на виновного в аварии, вне зависимости от того, кто это.

Такой же позиции придерживается Конституционный суд Российской Федерации. В соответствии с определением данного суда, вынесенном в 2012 году, пешеходы, которые стали виновниками дорожно-транспортных происшествий, не могут быть освобождены от ответственности за причиненный пострадавшему материальный ущерб.

Соответственно, можно сделать вывод, что в ДТП, произошедших по вине пешехода, действует обоюдная ответственности:

  1. Водитель транспортного средства должен возместить вред, причиненный жизни и здоровью пострадавшего в результате столкновения пешехода.
  2. Пешеход должен компенсировать материальный ущерб, который был причинен водителю транспортного средства в результате ДТП.

Виновником ДТП могут стать: пешеход, водитель средства передвижения, иные участники дорожного движения. В зависимости от решения суда ответственность несет виновный в ДТП.

Ответственность может быть возложена на дорожную службу, в случае если авария произошла по причине не соответствующего нормам состоянию дорог. Также виновной стороной может быть служба ГИБДД, в случае неисправности светофора.

Водитель невиновен, если сбил пешехода, нарушившего ПДД

Определение виновного в ДТП осуществляется при трудных обстоятельствах. Затруднение вызывают ситуации без прямого нарушения правил движения на дороге.

Вина водителя или пешехода определяется исходя из возможности избежать, какой-либо стороной, происшествия. Для определения вины водителя проводится авто-техническая экспертиза транспортного средства.

Если по техническим причинам водитель не мог избежать аварии, то есть сделал всё возможное чтобы избежать её, он признается не виновным в происшествии.

Законодательно закреплено за пешеходом право подать в суд на водителя и потребовать компенсации ущерба, вне зависимости от результатов экспертизы. Для пешехода срок исковой давности не имеет конечной даты, а для водителя – это три года после происшествия.

Тяжесть ответственности водителя сбившего пешехода зависит от двух факторов: вина водителя и степень тяжести ущерба пострадавшего пешехода. Это может быть лишение водительского удостоверения, штраф ГИБДД, суд и уголовная ответственность.

Так, статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации говорит о том, что водителя ждёт лишение свободы сроком от 3 до 6 месяцев или до 2-х лет с лишением права на срок до 3-х лет. Если в результате ДТП погиб человек, водителю грозит наказание до 5 лет лишения свободы.

Ответственность водителя лежит в пределах от штрафа до заключения до 8 лет. Законодательство, как правило, принимает сторону пешехода.

На жесткость мер наказания водителя могут повлиять обстоятельства:

  1. Водитель сбил пешехода в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  2. Водитель скрылся с места аварии.
  3. Водитель проявил агрессию.

По статье 12.29, кроме штрафа в 500 рублей, указана такая мера наказания, как предупреждения. Нарушитель имеет право при корректном поведении напомнить сотруднику ГИБДД об этом.

Если представитель силовых ведомств непреклонен и считает нарушение слишком серьезным для предупреждения, то придется согласиться на составление административного материала. И в этом случае лучше предоставить документы, так как отпустить сотрудник ГИБДД никого просто так не может.

  • Решение Верховного суда: Определение N 56-КГ16-46, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Выводы же суда апелляционной инстанции об обратном нельзя признать правомерными, так как они основаны на ошибочном толковании положений статьи 47, части 1 статьи 264% примечания к статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также положений пункта 4 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации о прекращении трудового договора с работником в случае назначения ему по приговору суда наказания исключающего возможность продолжения им прежней работы…
  • Решение Верховного суда: Постановление N 19-АД17-9, Судебная коллегия по административным делам, надзор Кроме того, подлежат отклонению доводы жалобы об изменении основания прекращения производства по делу в связи с тем, что в отношении Сараева СТ. 22 марта 2016 года вынесен приговор по части 2 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации. Постановлением Президиума Ставропольского краевого суда от 12 октября 2016 года приговор Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 22 марта 2016 года изменен, действия Сараева СТ. переквалифицированы с части 2 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации на часть 1 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации и назначено наказание в виде ограничения свободы сроком на 2 года…
  • Решение Верховного суда: Определение N 84-УД17-3, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация Постановлением президиума Новгородского областного суда от 17 апреля 2017 г. приговор от 22 марта 2016 г. и апелляционное постановление от 31 мая 2016 г. в отношении Федорова Н.В. изменены: действия Федорова Н.В. переквалифицированы с ч. 4 ст. 264 УК РФ на ч. 3 ст. 264 УК РФ, по которой назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года 2 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 3 года…

Участниками дорожного движения называются все лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения по дороге. В том числе участниками дорожного движения являются пешеходы (см. п. 1.2 ПДД РФ). Соответственно, к пешеходам, как и ко всем остальным участникам дорожного движения, правила дорожного движения предъявляют определенные требования, выполнение которых гарантирует безопасность пешеходам, водителям и остальным участникам движения. Давайте разберемся, что грозит пешеходу за нарушение правил дорожного движения и какая ответственность предусмотрена для него в том или ином случае.

В случае нарушения пешеходом правил дорожного движения, он может быть привлечен к административной, уголовной и гражданской ответственности. Рассмотрим эти виды ответственности по порядку.

«Зебра» теряет штрафы

Административная ответственность в соответствии с КоАП РФ применяется к пешеходам в следующих случаях:

  1. Если нарушение правил не повлекло создания помех движению ТС и вреда здоровью, пешеход привлекается к административному предупреждению или к штрафу в размере 500 руб., согласно ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ;
  2. Если пешеход совершил правонарушение, которое создало помехи движению ТС, ему в соответствии с ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ назначается штраф в размере 1000 руб.;
  3. Если правонарушение пешехода послужило причиной причинения вреда здоровью потерпевшего (легкой или средней тяжести), согласно ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ, административная ответственность в этом случае применяется в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 руб.

Вопросы возмещения причиненного вреда, в том числе причиненного пешеходами в результате нарушения требования ПДД РФ, регулируются положениями гражданского законодательства. Эта информация раскрыта в ст. ст. 8, 15, 1064, 1085 – 1094 и в параграфе 4 гл. 59 ГК РФ.

По общему правилу, за причинение имущественного ущерба, а также за нанесение вреда здоровью и морального вреда пешеход несет гражданскую ответственность перед теми лицами, права которых были нарушены в результате его действий. В том числе в рамках гражданского законодательства пешеход может нести ответственность перед владельцами транспортных средств, являющихся для него источниками повышенной опасности, то есть автомобилей, мотоциклов, мопедов и иных транспортных средств.

За нарушение ПДД пешеход может быть привлечен к административной, уголовной и гражданской ответственности.

Действия водителя, сбившего пешехода, независимо от вины последнего, четко прописаны в Правилах Дорожного Движения РФ. Подробно действия при ДТП мы расписывали в материале Новые правила оформления ДТП, здесь же приведем действия именно при ДТП с пострадавшими:

ПДД РФ, 2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:
• принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
• в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
• освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
• записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Если говорить обычным человеческим языком, сначала необходимо позаботиться о пострадавшем, оказав ему первую помощь и вызвав скорую. Напомним, вызов скорой с любого оператора связи производится по номеру 112. Вызвать полицию для оформления ДТП.
Если требуется, отправить пострадавшего пешехода на попутке, или если нет попуток, на своем транспортном средстве в медицинское учреждение. Водителю попутки нужно сообщить свои данные и госномер своего автомобиля.
Зафиксировать на камеру телефона место ДТП с разных ракурсов с привязкой к местности и расположение предметов, причастных к ДТП.
Если движение других транспортных средств по дороге невозможно, освободить проезд (после фотографирования). Если можно объехать Ваш автомобиль – не трогать его с места.
Записать фамилии очевидцев.
Сообщить о случившемся в страховую компанию по ОСАГО и КАСКО, возможно, они пришлют страховых комиссаров для осмотра места ДТП и помощи в заполнении документов. Если пешеходу причинен вред здоровью, то возмещать его будет в первую очередь Ваша страховая компания по ОСАГО в пределах максимальной выплаты – с 1 апреля 2015 года она составляет 500 тысяч рублей.

Поскольку, как Вы увидите ниже, ничего хорошего водителю ДТП с пешеходом не сулит, следует очень скрупулезно подойти к оформлению ДТП. Внимательно прочитать документы, оформляемые сотрудником ГИБД на месте ДТП.

Обычно водителю с места ДТП следует явиться в ГИБДД для дачи письменных объяснений. Перед дачей объяснений не будет лишним проконсультироваться к юриста по поводу нюансов ДТП, т.к. от них будет зависеть степень вины водителя и пешехода в ДТП.
При наличии свидетелей ДТП, следует отразить этот факт в объяснении. Объяснение должно содержать полную картину ДТП: характер и направление движения пешехода и автомобиля, погодные условия, дорожные знаки и разметку.
Тут же в объяснении можно ходатайствовать о вызове для опроса очевидцев ДТП в порядке ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Если Вы понимаете, что Вам срочно понадобилась юридическая помощь (например, открылись новые обстоятельства), Вы всегда имеете возможность письменно ходатайствовать об отложении рассмотрения административного дела на один день в связи с необходимостью привлечения к участию в деле защитника.

Часто задают вопрос: что будет, если сбить пешехода на пешеходном переходе или вне перехода? Есть ли ответственность, если водитель не виноват?

Ниже рассмотрим ответственность водителя в том случае, если он виновен в ДТП, и если ПДД он не нарушал.

Если в результате ДТП с пешеходом здоровью последнего причинен вред (иногда это можно установить только после медицинского обследования, в результате выброса адреналина можно просто не почувствовать серьезных повреждений), водителя может ждать ответственность по Административному или Уголовному Кодексу РФ.

Обязательное условия для привлечения к административной или уголовной ответственности водителя – его вина в ДТП, т.е. факт нарушения Правил дорожного движения.

В случае, если пешеходу причинен легкий или средней тяжести вред здоровью, ответственность для водителя, виновного в ДТП, будет административной, по ст. 12.24 КоАП РФ:

КоАП РФ, Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, —
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

2. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, —
влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Примечания:
1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Как видно из текста закона, за ДТП с причинение легкого или среднего вреда здоровью можно получить штраф или лишение прав до полутора лет.
Ответственность по ст. 264 Уголовного Кодекса РФ наступает в случае причинения тяжкого вреда здоровью или смерти пешехода при условии, что вред причинен вследствие нарушения Правил дорожного движения. Если пешеход вне пешеходного перехода сам забежал Вам под колеса – уголовной ответственности можно избежать.

Таблица штрафов за нарушения ПДД Республики Беларусь

Выше указана уголовная и административная ответственность за нарушение ПДД, повлекшее причинения вреда здоровью другого участника ДТП. Однако, к сожалению, нашим законодательством предусмотрена ответственность даже для водителя, которые не нарушал ПДД, даже когда пешеход сам бросился под колеса автомобиля. Так, согласно ст. 1100 Гражданского Кодекса РФ моральный вред подлежит возмещению вне зависимости от вины автовладельца:

Гражданский Кодекс РФ, Статья 1100. Основания компенсации морального вреда

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:
…вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;

Данная статья вызывает искреннее недоумение, так как принцип справедливости в ее логике не улавливается. Скажем, если человек спрыгнул на Ваш автомобиль с моста, или намеренно разбил голову об опору электрического освещения (линии электропередач также являются источником повышенной опасности), владелец источника обязан возместить моральный вред. На наш взгляд, эта норма не вписывается в общую концепцию справедливости законодательства.

  • Всё по замене водительских прав
  • Всё по регистрации автомобилей
  • Первичное получение водительских прав
  • Все о снятии с учета в ГИБДД
  • Прохождение техосмотра 2019
  • Новые правила оформления ДТП
  • Оформление договора купли-продажи

По правилам пешеходы должны перемещаться только по тротуарам и пешеходным дорожкам, причем придерживаясь правой стороны. Если в поле зрения нет мест для пешеходов, то можно зайти на дорогу для велосипедистов либо пройти по краю дороги навстречу трафику, чтобы видеть опасность. Передвижение не должно провоцировать помехи для движения транспорта.

Такой помехой может быть, например, остановка пешехода посреди дороги, чтобы ответить по телефону или неожиданное появление на проезжей части после перепрыгивания через турникет. Переход дороги в запрещенном месте ведет к штрафу в 500 рублей. При желании можно заплатить только половину этих денег, например, погасив штраф в первые 20 дней пока действует скидка.

Масштаб гражданской ответственности зависит от размера причиненного ущерба. Например, пешеход выбежал на красный свет и спровоцировал наезд одной машины на другую. Если ремонт оценивается в 50 тыс. рублей, то именно эту сумму и имеют право требовать пострадавшие. Ограничений в этом случае нет, но больше причиненного вреда, который должен быть оценен специалистами, никто требовать не вправе.

Размер компенсации с подтверждающими документами (счетами с СТО, независимой экспертизой, справками из клиник) должен быть указан в иске о возмещении ущерба.

Возможно вам будет интересно узнать и про такие штрафы для автомобилистов:

  • за нарушение правил остановки или стоянки;
  • за езду без документов;
  • за наезд на пешехода;
  • за обгон;
  • за превышение скорости;
  • за световые приборы;
  • за отсутствие знака аварийной остановки;
  • за тонировку передних и боковых стекол;
  • за проезд под знак «Движение грузового транспорта запрещено»;
  • за мытье машины во дворе или на речке.

Переходить дорогу можно по «зебре» и подземным пешеходным переходам. Для пешеходов оборудованы и островки безопасности на трассах или линии, разделяющие трафики разных направлений.

Если вы уже оказались на оживленной трассе, то переждать можно на ее середине (чтобы не мешать движению). Переходить на другую сторону можно, только если светофор переключился на зеленый свет или регулировщик подал знак.

Если перед вами стоит автомобиль, то обойти его можно сзади только убедившись в том, что рядом нет других машин. Обходить трамвай для выхода на проезжую часть можно только, если он уже остановился и со стороны дверей.

Правильно перейти дорогу не сложно. Стоит придерживаться установленных правил и использовать специально предусмотренные переходы.

Пешеход вправе:

  1. Рассчитывать на преимущество при переходе, если он все делает правильно и не нарушает ПДД.
  2. Предъявлять претензии к коммунальным и другим службам по поводу обеспечения безопасности движения.

Если нет перехода, а дорога трехполосная, то можно пересекать ее под прямым углом к краю. Начинать движение можно только, если рядом нет опасности, предварительно посмотрев направо и налево. На перекрестках нужно передвигаться по линии тротуаров или обочин.

Знание ПДД помогает выпутаться из самой сложной ситуации. Если вам попался инспектор, который некомпетентен и пытается незаконно привлечь к ответственности, можно сославшись на нужные пункты правил завершить разговор в свою пользу. Доказать вину пешехода инспектор может только предоставив видеодоказательства правонарушения или заручившись показаниями свидетелей.

Поможет и фотофиксация нарушений, например, если пешеход выбежал на дорогу, то фотография тормозного следа поможет пролить свет на его вину. Если пешеход сам пострадал и, например, упал в неположенном месте, где переходил дорогу, то его местоположение также станет косвенным доказательством его вины.

Случается, что водители сбивают пешеходов, которые кинулись им под колеса сами, чтобы получить денежную компенсацию сразу на месте. Мошенники в этом случае точно рассчитывают траекторию падения, чтобы получить лишь небольшие повреждения. Опасаясь приезда ДПС «виновный» водитель пытается загладить свою вину деньгами.

Обычно так поступают те, кто не знает, что пешеход несет ответственность, как и все остальные участники движения. Если такое произошло, то нужно дождаться приезда ДПС и добиться составления протокола, в котором будет зафиксирована вина самого пешехода, а не водителя. Разногласия может вызвать и ситуация, когда пешеход переходит дорогу в положенном месте, но его, например, не видно, так как улица не освещена.

В этом случае по ПДД он обязан подсвечивать себе дорогу, но такое бывает крайне редко. Доказать вину водителя при таких ДТП довольно сложно, так как формально виноват пешеход. Случается и так, что пешеходный переход закрыт на реконструкцию, а других вариантов для прохода просто не оставлено. В этом случае, пешеход, нарушивший правила, вполне может обратиться с регрессным иском к дорожным службам.

Если возникла спорная ситуация не нужно скрываться с места аварии. Нужно обменяться контактами со всеми участниками ДТП, давать пояснения, участвовать в составлении схемы и протокола, который потом вы же можете обжаловать. Проследите, чтобы в протоколе точно отображалось положение машин, схема вашего движения, место нахождение потерпевших, свидетелей.

Точное отображение ситуации может стать доказательством вашей невиновности. В помощь пострадавшим – данные с видеорегистраторов или веб-камер внешнего наблюдения. С их помощью можно восстановить аварию поминутно и определить, кто был ее виновником.

Иногда при столкновении пешеход не пострадал – нет видимых ушибов от удара, увечий, поэтому он настаивает на уходе с места происшествия, не дожидаясь сотрудника дорожной полиции.

Если это так, то у него следует взять расписку о том, что нет претензий к водителю после наезда, а состояние здоровья у него удовлетворительное.

Однако водителю сообщить службе полиции о факте наезда все же необходимо.

Зачастую уже дома, пострадавшее от наезда лицо может почувствовать себя плохо или просто передумать о своем решении и обратиться за взысканием морального вреда. Если сообщений от водителя о наезде не поступало, при обращении человека за медицинской помощью факт наезда обнаружится и это будет расценено правоохранительными органами как оставление водителем места ДТП, с целью скрыть происшествие, за что предусмотрена ответственность.

Заключая устные соглашения с пострадавшим человеком, вы рискуете быть обвиненным в покидании места ДТП со всеми вытекающими последствиями.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]