Судебная практика о возмещении ущерба причиненного в ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебная практика о возмещении ущерба причиненного в ДТП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Фролкиной С.В.,

судей Гуляевой Г.А., Жубрина М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 13 января 2020 г. кассационную жалобу Иванова Юрия Александровича на решение Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 октября 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 апреля 2019 г.

по делу N 2-4750/18 Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга по иску общества с ограниченной ответственностью «СПб-ТРАНС» к Иванову Юрию Александровичу о возмещении ущерба в порядке регресса.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав возражения на кассационную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «СПб-ТРАНС» по доверенности Одинцова Ю.С.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

общество с ограниченной ответственностью «СПб-ТРАНС» (далее также — ООО «СПб-ТРАНС», Общество) через представителя по доверенности Цыганкова А.В. обратилось 14 февраля 2018 г. в суд с иском к Иванову Юрию Александровичу о возмещении ущерба в порядке регресса, взыскании расходов на оплату государственной пошлины.

В обоснование исковых требований истец ссылался на то, что на основании трудового договора от 17 апреля 2012 г. Иванов Ю.А. принят на работу в ООО «СПб-ТРАНС» на должность водителя — экспедитора. 17 апреля 2012 г. с Ивановым Ю.А. заключён договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

12 июня 2016 г. Иванов Ю.А., управляя принадлежащим Обществу транспортным средством марки «СКАНИЯ R420», допустил нарушение пункта 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации и совершил столкновение в том числе с транспортным средством марки «ФОЛЬКСВАГЕН ПАССАТ», принадлежащим гражданину Ефремову И.Ю. В результате дорожно-транспортного происшествия транспортному средству Ефремова И.Ю. причинены технические повреждения.

Ефремов И.Ю. обратился в Калужский районный суд Калужской области с иском к ООО «СПб-ТРАНС» (владельцу транспортного средства марки «СКАНИЯ R420») о взыскании ущерба, причинённого в результате дорожно-транспортного происшествия.

Решением Калужского районного суда Калужской области от 20 декабря 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 13 апреля 2017 г., исковые требования Ефремова И.Ю. удовлетворены. Суд взыскал с ООО «СПб-ТРАНС» в пользу Ефремова И.Ю. сумму ущерба в размере 232 943,81 руб.

Определением Калужского районного суда Калужской области от 10 июля 2017 г. с ООО «СПб-ТРАНС» в пользу Ефремова И.Ю. взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.

Решение Калужского районного суда Калужской области от 20 декабря 2016 г. и определение Калужского районного суда Калужской области от 10 июля 2017 г. были исполнены ООО «СПб-ТРАНС» путём перечисления взысканных сумм на банковский счёт Ефремова И.Ю.

Обращаясь в суд с настоящим иском, ООО «СПб-ТРАНС» со ссылкой на статьи 1064, 1068, 1079, 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 238, 243, 248 Трудового кодекса Российской Федерации просило взыскать в порядке регресса с Иванова Ю.А. выплаченные Обществом в пользу Ефремова И.Ю. денежные суммы в размере 247 943,81 руб.

Ответчик Иванов Ю.А. исковые требования в суде не признал, указав на отсутствие предусмотренных законом оснований для возложения на него материальной ответственности в полном размере. По мнению Иванова Ю.А., договор о полной индивидуальной материальной ответственности заключён с ним с нарушением требований действующего законодательства.

Решением Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 октября 2018 г. исковые требования ООО «СПб-ТРАНС» удовлетворены. Суд взыскал с Иванова Ю.А. в пользу ООО «СПб-ТРАНС» сумму причинённого ущерба в порядке регресса в размере 247 943, 81 руб., расходы на уплату государственной пошлины — 5 679 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 апреля 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Иванова Ю.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 октября 2018 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 апреля 2019 г., как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 23 августа 2019 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 27 ноября 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Ответчик Иванов Ю.А., надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, сведений о причинах неявки не представил, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390.12 Граждан��кого процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Иски о возмещении ущерба от ДТП


Суды удовлетворили требование работодателя о привлечении водителя к полной материальной ответственности за ущерб в результате ДТП. Однако Верховный Суд РФ направил дело на пересмотр.

Обязательным условием для возложения на работника полной материальной ответственности является не его вина в ДТП, а факт привлечения его к административной ответственности. Однако соответствующее постановление не вынесено ввиду отсутствия состава правонарушения. Отклонен и довод о правомерности заключенного с работником договора о полной материальной ответственности. Хотя должность экспедитора действительно поименована в специальном перечне, ущерб работник причинил не как экспедитор, а как водитель, должность которого не включена в перечень.

Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

Возмещение ущерба после ДТП виновником: порядок, сроки, образец иска

Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.

Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.

Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.

Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:

  • величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
  • виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
  • обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
  • потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.

Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

  • ремонт и восстановление транспортного средства;
  • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
  • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
  • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
  • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
  • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:

  • получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
  • обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
  • проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
  • направление виновной стороне претензии.

Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:

  • сведения о виновной стороне как адресате документа;
  • обстоятельства ДТП;
  • описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
  • претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
  • подпись заявителя.

В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.

К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:

  • акт о наступлении страхового случая;
  • справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
  • другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.

Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.

Вред, причиненный транспортному средству в результате ДТП

Обязательный характер соблюдения досудебного порядка подачи претензии виновнику ДТП законом не предусмотрен, в связи с этим данный документ является вариантом согласования компромиссов и уступок для решения спора до суда.

Потерпевшее лицо разрешая вопрос о возмещении вреда в результате ДТП может прибегнуть к составлению претензии в отношении виновника с целью договориться о возмещении компенсации (материального, морального) вреда в добровольном порядке, которое в последующем может быть урегулировано путем заключения соглашения между участниками ДТП или распиской виновного лица.

Зачастую бывают ситуации, когда добровольно виновник отказывается выплачивать причиненный ущерб, тогда предъявлением претензии необходимо побудить на это, а также проявить серьезность намерений обратится в суд в случае неудовлетворения требований, указанных в претензии.

Взыскание износа с виновника ДТП составляют следующие действия:

  1. правильное оформление ДТП в соответствии с Европротоколом или вызовом сотрудников ГИБДД, если причиненный ущерб превысил лимит, установленный автогражданской ответственностью
  2. обращение в страховую компанию (страховую компанию виновника) для получения страховой выплаты за причиненный ущерб в результате ДТП
  3. составление претензии в отношении виновного лица с указанием в приложениях копий документов подтверждающих факт ДТП, в следствии чего вручить нарочно другой стороне под роспись и штамп на Вашем экземпляре
  4. при отсутствии ответов на предъявленные Вами требования обратиться с исковым заявлением в суд

При взыскании разницы между страховой выплатой и фактически причиненным ущербом в результате ДТП необходимо обращение в суд с исковым заявлением по месту жительства Ответчика в зависимости от предъявленной цены исковых требований:

  • Не превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в мировом суде
  • Превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в районном суде

Помимо возмещения материального вреда потерпевший имеет право также взыскать компенсацию морального вреда, утраченный заработок. Данная категория подразумевает оценочный критерий, который устанавливается судом с учетом всех предоставленных доказательств.

Обязательное страхование владельцев велотранспорта не подлежит по причине того, что велосипед не является источником повышенной опасности, в связи с этим ответственность виновника-велосипедиста наступает в соответствии с гражданским законодательством. Возмещение вреда осуществляется в судебном порядке.

Для привлечения к ответственности владельца велотранспорта необходимо установить степень виновности и наличие умысла действий, в следствии чего суд может освободить от ответственности частично или в полном объеме.

Если между виновником и потерпевшим в результате ДТП не было заключено мировое соглашение в судебном заседании и не удалось прийти к договоренности добровольно возместить понесенный ущерб, то в первую очередь необходимо после вынесения постановления получить и подать в службу судебных приставов по месту регистрации виновного лица исполнительный лист для возбуждения исполнительного производства.

Срок подачи исполнительного листа составляет три года со дня вступления решения суда в законную силу. Также исполнительное производство не будет прекращено до момента надлежащего исполнения обязательства виновника перед Вами.

Процедура действия исполнительного листа начинается в занесении должника в базу исполнительного производства, в последующем автоматически блокируются все банковские счета должника, направляется запрос в ИФНС и если есть информация о трудоустройстве, будет наложен арест на заработную плату и будет вычитаться до 50% в Вашу пользу, также должнику запрещается выезд за границу.

Ограничения, предусмотренные законодательством являются гарантом для восстановления нарушенных прав граждан.

Решение по делу о взыскании ущерба от ДТП

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Подобная вина устанавливается в случаях, когда оба участника происшествия нарушили какие-либо правила движения, что и стало причиной возникновения аварии. Различают два вида обоюдной вины:

  • равнозначная (50/50%). В таком случае ни один из участников не может рассчитывать на получение страховых выплат и ремонтируют все повреждения автомобиля за собственный счет;
  • неравнозначная (например, 70/30%). Водитель, степень вины которого меньше, может надеяться на компенсацию, но сумма ее будет значительно меньше.

Практика показывает, что водители, признанные обоюдновиновными в совершении ДТП, в большинстве случаев вынуждены обращаться в суд, для определения степени вины каждого из них.

Пример из практики. В январе 2018 года суд г. Санкт-Петербурга рассматривал дело, обстоятельства его таковы: произошло столкновение двух автомобилей, сотрудники ДПС, прибывшие на место аварии, вынесли постановление, из которого следует, что водитель, находившийся за рулем автомобиля А, двигался со значительным превышением скорости, а водитель автомобиля Б нарушал правила пересечения перекрестков.

Было установлено, что происшествие совершено по обоюдной вине. Но гражданин, управлявший автомобилем А с подобным решением не соглашался, полагая, что его степень вины меньше и виновником ДТП является второй водитель, затруднивший проезд по перекрестку. Рассмотрев дело суд вынес решение об оставлении иска без удовлетворения, по причине того, что оба водителя имели возможность избежать столкновения, но не воспользовались ею, а, следовательно, степень вины у них равнозначна.

ДТП признается бесконтактным в случаях, когда столкновение с транспортным средством, пешеходом или другим объектом происходит из-за действий водителя, создавшего помеху виновнику дорожно-транспортного происшествия. Подобные аварии должны оформляться сотрудниками ДПС, а в документах делается отметка о том, что авария произошла по вине водителя, создавшего помеху.

Пример из практики. В феврале 2018 суд г. Волгограда вынес решение по следующему делу: водитель автомобиля А, ехавший по главной дороге, чтобы уйти от столкновения с автомобилем В, водитель которого проигнорировал знак, обязывающий уступить дорогу, был вынужден перестроиться на вторую полосу, но не рассчитав расстояние, врезался в автомобиль С.

Сотрудники Госавтоинспекции, прибывшие на место происшествия, установили, что авария произошла по вине водителя, управляющего автомобилем В. Однако суд, изучив записи видеорегистратора с автомобиля С, решил, что виновником ДТП является водитель А и обязал его компенсировать ущерб владельцам транспортных средств, пострадавшим от его противоправных действий.

Если в результате ДТП погибает человек, то возбуждается уголовное дело по факту ДТП. Страховой полис ОСАГО в какой-то мере компенсирует расходы, связанные с кончиной пострадавшего, но зачастую родственники умершего обращаются в суд, чтобы взыскать в виновника ДТП компенсацию морального вреда в полном объеме.

В таких ситуациях без квалифицированной защиты по уголовным делам о дтп обойтись не получится.

Перечень услуг, предоставляемых уголовным адвокатом по делам о ДТП довольно внушительный:

  • консультации по всем вопросам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями;
  • изучение всех материалов уголовного дела по факту ДТП;
  • участие во всех процессуальных мероприятиях, в том числе на допросе;
  • разработка линии поведения, которой клиенту стоит придерживаться на всех стадиях судопроизводства;
  • проведение собственного независимого расследования, направленного на выяснение всех подробностей происшествия. Зачастую сведения, которые удается собрать адвокату, способны повлиять на смягчение наказания или квалификацию статьи, а в некоторых случаях и освободить субъекта от уголовного преследования;
  • обжалование действий, предпринимаемых сотрудниками правоохранительных органов и пр.

По завершении процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ, уголовное дело передается в суд, который основываясь на собранных материалах, принимает окончательное решение и избирает меру наказания виновнику ДТП. Уголовное дело в некоторых случаях может быть прекращено, вследствие недоказанности вины подозреваемого.

Если родственники пострадавшего или его наследники обращаются в суд с иском о компенсации морального или материального ущерба, то адвокат формирует линию защиты в рамках гражданского судопроизводства. Обычно подобные исковые заявления подаются в случаях, когда выплаченной страховки не хватает для покрытия причиненного ущерба.

В случае возникновения проблем с возмещением ущерба адвокат может выступать посредником в переговорах со страховой компанией.

Услуги адвоката необходимы не только виновнику ДТП. Уголовное дело ведь часто не возбуждается в силу определенных причин, в таком случае защитник требуется потерпевшей стороне, для проверки законности оснований, послуживших поводом для отказа в возбуждении уголовного дела по факту ДТП и привлечения виновника ДТП к уголовной ответственности.

Став виновником транспортного происшествия первым делом необходимо обратиться за помощью к опытному адвокату, он поможет сформировать комплексную защиту по уголовным делам о ДТП.

Для понимания сущности категории возмещения ущерба при ДТП необходимо разобраться с термином «ущерб».

Данное понятие законодательно не закреплено.

Вместе с тем, статья 15 Гражданского Кодекса РФ содержит определение термина «убытки».

Под убытками в гражданском законодательстве РФ понимается:

  • реальный ущерб, то есть утрата или повреждение имущества, принадлежащего конкретному лицу (повреждение транспортного средства или иного имущества, собственником которого является потерпевший).

    Например, к реальному ущербу относятся расходы на ремонт транспортного средства (затраты на запасные части и проведение ремонтных работ) и утрата товарной стоимости – УТС. Величина УТС отражает, насколько снизилась стоимость транспортного средства из-за ухудшения внешнего вида и эксплуатационных качеств, вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего за ним ремонтного воздействия.

  • упущенная выгода – совокупность неполученных доходов, которые лицо получило бы, при отсутствии нарушения его права, то есть если бы виновник происшествия не нарушил нормы ПДД РФ.

    Примером неполученных доходов могут быть отнесены убытки, связанные с простоем транспортного средства, используемого в коммерческих целях на ремонте после ДТП, неисполнение ранее заключенных контрактов по перевозке грузов или пассажиров, и т.д.

Возмещение ущерба при ДТП происходит в законодательно установленных рамках обязательств, вытекающих из причинения вреда.

Возмещение вреда, причиненного дорожным происшествием, является мерой гражданско-правовой ответственности лица, виновного лица. Правовой базой, регламентирующей вопросы возмещения вреда, являются Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Рассмотрим общие основания ответственности за причинение вреда (статья 1064 ГК РФ) и ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (статья 1079 ГК РФ).

Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причиненный вред.

Статья предусматривает:

  1. Вред, который причинен личности, то есть конкретному индивидууму, а также его имуществу, должен быть возмещен полностью лицом, причинившим его.

    Это правило распространяется также при причинении вреда имуществу юридического лица.

  2. Ответственность за причинение вреда может быть возложена законом на иное лицо, которое не является причинителем вреда.

    Например, закон «Об ОСАГО» возлагает на Страховщика обязанность возмещения вреда, причиненного Страхователем в период действия договора ОСАГО.

    Примером делегированной законом ответственности, является предусмотренная статьей 241 Трудового кодекса РФ ограниченная материальная ответственность работника и установленная статьей 1068 ГК РФ обязанность работодателя возместить вред, причиненный его работником третьим лицам в период исполнения им трудовых обязанностей.

  3. Ответственность наступает только за виновное причинение вреда.

    Если участник происшествия, которого обвинили в его совершении, докажет свою невиновность, то он освобождается от обязанности возмещения ущерба при ДТП.

    Статья в помощь:

    Как оспорить вину в дорожно–транспортном происшествии

  4. Наступление ответственности при отсутствии вины причинителя вреда возможно только в случаях, предусмотренных Законом.

    Примером ответственности «без вины» является причинение вреда владельцем источника повышенной опасности в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 1079 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля обязан произвести возмещение ущерба при ДТП, причиненного пешеходу (пассажиру), если причиной аварии явился внезапно возникший отказ системы управления транспортным средством. Для наступления ответственности не имеет значения тот факт, что автомобиль прошел обязательный технический осмотр и был исправен до аварии.

    Несмотря на то, что водитель не допустил со своей стороны нарушений норм ПДД РФ и правил эксплуатации транспортного средства, ответственность наступает по основанию, определенному статьей 1079 ГК РФ.

    Эксплуатация автомобиля является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а сам автомобиль представляет собой источник повышенной опасности.

Статья 1079 ГК РФ формулирует основания ответственности участников ДТП за причинение вреда при использовании источников повышенной опасности – транспортных средств.

Статья предусматривает:

  1. Ответственность наступает вне зависимости от вины владельца или собственника транспортного средства за причинение вреда окружающим: пешеходам, пассажирам, иным лицам, которым причинен вред.

    Ответственность «без вины» не наступает в случаях причинения вреда владельцам (собственникам) других транспортных средств, участвующих в происшествии.

  2. Если вред причинен при взаимодействии транспортных средств их собственникам, то возмещение ущерба при ДТП осуществляется по правилам статьи 1064 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля ХХХ, гражданин А, не выбрал безопасную скорость для движения, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не стравился с управлением и допустил столкновение с автомобилем УУУ под управлением гражданина Б. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда понесет водитель А, виновный в нарушении пункта 10.1 ПДД РФ.

  3. За вред, причиненный окружающим при взаимодействии источников повышенной опасности, наступает солидарная ответственность их владельцев (собственников).

    Нормы о солидарной ответственности содержатся в статье 322 – 326 ГК РФ. При солидарной ответственности, потерпевший может требовать возмещения причиненного вреда в полном объеме, от любого из водителей.

    Например, при столкновении автомобилей, в результате которого пострадали их пассажиры, отвечать будут оба водителя. Для пострадавших не будет иметь значения, по чьей вине произошло происшествие, предъявлять требования о возмещении вреда при ДТП можно к любому из водителей.

  4. Владелец (собственник) транспортного средства не подлежит ответственности, если докажет, что возникновение вреда обусловлено непреодолимой силой или умыслом потерпевшего.

    Ответственность за причиненный вред не наступает за действия самоубийц или при наступлении обстоятельств, не зависящих от воли владельца (собственника) транспортного средства.

  5. При рассмотрении судом дела о возмещении ущерба при ДТП, возможно полное или частичное освобождение владельца транспортного средства от ответственности при наличии оснований, указанных в пункте 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.

    В пункте 2 статьи 1083 ГК РФ речь идет о грубой неосторожности потерпевшего, которая повлияла на возникновение или увеличения размера причиненного вреда.

    При определении лица, подлежащего гражданско-правовой ответственности за причинение ущерба от дорожно-транспортного происшествия по основаниям, предусмотренным статьей 1079 ГК РФ, следует исходить из подтверждения законности основания владения, пользования, распоряжения источником повышенной опасности.

    Нередки случаи, когда лица, не являющиеся собственниками транспортных средств, управляют ими без надлежащего разрешения или оформления полномочий на право управления.

    Отсутствие путевого листа у водителя, просроченный договор аренды, самоуправное использование транспортного средства третьими лицами, дают основания для предъявления требований о возмещении ущерба при ДТП, к собственнику транспортного средства.

    Полноценную помощь в определении юридически значимых обстоятельств по вопросам возмещения ущерба при ДТП могут оказать только профессионалы – юристы, специализирующиеся на ведении дел данной категории.

    Уважаемые читатели, в статье мы рассмотрели часть большой темы «Возмещения ущерба при ДТП».

    В следующих статьях раздела мы продолжим исследование актуальных вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненного в ДТП.

    • Все о ДТП и автостраховании

    Рассмотрим, что стоит знать для взыскания средств за нанесение материального ущерба.

    Под упущенной выгодой стоит понимать неполученные средства, которые могли быть получены лицом при других обстоятельствах (если бы не произошло дорожно-транспортного происшествия).

    Размер такой выплаты не должен быть меньше доходов, которые лицо могло получить.

    Чтобы взыскать упущенную выгоду, истец должен представить доказательства того, что:

    • права были нарушены;
    • причинено убытки (и в каком размере);
    • существует причинно-следственная связь нарушения прав и убытков.

    Судебный процесс в таком случае будет достаточно продолжительным. Сложность вызвана необходимостью представить доказательства неполучения прибыли.

    Виновник обязан возмещать убытки, к которым относится и не полученная прибыль (ст. 1082 ГК, 15 ГК).

    Вы можете также взыскать средства за нанесение морального вреда.

    Для того необходимы выполнить такие условия:

    • устанавливается виновное в аварии лицо. Вызовите представителя ГИБДД, и он отразит все необходимые факты в документации;
    • подайте документацию на автомобильную техническую экспертизу, где будет определено серьезность повреждений и установлено стоимость восстановления;
    • вызовите скорую при наличии травм. Это будет доказательством того, что по вине второго участника ДТП нанесено ущерб здоровью;
    • соберите показания свидетелей;
    • сохраняйте все платежные документы, что подтвердят ваши расходы на лечение;
    • подайте иск, в котором опишите, какие моральные страдания у вас были после аварии;

    Сумму взыскания за моральный ущерб может определить только судья, и не во всех случаях требования истца удовлетворяются в полной мере. Величина такого ущерба будет определена с учетом доводов, которые представят стороны.

    В списке моральных страданий можно вписать то, что действия виновного лица негативно отражаются на психическом и физическом здоровье.

    После ДТП машина осматривается независимым техническим экспертом, который установит характер повреждений и определит стоимость ущерба. При этом специалист будет опираться на правила, что утверждены Банком РФ.

    Используется единая методика установления суммы расходов:

    1. Правила расчета величины затрат, необходимых для ремонта.
    2. Правила определения размера затрат на комплектующие и работу лица, которое займется восстановлением.
    3. Правила расчета цены годных остатков, если ТС полностью гибнет.
    4. Справочная информация о среднегодовом пробеге ТС.

    При определении величины страховой выплаты проводится судебная экспертиза. Если все правила будут соблюдены, судом выносится положительное решение об удовлетворении требований истца.

    То есть, если вы желаете взыскать сумму возмещения со страховой или физического лица, нужно обращаться в суд, где и будет установлено размер выплат.

    Как происходит взыскание страхового возмещения с виновника ДТП?

    Если вы являетесь потерпевшей стороной, вы можете:

    • попробовать договориться с виновником сами;
    • представить виновнику письменную претензию;
    • подать исковое заявление в суд.

    Для взыскания компенсационной выплаты с виновного лица через суд, представляют:

    • заключение эксперта;
    • справки о ДТП;
    • расчеты сумм.

    Далее ваше заявление будет принято и рассмотрено в судебном порядке. После вынесения решения вам будет выдан исполнительный лист, с которым необходимо отправиться в службу судебного пристава, которая займется исполнением решения суда.

    Не всегда дело может доходить до суда. Бывает, что участникам аварии удается договориться о добровольной выплате возмещения. Но и такие договоренности стоит отражать на бумаге.

    Если вы пишете претензию, укажите:

    • ваши требования;
    • даты, когда возмещение должно быть уплачено;
    • размер компенсации;
    • расчеты, которые являются обоснованными;
    • аргументы, почему виновник должен платить.

    Рассмотрим несколько ситуаций из судебной практики.

    В суд Омска обратился мужчина в отношении виновного лица в аварии, при которой умер его родственник. Компенсация за моральный ущерб – 500 тыс. (это заявленная сумма истцом). Суд не смог установить меньший размер.

    Дело в том, что при вынесении решений о размере морального ущерба (где есть гибель человека), почти всегда требования пострадавших удовлетворяются в полной мере.

    Водитель автомобиля совершил наезд на пешехода. В результате такого ДТП он был травмирован, и ему дана 2 группа инвалидности. Кроме того, пешеход утрачивает свою трудоспособность на 85%.

    В иске выражено требование взыскать с виновника пособие, которое будет выплачиваться каждый месяц, оплату за лечение, и возместить моральный вред в размере 10 тыс. судом такие требования были удовлетворены в полном объеме.

    При желании взыскать с виновного лица определенные средства помните, что суд обычно назначает сумму ниже заявленной в иске на 30 – 50%.

    Поэтому при обращении в уполномоченный орган потребуется основательная подготовка, если вы желаете выиграть дело. Если сомневаетесь в своих силах – воспользуйтесь услугами юриста.

    Моральный вред в законодательстве не имеет четко определенных границ. Наравне с ущербом или уроном потерпевшая сторона может испытывать душевные страдания, оценить которые в силах она сама. Дорожно-транспортные происшествия сопряжены с опасностью наступления неблагоприятных для жизни и здоровья последствий. Однако, суды учитывают, что нарушение порядка использования транспортных средств может повлечь не только физическую боль, но и нанести урон эмоциональному состоянию человека. Последний при этом должен представить доказательства морального вреда при ДТП. Исковое заявление по причине ДТП о возмещении материального ущерба и морального вреда может быть совмещено как в рамках уголовного дела (преступления), так и в процессе установления ответственности в административном порядке (правонарушения).

    В зависимости от последствий дорожно-транспортного происшествия, к виновнику может быть применена уголовная или административная ответственность. В любом случае, когда при ДТП имеется потерпевший (это может быть и водитель другого автомобиля, и пешеход), расценивается тяжесть материального вреда.

    Для того чтобы стать водителем автомобиля – источника повышенной опасности, гражданин проходит специальное теоретическое обучение и закрепление практических навыков по управлению и эксплуатации автомобиля или мототехники. Соответственно, садясь за руль, человек понимает, что может стать источником ущерба, если не будет соблюдать установленные правила.

    Покушение на жизнь и здоровье само по себе вселяет страх остаться инвалидом или вовсе утратить жизненно важные функции организма. Следует отметить, что ранее суды при рассмотрении дел о возмещении морального вреда не имели четкого алгоритма действий и в большинстве случаев руководствовались аналогичной судебной практикой. Но сегодня можно смело говорить о том, что наметилась тенденция здравого подхода к оценке расчета моральных страданий, сопоставляя с теми суммами, которые просит сам потерпевший в качестве компенсации.

    Возмещение ущерба при ДТП

    На сегодняшний день каждый автовладелец имеет полис страхования ОСАГО, согласно которому пострадавший имеет право получить страховое возмещение от страховой компании. Но в некоторых случаях обязанность по выплате компенсации возлагается непосредственно на виновника ДТП. Как показывает практика, взыскать ущерб с виновника аварии несложно, если имеют место следующие обстоятельства:

    • у виновника аварийной ситуации отсутствует действующий полис страхования, или же его срок действия на момент аварии исчерпан. В такой ситуации суд признает право пострадавшего требовать материальную компенсацию непосредственно с виновника ДТП;
    • если общая сумма ущерба превышает установленные законом максимальные пределы. Если в процессе судебного заседания будет выявлено, что сумма причиненного ущерба превышает лимит страхового возмещения по закону, то разница будет возложена на виновника аварии;
    • если автомобиль получил повреждения, не находясь в движении. Например, если машина стояла на стоянке, и в нее въехал другой автомобиль, то на его владельца будет возложена ответственность за компенсацию материального ущерба, поскольку в такой ситуации страховая компания платить откажется из-за того, что данный случай не попадает в категорию страхового;
    • если количество пострадавших превышает три и более человека. В такой ситуации лимит страховой выплаты увеличивается, однако, как показывает практика, даже этой суммы не хватает на выплату полноценной компенсации пострадавшим. В таком случае вся материальная ответственность будет переложена на виновника аварийной ситуации, который будет обязан возместить все расходы пострадавших в полном объеме за свой счет;
    • если в результате ДТП у пострадавшего были диагностированы проблемы со здоровьем, и затраты на лечение превышают страховой лимит.

    Возмещение ущерба при ДТП через суд при ОСАГО проводится в том случае, если не удается достигнуть консенсуса между сторонами дорожного конфликта. После обращения в суд, со страховой компании можно получить следующие виды денежной компенсации:

    • неустойка в размере 1% за каждый день просроченного страхового возмещения;
    • возмещение фактического вреда, причиненного автомобилю в результате ДТП;
    • моральная компенсация;
    • штрафные санкции в виде 0,05% за каждый день просрочки;
    • взыскание всех расходов, понесенных заявителем в результате инициации судебного рассмотрения.

    Стоит отметить, что страховые споры рассматриваются судами в соответствии с положениями Закона «О защите прав потребителей». Это помогло предоставить заявителям некоторые привилегии, среди которых:

    • отсутствие пошлины при открытии судебного производства;
    • возможность обращения в суд по месту жительства;
    • получение морального ущерба за некачественные услуги страховой компании;
    • взыскание дополнительных штрафных санкций.

    Стоит заметить, что при подаче иска, необходимо тщательно описать все повреждения, которые были получены автомобилем в результате дорожного столкновения. Если вы не знаете, как это сделать максимально правильно, то следует воспользоваться квалифицированной помощью автоюриста, который окажет серьезную помощь при составлении документации и подаче искового заявления.
    По закону, подавать иск необходимо основываясь на его итоговой стоимости. Если она не превышает отметку в 50 тыс. рублей, то иск направляется в мировой суд, если же итоговая цена выше — то заявление стоит отнести в районный суд.

    Страховые споры относят к делам повышенной сложности. И потому, если вы хотите, как можно быстрее разобраться с проблемой, то необходимо привлечь на свою сторону грамотного правоведа, который максимально защити ваши права и интересы.

    Любому пострадавшему от ДТП важно как можно скорее получить возмещение ущерба от неумелых действий виновной стороны, для этого в 2021 году законом предусмотрено несколько стандартных методов:

    • Попробовать обговорить с виновником ДТП натуральную компенсацию денежными средствами, а если достигнуто согласие, то оформить правоотношения в письменной форме. Здесь подразумевается подписание расписок о передаче/получении средств и отсутствии претензий со стороны потерпевшего лица.
    • На адрес постоянной регистрации виновника аварии направить заказное письмо с обоснованными претензиями. Определить в нем предельные сроки для исполнения своих обязанностей по компенсации вреда от ДТП, а по их истечению, если ответа не последует, направить исковые требования в суд.
    • Радикальный способ – обратиться за защитой своих интересов в судебный орган.

    Пока судебным органом не будет установлен истинный виновник аварии, ни о каких взысканиях ущерба речи не может идти. Протоколом только устанавливается факт допущенного лицом нарушения, а вину может признать только суд.

    После судебных разбирательств, выносится постановление, в нем определена степень ответственности и меры, применяемые во исполнение решения суда к стороне ответчика по иску. Это может быть как натуральная компенсация денежных средств, так и полная оплата сервисных работ по восстановлению автомобиля.

    В 2021 году судом дается 10 суток на подачу кассационной жалобы, если второй участник процесса не согласен с вынесенным решением. По истечении всех сроков на обжалование, решение вступает в законную силу, и только после этого можно начинать процедуру взыскания ущерба с виновника ДТП:

    • Если ответчик в добровольном порядке не спешит выплачивать причитающуюся сумму ущерба, то истец обращается в суд за возбуждением принудительного исполнительного производства по компенсации денежных средств.
    • Судебные приставы исполнители дают ответчику еще 10 суток на добровольное погашение долга, если этого не случается, то могут конфисковать часть личного имущества в счет покрытия долгов перед истцом. Но обычно выплаты компенсируются со всех видов заработка виновного лица в принудительном порядке.
    • Средства перечисляются на банковский счет, предварительного оговоренного в заявлении о возбуждении исполнительного производства.

    После исполнения судебного постановления о взыскании ущерба с виновника ДТП производство прекращается, и дело в отношении собственника виновного авто закрывается.

    В основном суды общей и надзорных инстанций защищают права страхователей, и выносят решения о выплате возмещений. Правда, если соблюдены все досудебные и судебные формальности.

    Но страховые компании часто выступают со встречными требованиями к виновнику происшествия, если он совершил правонарушения в нетрезвом или наркотическом состоянии (регресс).

    Также подобные требования может предъявить РСА, если он выплатил компенсацию пострадавшему гражданину, за виновное лицо, у которого отсутствовала обязательная страховка.

    Суды автоматически признают виновным водителя в ДТП в 2021 году, если будет установлено:

    • Отсутствие прав на управление авто, либо не сдавший экзамен на знание правил движения и вождения.
    • Удостоверение водителя выдано на другую категорию автомобилей.
    • К управлению допущен лишенный удостоверения водителя гражданин.

    В случае преднамеренного сокрытия с места происшествия, водитель также признается виновным.

    Суды всех инстанций отмечают, что если виновный не вписан в страховку, то к нему обязательно применяется встречный иск на возмещение убытков.

    Но вот в отношении конкретного лица, к которому можно применить взыскание (к собственнику или водителю управляющему авто в момент наезда) суды принимают порой противоречивые постановления.

    Все требования по взысканию ущерба с виновника ДТП в 2021 году могут быть удовлетворены, если будет установлено:

    • Все основания имеют законный характер.
    • Ущерб превышает оговоренную полисом сумму.
    • Затраты на полное восстановление авто превышают установленную Законом сумму.

    А для второй стороны есть несколько путей для отказа от покрытия ущерба:

    • Документально доказать, что предъявленные к нему требования незаконны.
    • Договориться о снижении конечной стоимости покрытия.

    Поэтому получить сполна причитающиеся средства от причинившего моральный или материальный вред гражданина вполне реально, но для этого потребуются юридические знания и время.

    Прежде чем выработать тактику: что делать, когда страховая подала в суд, давайте подробно разберем основные различия между типами заявленных исков.

    Понятие суброгации прописано в статье 965 Гражданского кодекса, согласно которой страховая компания имеет право требовать от виновников дорожно-транспортных происшествий компенсацию средств, выплаченных клиентам согласно договорам КАСКО или ОСАГО. Важно помнить, что по суброгационному иску размер взыскиваемого ущерба не может превышать суммы, которая была выплачена клиенту по страховому договору. Фактически суброгация – это переход права требовать компенсацию за причиненный материальный ущерб от страховой компании к виновнику ДТП. Поскольку размер заявленной в иске компенсации не может превышать фактических выплат страховой компании, на практике встречаются случаи, когда виновнику предъявляются сразу 2 иска. Один со стороны страховой, которая таким образом покрывает свои финансовые потери, а второй – со стороны пострадавшего, которому не хватило полученной компенсации для ремонта транспортного средства. По закону он может взыскать недостающую сумму с виновника.

    У суброгации есть одно ключевое отличие от регресса, которое связано с трактовкой исковой давности. Срок исковой давности по суброгации начинает отсчитываться с момента дорожно-транспортного происшествия. Что же касается регрессного иска, то срок исковой давности по нему начинает отсчитываться с момента совершения выплат со стороны страховой компании.

    Определение регресса вытекает из текста Федерального закона РФ № 40 в редакции 2002 года. Именно в этом нормативном акте установлена возможность регресса при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Регрессный иск оставляет за страховой компанией право заявить компенсацию материального ущерба в адрес виновника ДТП. Основа регресса – это замена ответственной стороны, которая и должна выплачивать компенсацию за причиненный вред. Это очень важный момент, в котором и заключается сущность подаваемых исковых заявлений. Право на регресс страховая компания получает лишь после того, если она компенсировала причиненный виновником ДТП вред в полном размере. Например, клиент застраховал автомобиль на 100 000 рублей, столько же и получил согласно полису КАСКО, но реальный размер ущерба согласно данным технической экспертизы составляет 250 тысяч. В таком случае регрессный иск со стороны страховой компании к виновнику невозможен.

    Существует еще нескольких обязательных требований, значительно ограничивающих возможности и права СК в области регресса:

    • Виновник дорожно-транспортного происшествия имел умысел на причинение вреда жизни, здоровью и имуществу клиента страховой компании. Логично предположить, что наличие такового умысла еще нужно постараться доказать.
    • Виновник ДТП осуществлял управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
    • Лицо, которое согласно расследованию ГИБДД, было признано виновником аварии, не имело права управления транспортным средством данной категории;
    • Виновник дорожно-транспортного происшествия скрылся с места аварии;

    Если за рулем автомобиля находилось другое лицо, гражданская автогражданская ответственность которого не застрахована по полису ОСАГО, право подать регрессный иск в суд также не возникает.

    Несмотря на то, что подобная ситуация является стрессовой для человека, который и так поучаствовал в аварии, необходимо сохранять спокойствие и рассудительность. Не совершайте поспешных действий и ни в коем случае не спешите идти на мировое соглашение. Для начала необходимо обратиться за консультацией к компетентному автомобильному юристу. Если после оценки ситуации он аргументирует, что выплачивать компенсацию добровольно до суда – единственно верный вариант, это всегда можно сделать. А до этого предпримите следующие действия:

    • Отправьте письменный запрос в суд, в который представители страховой компании отправили исковое заявление, и запросите копии материалов по делу. Лишь после анализа материалов дела опытным юристом можно определить, чего конкретно добивается страховая компания, есть ли у нее для этого достаточная доказательная база и правомерны ли вообще требования по компенсации выплаченного ущерба.
    • Сверьте копии документов, предоставленные страховой компанией для суда, и те материалы о ДТП, которые имеются у вас. Если при подробном сравнении обнаружатся даже мелкие несоответствия, квалифицированный адвокат легко вывернет ситуацию в вашу пользу и добьется отказа в удовлетворении иска.
    • Проверьте, не истек ли срок давности для предъявления требований по регрессу.
    • Свяжитесь с пострадавшей стороной и уточните, соответствует ли заявленный в исковом заявлении размер страховых выплат реальной компенсации. Напоминаем, что размер заявленных исковых требований не может превышать сумму, которая была реально выплачена потерпевшему в ДТП.
    • Проверьте достоверность приложенных документов на предмет мошеннических действий со стороны страховой компании. Особенно внимательно нужно относиться к результатам автотехнической экспертизы. Для гарантии воспользуйтесь помощью независимого эксперта.

    Что же касается мошенничества со стороны истца, то приведем классический пример, который до сих пор встречается в юридической практике. По документам, которые были выданы органами ГИБДД пострадавшему и виновнику в аварии, пострадала левая сторона автомобиля. В документах, представленных страховой компанией в суд, приводится перечень работ по ремонту и замене агрегатов, которые конструктивно располагаются с правой стороны автомобиля данной марки. Налицо введения суда в заблуждение. Опытный адвокат не только добьется отказа по подобному иску, но и попробует компенсировать причиненный вам моральный вред.

    Судебная практика показывает, что при грамотно выстроенной стратегии и глубоком анализе ситуации сократить размер обязательств вполне реально. Первый шаг на пути к успеху – доказать несоответствие между заявленной в иске компенсацией материального вреда и реальными страховыми выплатами. Помните, что вся коммуникация с судебными органами и иными инстанциями должна вестись только в письменной форме. Это поможет в будущем подтвердить, что вы действительно обращались в соответствующие организации. К составлению текста обращений также следует подходить крайне внимательно и обдуманно. Оптимальный вариант – доверить представление ваших интересов юристу. Составьте нотариально заверенную доверенность, по которой адвокат от вашего имени будет отправлять необходимые запросы.

    Что же касается проверки срока исковой давности, то практика показывает: если исковое заявление касается выплат, произведенным по полисам ОСАГО, то сроки обычно контролируются и соблюдаются. Стоит проверить другой момент: если речь идет о крупном дорожно-транспортном происшествии с большим количеством пострадавших, то не у всех участников ДТП могут оказаться действительные полисы обязательного страхования. Нередки случае, когда кто-то использовал фальсифицированный или просроченный полис, выплаты по которому не производились либо производились незаконно. А теперь страховая компания пытается компенсировать свои убытки за счет виновника аварии.

    При обращении в суд со встречным заявлением об уменьшении заявленного ущерба нужно подготовить следующий пакет документов:

    • Заключение от независимой экспертной организации;
    • Постановление от органов ГИБДД, согласно которому данный гражданин признан виновником ДТП;
    • Документальное подтверждение суброгации или регресса.

    Если приложенное извещение о ДТП или иные документы от ГИБДД содержат информацию, подтверждающую обоюдную вину сторон, то этот факт суд обязательно учтет при рассмотрении иска. Если вина каждого из водителей подтверждена документально, регрессный иск в полном объеме не может быть удовлетворен. Необходимо изучить степень вины каждого из участников, что позволяет суду пропорционально уменьшить размер материального ущерба. Это не единственный вариант защитить свои права и снизить финансовую нагрузку по иску:

    • В случае удовлетворения искового заявления виновник аварии может подать ходатайство о рассрочке платежей. Суд должен принять это во внимание и установить адекватный график выплат с учетом доходов и материального положения ответчика.
    • В некоторых ситуациях возможна отсрочка первого платежа на пару месяцев.
    • Если вы не можете компенсировать заявленный ущерб в установленный срок, документы направляются в службу судебных приставов. Принудительное удержание из заработка ответчика не может превышать 50 % от его ежемесячного дохода.

    Обращение за помощью к опытным адвокатам нашей компании поможет вам отклонить поданное исковое заявление, признав его ничтожным по причине нарушений или истечения срока давности. Даже если суд удовлетворит требования истца, можно постараться снизить размер выплат. В крайнем случае юрист может порекомендовать заключить мировое соглашение со страховой и не доводить дело до суда. Он возьмет на себя коммуникацию с представителями СК и поможет существенно уменьшить размер компенсации.

    Пожалуйста, включите JavaScript и перезагрузите страницу.

    Взыскание с виновника ДТП выплат в судебном порядке возможно только при наличии доказательств со стороны истца. Невозможно получить денежные средства, не имея на это оснований.

    Доказать причиненный моральный вред может быть достаточно сложно, поскольку его причина не всегда находится на поверхности. Наиболее просто доказывание вреда здоровью, когда имеются подтверждающие медицинские документы о степени вреда. С другой стороны, вред может быть причинен и менее явным способом: упущенная выгода, либо нарушение психики человека. В первом случае потребуется предоставить подтверждения фактов, что именно из-за аварии человек, например, лишился своей работы.

    Страдания или иные неблагоприятные последствия без причинения вреда здоровью доказываются гораздо сложнее. Психические расстройства могут быть различными. Иногда в результате аварии человек становится невменяемым, либо приобретает какое-либо психическое отклонение, что легко доказывается на основании заключения психиатра. Однако столь тяжкие последствия скорее исключение, чем правило, но никто не отменял менее серьезные последствия, которые, безусловно доставляют страдания. Например, после аварии человек не может спокойно спать на протяжении долгого времени.

    ВНИМАНИЕ !!! В некоторых случаях для подтверждения своего права требования необходимо проведение независимой экспертизы. Видов таких экспертиз большое количество и в большинстве случае они платные. В зависимости от обстоятельств произошедшего проверяются те или иные факты и в итоге выдается заключение.

    На основании этого документа можно требовать получение выплат. Однако стоит учитывать, что суд не обязан принимать такие решения и в таком случае никто не будет компенсировать затраченные средства.

    Помимо этого, ВС РФ разъяснил, что отсутствие факта причиненных нравственных или физических страданий не ограничивает право на подачу иска. Однако шанс на получение выплат в таком случае значительно ниже.

    Возмещение морального вреда может быть получено как в добровольном, так и в судебном порядке. В большинстве случаев назначение компенсации происходит именно в суде, поскольку довольно редко стороны способны достигнуть совместного соглашения между собой.

    Если получилось договорить без обращения в суд, обязательно составление расписки, либо иного документа, в котором будет отражен факт передачи денег именно в счет компенсации морального вреда. При этом получает должен согласиться с этой суммой и подтвердить, что она его устраивает. При отсутствии такого документа недобросовестный истец сможет повторно требовать уплаты денег, в то время как составленная расписка будет гарантией для плательщика.

    Даже если договориться самостоятельно не получилось, суд может учесть попытки плательщика компенсировать причиненный вред. В таком случае возможно снижение итогового размера назначенной выплаты.

    Существует мнение, что все выплаты можно требовать со страховой компании виновного лица. Это утверждение ошибочно, поскольку в законе содержится указание, что страхование гражданской авто ответственности в первую очередь направленно на возмещение и уплату имущественного ущерба. Моральный вред в эту категорию не входит, поэтому обязанность по его уплате полностью возлагается на водителя.

    Страховая компания должна обеспечить выплату средств в соответствии с заключенным договором. При этом размер выплат не может превышать 500 тысяч рублей. В некоторых случаях возможно предъявление регрессного иска от страховщика к виновнику аварии.

    Требования могут быть предъявлены как к физическому лицу, так и к юридическому. Определяющего значения это не имеет.

    Если достигнуть соглашения не получилось, получить выплату можно на основании судебного решения. Компенсации морального вреда является гражданским правоотношением. Рассмотрение дела может происходить отдельно, а может и в рамках уголовного дела, если в результате аварии был причинен как минимум тяжкий вред здоровью.

    Любой иск обязательно должен соответствовать определенным требованиям:
    • указание данных истца и ответчика, а также информации о судебной инстанции, куда подается иск;
    • основанная часть состоит из описания, которое максимально подробно рассказывает о произошедшем. Чем более подробно будет рассказано, тем лучше для самого истца. Можно указывать не только на подтверждённые факты, но и на внутренние переживания, зафиксировать которые практически невозможно. Например, когда в результате ДТП погиб близкий человек;
    • обязательно указание на конкретные нормы, на основании которых планируется взыскание причиненного ущерба. Не всегда возможно это сделать самостоятельно, поэтому может потребоваться помощь юриста;
    • заключительная часть содержит само требование о выплате конкретной суммы денег. Указать можно любую сумму, но суд вправе изменить ее с учетом обстоятельств дела.

    Подача иска облагается обязательной государственной пошлиной в размере 300 рублей.

    Уголовная ответственность за ДТП наступает только при наличии в действиях водителя вины, а также наступивших тяжких последствиях. Под такими последствиями понимается причинение тяжкого вреда здоровью как минимум. За смерть других лиц предусмотрена ужесточенная ответственность.

    ВНИМАНИЕ !!! Во время судопроизводства заинтересованная сторона вправе предъявить иск, который будет рассмотрен в рамках этого дела. При наступлении тяжких последствия размер компенсации значительно больше. В остальном компенсация мало чем отличается от обычного общего порядка.

    ДТП со смертельным исходом без вины водителя происходят крайне редко, поскольку водитель всегда несет повышенную ответственность. Такие ситуации возможны при явном умысле потерпевшего, когда водитель не имел возможности предотвратить наступление тяжких последствий.

    Судебные решения о возмещении материального ущерба от ДТП

    Взыскание с виновника судебная практика сумма может очень сильно варьироваться в зависимости от наступивших последствий. Однако можно точно говорить, что суды значительно снижают сумму первоначального иска. В среднем, за смерть человека выплачивается около полумиллиона рублей, однако недавно потерпевший смог отстоять свое право в ВС РФ и получить компенсацию в размере более 2 миллионов рублей.

    Взыскивать компенсацию с виновника можно после вынесения судом соответствующего решения.

    Для того чтобы отсудить законную компенсацию, потерпевший должен составить исковое заявление. Наличие в нём ошибок, влечёт за собой формальный отказ в рассмотрении дела.

    В исковом заявлении должна быть указана следующая информация:

    • данные сторон;
    • подробное описание обстоятельств ДТП;
    • описание нарушенных прав;
    • просьба о взыскании возмещения с ответчика;
    • сумма требуемой компенсации;
    • оплаченная госпошлина.

    Для возникновения права на компенсацию, необходимо доказать суду факт возникновения нематериального ущерба.

    Для этого необходимо установить совокупность следующих значимых обстоятельств:

    • существование прямой связи между дорожно-транспортным происшествием и наступлением негативных последствий;
    • установить, что потерпевший испытывает моральные страдания (нравственные или физические), причинённые действиями (бездействием) виновного.

    Судебная практика при компенсации морального вреда при ДТП показывает, что в качестве доказательства могут быть использованы следующие документы:

    1. Справка о нетрудоспособности.
    2. Экспертиза о психологическом состоянии пострадавшего.
    3. Выписки из медицинской карты о травмах, заболеваниях, в том числе носящих невралгический и психиатрический характер, наступивших в результате аварии.
    4. Больничный лист.
    5. Назначение инвалидности.

    На конкретных примерах, вступивших в законную силу постановлений по делам о возмещении морального вреда при ДТП, можно примерно рассчитать причитающуюся сумму компенсации.

    1. При повреждениях, носящих исключительно материальный характер, выплата составляет не больше 20 тыс. При аварии был повреждён новый автомобиль. Убытки по ремонту ТС были компенсированы в полном объёме страховой компанией. Истцом был подан иск о взыскании морального ущерба на сумму 50 тыс. рублей. Размер присуждённой компенсации составил 10 тыс. рублей.
    1. При лёгких травмах виновный выплатит компенсацию в пределах 30 тыс. рублей. Пешеход получил травму при переходе дороги по нерегулируемому переходу. Водитель из машины не вышел и с места аварии скрылся. Ущерб здоровью, квалифицирован, как травмы лёгкой степени. Сумма, которую пострадавший указал в качестве искомой составляет 35 тыс. рублей. После рассмотрения дела с учётом всех обстоятельств, размер компенсации был уменьшен до 25 тыс.рублей.
    1. Ущерб средней тяжести, возмещается в пределах до 100 тыс. рублей. Пострадавший подал иск на возмещение морального вреда при ДТП с суммой компенсации в 70 тыс. рублей. Телесные повреждения, были определены, как вред здоровью средней тяжести. Размер выплаты составил 50 тыс. рублей.
    1. Ущерб неимущественного характера, возникший вследствие тяжкого вреда здоровью, компенсируется в пределах 500 тыс. рублей. При наезде пешеходу был причинён существенный вред здоровью, повлёкший за собой временную потерю трудоспособности. Истец указал требуемую сумму морального ущерба – 500 тыс. рублей. Суд постановил возместить ущерб в сумме 200 тыс. рублей.
    1. Компенсационные выплаты при аварии со смертельным итогом, могут достигать полутора миллионов рублей.

    Предлагаем ознакомиться Защита прав потребителей в судебном порядке

    Родственники, погибшей просили взыскать с ответчика моральный ущерб в размере 5 млн рублей. С учётом всех значимых обстоятельств, требования истца признаны завышенными. Присуждённая компенсация составила 300 тыс. рублей.

    Добиться справедливой компенсации за нематериальный ущерб вполне реально. Для этого нужно уметь грамотно представлять свои интересы и знать основы законодательства. Лицам, не имеющим юридического образования и опыта ведения дел данной категории, рекомендуется обратиться за помощью в юридическую компанию.

    Сейчас все чаще люди обращаются в суд за возмещением вреда. Практика возмещения показывает, что часто потерпевшие оформляют несколько исков на компенсацию вреда, причиненного здоровью, жизни и имуществу.

    Обычно в удовлетворении их отказывают в том случае, если у потерпевшего все переживания связаны с причиненным имущественным ущербом. Помимо этого, в удовлетворении иска отказывают в том случае, если бумаги составлены с ошибками.

    Определение Новгородского районного суда

    Решение Свердловского районного суда Красноярска

    Апелляционное Определение Хабаровского краевого суда

    Таким образом, многие граждане крайне пренебрежительно относятся к возмещению морального вреда, полученного в ДТП. Однако такое поведение выбрано неправильно.

    Травмы, которые кажутся потерпевшему легкими и не компенсируются вовремя, часто приводят к тяжелым последствиям в будущем.

    Следует внимательно следить за своим здоровьем и отстаивать свои права в нужные жизненные моменты.

    Причиненные при страховой ситуации с ДТП моральные и физические страдания, нервный стресс, волнения в ходе процедур судебного разбирательства не проходят бесследно для организма любого человека, отражаясь на его самочувствии и работоспособности.
    Процедура получения компенсации за поврежденное транспортное средство имеет четкую схему, но взыскание морального ущерба с виновника ДТП намного меньше урегулировано законодательством, несмотря на свою значимость. Подобное состояние является источником множества конфликтов и противоречивых ситуаций между виновной и пострадавшей от ДТП сторонами.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]