Возмещение ущерба от ДТП в мировом суде

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение ущерба от ДТП в мировом суде». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

Возмещение ущерба после ДТП виновником: порядок, сроки, образец иска

Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.

Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:

  • непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
  • затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
  • упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.

Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.

Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.

Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.

Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.

Порядок взыскания с виновника ДТП

Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

  • ремонт и восстановление транспортного средства;
  • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
  • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
  • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
  • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
  • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:

  • получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
  • обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
  • проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
  • направление виновной стороне претензии.

Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:

  • сведения о виновной стороне как адресате документа;
  • обстоятельства ДТП;
  • описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
  • претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
  • подпись заявителя.

В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.

К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:

  • акт о наступлении страхового случая;
  • справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
  • другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.

Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.

Ни для кого не секрет, что страховая компания после ДТП возмещает ущерб только в пределах страховой суммы. Для полного возмещения причиненного вреда с виновника ДТП потерпевший вправе обратится в суд с требованием о взыскании помимо страхового еще и фактического размера ущерба.

Необходимость взыскания ущерба с виновника ДТП появляется, когда:

  • виновное лицо покинуло место ДТП
  • отсутствовали правоустанавливающие документы на транспортное средство у виновника ДТП
  • произошедшее ДТП выходит за рамки страховых случаев, при которых предусматривалась денежная компенсация по ОСАГО
  • потерпевшее лицо желает воспользоваться правом взыскать с виновника компенсацию морального вреда
  • произведенный подсчет размера ущерба составил больше допустимых лимитов автогражданской ответственности по ОСАГО (400 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда имуществу и 500 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда жизни и здоровью, также 25 тысяч для выплат на расходы погребения)
  • отсутствует договор страхования. Не все водители страхуют свою гражданскую ответственность на предмет причинения вреда и ездят без « страховки». А некоторые, умудряются оформить полис ОСАГО в «подворотне», то есть приобрести полис ОСАГО у недобросовестных продавцов, то есть поддельный. Тогда страховая компания отказывает в выплате
  • взыскание износа с виновника аварии. По ОСАГО страховое возмещение гражданин получит с учетом износа заменяемых деталей. Ему может быть выплачена небольшая сумма, если автомобиль « старый». Поэтому потерпевшая сторона вправе обратиться непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы.

Взыскание без учета износа с виновника

Обязательный характер соблюдения досудебного порядка подачи претензии виновнику ДТП законом не предусмотрен, в связи с этим данный документ является вариантом согласования компромиссов и уступок для решения спора до суда.

Потерпевшее лицо разрешая вопрос о возмещении вреда в результате ДТП может прибегнуть к составлению претензии в отношении виновника с целью договориться о возмещении компенсации (материального, морального) вреда в добровольном порядке, которое в последующем может быть урегулировано путем заключения соглашения между участниками ДТП или распиской виновного лица.

Зачастую бывают ситуации, когда добровольно виновник отказывается выплачивать причиненный ущерб, тогда предъявлением претензии необходимо побудить на это, а также проявить серьезность намерений обратится в суд в случае неудовлетворения требований, указанных в претензии.

Взыскание износа с виновника ДТП составляют следующие действия:

  1. правильное оформление ДТП в соответствии с Европротоколом или вызовом сотрудников ГИБДД, если причиненный ущерб превысил лимит, установленный автогражданской ответственностью
  2. обращение в страховую компанию (страховую компанию виновника) для получения страховой выплаты за причиненный ущерб в результате ДТП
  3. составление претензии в отношении виновного лица с указанием в приложениях копий документов подтверждающих факт ДТП, в следствии чего вручить нарочно другой стороне под роспись и штамп на Вашем экземпляре
  4. при отсутствии ответов на предъявленные Вами требования обратиться с исковым заявлением в суд

Возмещение ущерба при ДТП

При взыскании разницы между страховой выплатой и фактически причиненным ущербом в результате ДТП необходимо обращение в суд с исковым заявлением по месту жительства Ответчика в зависимости от предъявленной цены исковых требований:

  • Не превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в мировом суде
  • Превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в районном суде

Помимо возмещения материального вреда потерпевший имеет право также взыскать компенсацию морального вреда, утраченный заработок. Данная категория подразумевает оценочный критерий, который устанавливается судом с учетом всех предоставленных доказательств.

Обязательное страхование владельцев велотранспорта не подлежит по причине того, что велосипед не является источником повышенной опасности, в связи с этим ответственность виновника-велосипедиста наступает в соответствии с гражданским законодательством. Возмещение вреда осуществляется в судебном порядке.

Для привлечения к ответственности владельца велотранспорта необходимо установить степень виновности и наличие умысла действий, в следствии чего суд может освободить от ответственности частично или в полном объеме.

Если между виновником и потерпевшим в результате ДТП не было заключено мировое соглашение в судебном заседании и не удалось прийти к договоренности добровольно возместить понесенный ущерб, то в первую очередь необходимо после вынесения постановления получить и подать в службу судебных приставов по месту регистрации виновного лица исполнительный лист для возбуждения исполнительного производства.

Срок подачи исполнительного листа составляет три года со дня вступления решения суда в законную силу. Также исполнительное производство не будет прекращено до момента надлежащего исполнения обязательства виновника перед Вами.

Процедура действия исполнительного листа начинается в занесении должника в базу исполнительного производства, в последующем автоматически блокируются все банковские счета должника, направляется запрос в ИФНС и если есть информация о трудоустройстве, будет наложен арест на заработную плату и будет вычитаться до 50% в Вашу пользу, также должнику запрещается выезд за границу.

Ограничения, предусмотренные законодательством являются гарантом для восстановления нарушенных прав граждан.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Как правильно составить соглашение о примирении и возмещении ущерба

Возмещение вреда, причиненного дорожным происшествием, является мерой гражданско-правовой ответственности лица, виновного лица. Правовой базой, регламентирующей вопросы возмещения вреда, являются Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Рассмотрим общие основания ответственности за причинение вреда (статья 1064 ГК РФ) и ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (статья 1079 ГК РФ).

Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причиненный вред.

Статья предусматривает:

  1. Вред, который причинен личности, то есть конкретному индивидууму, а также его имуществу, должен быть возмещен полностью лицом, причинившим его.

    Это правило распространяется также при причинении вреда имуществу юридического лица.

  2. Ответственность за причинение вреда может быть возложена законом на иное лицо, которое не является причинителем вреда.

    Например, закон «Об ОСАГО» возлагает на Страховщика обязанность возмещения вреда, причиненного Страхователем в период действия договора ОСАГО.

    Примером делегированной законом ответственности, является предусмотренная статьей 241 Трудового кодекса РФ ограниченная материальная ответственность работника и установленная статьей 1068 ГК РФ обязанность работодателя возместить вред, причиненный его работником третьим лицам в период исполнения им трудовых обязанностей.

  3. Ответственность наступает только за виновное причинение вреда.

    Если участник происшествия, которого обвинили в его совершении, докажет свою невиновность, то он освобождается от обязанности возмещения ущерба при ДТП.

    Статья в помощь:

    Как оспорить вину в дорожно–транспортном происшествии

  4. Наступление ответственности при отсутствии вины причинителя вреда возможно только в случаях, предусмотренных Законом.

    Примером ответственности «без вины» является причинение вреда владельцем источника повышенной опасности в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 1079 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля обязан произвести возмещение ущерба при ДТП, причиненного пешеходу (пассажиру), если причиной аварии явился внезапно возникший отказ системы управления транспортным средством. Для наступления ответственности не имеет значения тот факт, что автомобиль прошел обязательный технический осмотр и был исправен до аварии.

    Несмотря на то, что водитель не допустил со своей стороны нарушений норм ПДД РФ и правил эксплуатации транспортного средства, ответственность наступает по основанию, определенному статьей 1079 ГК РФ.

    Эксплуатация автомобиля является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а сам автомобиль представляет собой источник повышенной опасности.

Статья 1079 ГК РФ формулирует основания ответственности участников ДТП за причинение вреда при использовании источников повышенной опасности – транспортных средств.

Статья предусматривает:

  1. Ответственность наступает вне зависимости от вины владельца или собственника транспортного средства за причинение вреда окружающим: пешеходам, пассажирам, иным лицам, которым причинен вред.

    Ответственность «без вины» не наступает в случаях причинения вреда владельцам (собственникам) других транспортных средств, участвующих в происшествии.

  2. Если вред причинен при взаимодействии транспортных средств их собственникам, то возмещение ущерба при ДТП осуществляется по правилам статьи 1064 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля ХХХ, гражданин А, не выбрал безопасную скорость для движения, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не стравился с управлением и допустил столкновение с автомобилем УУУ под управлением гражданина Б. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда понесет водитель А, виновный в нарушении пункта 10.1 ПДД РФ.

  3. За вред, причиненный окружающим при взаимодействии источников повышенной опасности, наступает солидарная ответственность их владельцев (собственников).

    Нормы о солидарной ответственности содержатся в статье 322 – 326 ГК РФ. При солидарной ответственности, потерпевший может требовать возмещения причиненного вреда в полном объеме, от любого из водителей.

    Например, при столкновении автомобилей, в результате которого пострадали их пассажиры, отвечать будут оба водителя. Для пострадавших не будет иметь значения, по чьей вине произошло происшествие, предъявлять требования о возмещении вреда при ДТП можно к любому из водителей.

  4. Владелец (собственник) транспортного средства не подлежит ответственности, если докажет, что возникновение вреда обусловлено непреодолимой силой или умыслом потерпевшего.

    Ответственность за причиненный вред не наступает за действия самоубийц или при наступлении обстоятельств, не зависящих от воли владельца (собственника) транспортного средства.

  5. При рассмотрении судом дела о возмещении ущерба при ДТП, возможно полное или частичное освобождение владельца транспортного средства от ответственности при наличии оснований, указанных в пункте 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.

    В пункте 2 статьи 1083 ГК РФ речь идет о грубой неосторожности потерпевшего, которая повлияла на возникновение или увеличения размера причиненного вреда.

    При определении лица, подлежащего гражданско-правовой ответственности за причинение ущерба от дорожно-транспортного происшествия по основаниям, предусмотренным статьей 1079 ГК РФ, следует исходить из подтверждения законности основания владения, пользования, распоряжения источником повышенной опасности.

    Нередки случаи, когда лица, не являющиеся собственниками транспортных средств, управляют ими без надлежащего разрешения или оформления полномочий на право управления.

    Отсутствие путевого листа у водителя, просроченный договор аренды, самоуправное использование транспортного средства третьими лицами, дают основания для предъявления требований о возмещении ущерба при ДТП, к собственнику транспортного средства.

    Полноценную помощь в определении юридически значимых обстоятельств по вопросам возмещения ущерба при ДТП могут оказать только профессионалы – юристы, специализирующиеся на ведении дел данной категории.

    Уважаемые читатели, в статье мы рассмотрели часть большой темы «Возмещения ущерба при ДТП».

    В следующих статьях раздела мы продолжим исследование актуальных вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненного в ДТП.

    • Все о ДТП и автостраховании

    Мировое соглашение о добровольной компенсации вреда – это своего рода договор, который заключается между виновником дорожно-транспортного происшествия и потерпевшим. В отличие от аналогичных документов, он носит характер судебного вердикта, а потому оспорить его можно только путем подачи апелляционной жалобы.

    Составляется подобный бланк исключительно в присутствии судьи, так как без его подписи заполненная обеими сторонами бумага не приобретет юридическую силу. А вот если соглашение будет заключено водителями до возбуждения судебного процесса, то его следует относить к совершенно другой категории договоров, которые поддаются дальнейшему обжалованию.

    Образец соглашения о добровольном возмещении ущерба при ДТП имеет весомое значение для виновной стороны дорожного конфликта. Поэтому просьба о его составлении от лица инициатора аварии чаще всего возникает при следующих обстоятельствах:

    • Автомобиль, которым был причинен материальный вред, не состоит на учете в страховой компании (ОСАГО или КАСКО);
    • Сумма восстановительных работ существенно превышает размер компенсации, выплаченной виновнику по полису СК;
    • Произошедшая авария не относится к списку рисковых ситуаций по автогражданке (потерпевшему причинен моральный ущерб, инициатор ДТП находился в нетрезвом состоянии и т. д.).

    Попросив пострадавшего водителя заключить договор о добровольном возмещении ущерба, виновник дорожно-транспортного происшествия покажет свое желание загладить вину. А это учтется ему в ходе судебного процесса с положительной стороны.

    Важно знать! Жертва ДТП оставит за собою право самостоятельно выбрать: соглашаться на просьбу второго участника конфликта или нет. Ведь для него такой шаг имеет свои последствия, о которых мы поговорим далее в статье.

    Образец соглашения о примирении сторон при ДТП имеет единую структуру, отклоняться от которой в ходе заполнения бланка строго запрещено. Также в договоре о добровольном возмещении вреда не допускаются ошибки и неактуальная информация, указанная любым из участников конфликта. При игнорировании данных требований составленная бумага попросту не сможет приобрести юридическую силу.

    Как уже было сказано ранее, мировое соглашение считается выгодным только для одной стороны дорожного конфликта – для инициатора аварии. А вот потерпевший с помощью такого документа отстоять свое право на компенсацию за полученный ущерб не сможет. Поэтому на практике водители чаще используют вариант с досудебным примирением, заверенным нотариально.

    Столкнувшись с недобросовестным автолюбителем, который решил не соблюдать условия мирового соглашения, пострадавшее лицо может воспользоваться одной хитростью, способной повысить его шансы на получение компенсации – направить досудебную претензию в адрес виновника ДТП. Таким образом жертва дорожно-транспортного происшествия инициирует новое разбирательство.

    Внимание! При его игнорировании потерпевший получает право на обращение в суд, но уже по другой статье (а именно: ст. 1064 ГК РФ).

    Причем такая манипуляция не запрещена с точки зрения действующего законодательства. Но знают о ней далеко не все автомобилисты, что повышает вероятность уклонения виновной стороны от ответственности за причиненные повреждения.

    В норме юридическая сила мирового соглашения теряется в том случае, если виновник аварии в полной мере выполнил свои обязательства перед пострадавшим участником конфликта. Но на практике действие такого договора может прерываться и раньше, но только при определенных условиях:

    • Инициатор дорожно-транспортного происшествия выплатил материальный ущерб до установленного периода;
    • Суд признал заключенный между водителями бланк недействительным;
    • Виновник ДТП умер.

    Иных обстоятельств для преждевременной аннуляции документа законодательство РФ не предусматривает.

    Возврат финансов, необходимых для восстановления как ТС, так и пострадавшего после ДТП возложен на страховую компанию, выдавшую полис ОСАГО виновнику происшествия.

    Суммы компенсации согласно ст.7 ФЗ №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности» довольно ограничены:
    1. До 500 тыс. при физическом вреде – повреждения, увечья, смерть.
    2. До 400 тыс. по имущественному фактору.
    Однако и эти суммы получить от страховщика подчас нелегко. Как правило, причинами отказа выступают:
    • пребывание в момент аварии виновного водителя в пьяном виде;
    • отсутствие водительских прав при себе;
    • совершение ДТП в период, не определенный страховым документом;
    • при совершении аварии при себе не было полиса;
    • окончание лицензии у учреждения.

    Перечисленные факторы не считаются легальными. В первых двух ситуациях компания возмещает расходы и впоследствии вправе обратиться в суд с встречным заявлением на виновника. При неимении документа на руках во время случившегося впоследствии устанавливаются необходимые сведения и производится выплата. По факту окончания разрешения на осуществление деятельности организацией все претензии принимает РСА (союз автомобильных страховщиков).

    При автомобильной аварии бремя компенсации ложится на водителя в следующих обстоятельствах:
    1. Объем суммы превышает установленный предел (тогда возврат производится по сумме разницы).
    2. Вред нанесен не в момент передвижения (неудачное открытие дверцы на стоянке).
    3. Моральный вред пострадавшим участникам.
    4. Отсутствие страховки (многие действительно пренебрегают установленным правилом. Так, судебные решения 2021 года без ОСАГО в очередной раз доказывают невыгодность неимения полиса вовсе. Исаева А. обратилась в суд с прошением о возмещении понесенных ею расходов с виновника автомобильной аварии Новикова. В 2021 году в 17.00 на трассе М4 произошло ДТП – форд врезался в другую иномарку. По факту была проведена экспертиза и установлено, что с учетом износа материальные затраты составят 200 тыс. рублей, однако истица в заявлении просила удовлетворить возмещение без учета износа. Суд постановил, что Новиков виновен в совершении деяния и понесет наказание в виде возврата средств заявительнице по фактам затрат на восстановление авто, оплату труда эксперта, а также судебные издержки.

    Возмещение материального ущерба, причиненного в ДТП, в судебном порядке

    Обращение за защитой нарушенных интересов в судебную инстанцию крайний выход из ситуации, поскольку потребует от участников немалых временных, материальных затрат, терпения и нервов. Лучше же все-таки заключить соглашение.

    Заявление в суд подается по месту проживания провинившегося индивида и обязательно производится оплата госпошлины, исходя из размера требований. В объем не включается сумма морального вреда, поскольку она устанавливается в ходе процесса служителем правосудия.

    Дело может быть разрешено в мировом суде при не превышении суммы претензии в 50 тыс. рублей. В остальных случаях первой инстанцией будет выступать районный судебный орган.

    ВНИМАНИЕ !!! Важно помнить, что предварительное заключение мирового соглашения не лишает прерогативы обращения в суд. Если какие-то выплаты виновным уже были произведены, то в его же интересах посетить заседание и предъявить расписки или выписки по факту банковского перевода, осуществленные в пользу потерпевшей стороны. Служитель Фемиды учтет уже возвращенные суммы и возможно выплачивать придется в меньшем объеме.

    Таким образом, если не получается возместить средства со страховой компании по тем или иным причинам, или возврату подлежала небольшая сумма, то остаток выплатит виновное в аварии лицо. Однако потерпевшему придется изрядно потратиться изначально, если не получается договориться мирно и вынуждены обращаться в суд.

    • Семейное право
    • Наследственное право
    • Земельное право
    • Трудовое право
    • Автомобильное право
    • Уголовное право
    • Недвижимость
    • Финансы
    • Налоги
    • Льготы
    • Ипотека

    Подобная вина устанавливается в случаях, когда оба участника происшествия нарушили какие-либо правила движения, что и стало причиной возникновения аварии. Различают два вида обоюдной вины:

    • равнозначная (50/50%). В таком случае ни один из участников не может рассчитывать на получение страховых выплат и ремонтируют все повреждения автомобиля за собственный счет;
    • неравнозначная (например, 70/30%). Водитель, степень вины которого меньше, может надеяться на компенсацию, но сумма ее будет значительно меньше.

    Практика показывает, что водители, признанные обоюдновиновными в совершении ДТП, в большинстве случаев вынуждены обращаться в суд, для определения степени вины каждого из них.

    Пример из практики. В январе 2018 года суд г. Санкт-Петербурга рассматривал дело, обстоятельства его таковы: произошло столкновение двух автомобилей, сотрудники ДПС, прибывшие на место аварии, вынесли постановление, из которого следует, что водитель, находившийся за рулем автомобиля А, двигался со значительным превышением скорости, а водитель автомобиля Б нарушал правила пересечения перекрестков.

    Было установлено, что происшествие совершено по обоюдной вине. Но гражданин, управлявший автомобилем А с подобным решением не соглашался, полагая, что его степень вины меньше и виновником ДТП является второй водитель, затруднивший проезд по перекрестку. Рассмотрев дело суд вынес решение об оставлении иска без удовлетворения, по причине того, что оба водителя имели возможность избежать столкновения, но не воспользовались ею, а, следовательно, степень вины у них равнозначна.

    ДТП признается бесконтактным в случаях, когда столкновение с транспортным средством, пешеходом или другим объектом происходит из-за действий водителя, создавшего помеху виновнику дорожно-транспортного происшествия. Подобные аварии должны оформляться сотрудниками ДПС, а в документах делается отметка о том, что авария произошла по вине водителя, создавшего помеху.

    Пример из практики. В феврале 2018 суд г. Волгограда вынес решение по следующему делу: водитель автомобиля А, ехавший по главной дороге, чтобы уйти от столкновения с автомобилем В, водитель которого проигнорировал знак, обязывающий уступить дорогу, был вынужден перестроиться на вторую полосу, но не рассчитав расстояние, врезался в автомобиль С.

    Сотрудники Госавтоинспекции, прибывшие на место происшествия, установили, что авария произошла по вине водителя, управляющего автомобилем В. Однако суд, изучив записи видеорегистратора с автомобиля С, решил, что виновником ДТП является водитель А и обязал его компенсировать ущерб владельцам транспортных средств, пострадавшим от его противоправных действий.

    Юридическая практика по уголовным делам по ДТП

    Если в результате ДТП погибает человек, то возбуждается уголовное дело по факту ДТП. Страховой полис ОСАГО в какой-то мере компенсирует расходы, связанные с кончиной пострадавшего, но зачастую родственники умершего обращаются в суд, чтобы взыскать в виновника ДТП компенсацию морального вреда в полном объеме.

    В таких ситуациях без квалифицированной защиты по уголовным делам о дтп обойтись не получится.

    Перечень услуг, предоставляемых уголовным адвокатом по делам о ДТП довольно внушительный:

    • консультации по всем вопросам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями;
    • изучение всех материалов уголовного дела по факту ДТП;
    • участие во всех процессуальных мероприятиях, в том числе на допросе;
    • разработка линии поведения, которой клиенту стоит придерживаться на всех стадиях судопроизводства;
    • проведение собственного независимого расследования, направленного на выяснение всех подробностей происшествия. Зачастую сведения, которые удается собрать адвокату, способны повлиять на смягчение наказания или квалификацию статьи, а в некоторых случаях и освободить субъекта от уголовного преследования;
    • обжалование действий, предпринимаемых сотрудниками правоохранительных органов и пр.

    По завершении процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ, уголовное дело передается в суд, который основываясь на собранных материалах, принимает окончательное решение и избирает меру наказания виновнику ДТП. Уголовное дело в некоторых случаях может быть прекращено, вследствие недоказанности вины подозреваемого.

    Если родственники пострадавшего или его наследники обращаются в суд с иском о компенсации морального или материального ущерба, то адвокат формирует линию защиты в рамках гражданского судопроизводства. Обычно подобные исковые заявления подаются в случаях, когда выплаченной страховки не хватает для покрытия причиненного ущерба.

    В случае возникновения проблем с возмещением ущерба адвокат может выступать посредником в переговорах со страховой компанией.

    Услуги адвоката необходимы не только виновнику ДТП. Уголовное дело ведь часто не возбуждается в силу определенных причин, в таком случае защитник требуется потерпевшей стороне, для проверки законности оснований, послуживших поводом для отказа в возбуждении уголовного дела по факту ДТП и привлечения виновника ДТП к уголовной ответственности.

    Став виновником транспортного происшествия первым делом необходимо обратиться за помощью к опытному адвокату, он поможет сформировать комплексную защиту по уголовным делам о ДТП.

    Возмещать причиненный ущерб, полученный в дорожной аварии — это обязанность страховой фирмы. Но и она может направить исковое заявление к виновнику дорожно-транспортного происшествия с требованием компенсировать ее издержки (регрессное требование). Например, в случае отсутствия у виновника ДТП действующей диагностической карты. Но делать она это должна уже после возмещения убытков пострадавшей стороне из собственных средств.

    Однако у человека, который пострадал в аварии, зачастую все же остается возможность направить иск на виновного водителя. В каких случаях?

    • компенсация, полученная от страховой фирмы, не возместила полностью полученный материальный ущерб;
    • пострадавшая сторона желает получить возмещение морального вреда;
    • у обоих водителей не оказалось действующих полисов ОСАГО (или без полиса был лишь виновник происшествия);
    • виновник аварии скрылся с места происшествия;
    • ДТП не было зарегистрировано сотрудником ГИБДД;
    • виновник усугубил свое положение тем, что в момент аварии находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

    Подавать исковое заявление можно только в том случае, если есть целый ряд документальных доказательств вины другого человека. Чтобы претензии в глазах судьи были полностью обоснованы, необходимо уже после аварии предпринять следующие действия:

    • вызвать на место ДТП дорожную полицию для составления протокола и документальной фиксации всех обстоятельств происшествия;
    • проследить, чтобы в протоколе были оставлены контактные данные виновника дорожно-транспортного происшествия и указаны дополнительные важные обстоятельства (к примеру, отсутствие у него страхового полиса);
    • при эвакуации автомобиля и при наличии других понесенных расходов необходимо собрать и сохранить все чеки и квитанции;
    • в течение следующих нескольких дней после аварии следует сделать автоэкспертизу полученных автомобилем повреждений.

    Судебный иск может быть составлен на листе бумаги от руки или напечатан на компьютере. Написать его самостоятельно может каждый человек, для этого не обязательно пользоваться помощью опытного юриста. Но необходимо соблюдать ряд правил и определенную последовательность изложения. В иске отображается:

    1. полные реквизиты судебного органа, в который подается заявление;
    2. реквизиты истца и ответчика, цена иска с подробными расчетами;
    3. название документа, посередине листа (например, «Иск о возмещении материального вреда с виновника ДТП»);
    4. основной текст заявления, в котором должны содержаться все данные об обстоятельствах дорожной аварии, о попытках досудебного урегулирования конфликта, требования истца;
    5. ссылки на статьи федеральных законов, Гражданского и Гражданского процессуального кодекса, которые подтверждают обоснованность требований истца, в том числе о взыскании с виновника аварии определенной денежной суммы;
    6. список документов, прилагаемых к иску, подпись и ее расшифровка, дата составления документа.

    Как подать в суд на виновника ДТП

    В Интернете часто можно встретить мнение, что виновника ДТП устанавливает только суд. Это не совсем верная информация. В гражданском судопроизводстве возможность подачи самостоятельного иска или заявления об установлении виновника аварии или степени вины того или иного лица отсутствует. Это прямо закреплено Постановлением Пленума ВС РФ от 29.01.2015 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

    Поэтому установление виновника ДТП входит в обязанности сотрудников ГИБДД. Прежде всего, о наличии вины свидетельствует привлечение соответствующего лица к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения по той или иной статье Кодекса об административных правонарушениях.

    В ситуации, когда водитель попал в ДТП, он обязан предпринять ряд мер для оформления аварии. Участники происшествия могут составить европротокол. Но такая возможность напрямую зависит (кроме других факторов, о которых мы проинформировали в соответствующей статье) от отсутствия между водителями разногласий по поводу того, кто виноват в аварии. То есть при оформлении аварии самостоятельно путем заполнения извещения о ДТП в идеале проблем с получением страховой выплаты возникнуть не должно. И это единственный случай, когда участники аварии могут сами договориться и решить, кто же виноват в происшествии.

    Стандартная процедура предполагает обращение к сотрудникам ГИБДД. И здесь могут возникнуть сложности. Не все действия водителя, которые привели к дорожно-транспортному происшествию, являются нарушением ПДД. Значит, на руки будет выдано определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Что делать дальше?

    Если дело подлежит передаче в суд или по подведомственности, то в результате рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение. Установление виновника ДТП в гражданском судопроизводстве Если виновник ДТП в силу каких-то обстоятельств так и не определен, то необходимо обратиться в суд для выяснения данного вопроса в гражданском процессе. Привлекать как ответчиков лучше не только предполагаемого виновника, но и страховую компанию.

    Сразу после факта ДТП водитель должен позаботиться о совершении действий, которые способствовали бы установлению виновника аварии. Особенно, если он не виноват. Желательно сразу найти свидетелей. Их данные вносятся в извещение о ДТП, также попросите их контактный телефон, сведения об адресе проживания. Чтобы сотрудники ГИБДД могли связаться с ними и опросить на предмет обстоятельств аварии.

    Свидетели могут откликнуться на объявление о розыске очевидцев происшествия. Не стоит пренебрегать такой возможностью. Сотрудники ГИБДД или суд обязаны в соответствии с ходатайством о вызове свидетелей приобщить их показания к делу и дать комментарии к ним при вынесении решения.

    Схема ДТП должна быть заполнена максимально полно и корректно. Если кто-то из водителей ведет себя некорректно, в т.ч. убрал машину с дороги до фиксации положения транспортных средств в момент аварии, вызывайте ГИБДД. Поведение водителя может быть расценено, как оставление места ДТП и свидетельствовать о вине в аварии.

    В некоторых случаях стоимость ремонта повреждений, полученных транспортным средством в дорожно-транспортном происшествии, превышает 400 тысяч рублей — максимальной выплаты, которую может перечислить страховая компания.

    В такой ситуации автомобилист имеет право обратиться в суд с иском об установлении виновника аварии и взыскании с него денежных средств для ремонта транспорта. Свидетельство о регистрации транспортного средства? Порядок подачи искового заявления в этом случае точно такой же, как и заявления на страховую компанию.

    Если же вина автомобилиста будет доказана, но он откажется компенсировать ущерб, пострадавший водитель может обратиться к судебным приставам.

    Вопреки существующему мнению, задача суда заключается не столько в установлении виновника дорожно-транспортного происшествия, сколько в возмещении причиненного в результате столкновения ущерба.

    Конечно же, судья примет во внимание все предоставленные ему доказательства, однако основной его задачей будет решить, насколько правомерные требования истца о возмещении ему материального ущерба.

    Образец иска об установлении вины участника дтп

    Все, что было описано выше – ситуация практически идеальная, когда сотрудники ГИБДД сработали своевременно и есть документ, подтверждающий наличие (отсутствие) вины в ДТП. Но жизненные обстоятельства могут внести свои коррективы. Что же делать, когда виновник ДТП не может быть установлен (никто правила не нарушал, истекли сроки привлечения к административной ответственности и т.п.).

    Во-первых, в любом случае потерпевший (кто себя таким считает) подает документы в страховую организацию при наличии ОСАГО. Если она откажет, подавайте претензию в страховую, жалобу на страховую компанию и иск о возмещении ущерба в ДТП. Ответчиками должны быть страховая и второй участник ДТП. И вот уже в рамках рассмотрения искового заявления установление виновника ДТП будет осуществлено судом.

    Выяснение причин ДТП и определение виновника необходимо для обеспечения цивилизованного общения между обеими сторонами. Это облегчит решение вопроса по компенсации нанесенных материальных потерь. Нередки ситуации, когда фактический виновник ДТП не признает своей вины и старается возложить всю ответственность за происшедшее на вас. В таком случае вам придется подавать иск об установлении виновника ДТП.

    Прежде чем выработать тактику: что делать, когда страховая подала в суд, давайте подробно разберем основные различия между типами заявленных исков.

    Понятие суброгации прописано в статье 965 Гражданского кодекса, согласно которой страховая компания имеет право требовать от виновников дорожно-транспортных происшествий компенсацию средств, выплаченных клиентам согласно договорам КАСКО или ОСАГО. Важно помнить, что по суброгационному иску размер взыскиваемого ущерба не может превышать суммы, которая была выплачена клиенту по страховому договору. Фактически суброгация – это переход права требовать компенсацию за причиненный материальный ущерб от страховой компании к виновнику ДТП. Поскольку размер заявленной в иске компенсации не может превышать фактических выплат страховой компании, на практике встречаются случаи, когда виновнику предъявляются сразу 2 иска. Один со стороны страховой, которая таким образом покрывает свои финансовые потери, а второй – со стороны пострадавшего, которому не хватило полученной компенсации для ремонта транспортного средства. По закону он может взыскать недостающую сумму с виновника.

    У суброгации есть одно ключевое отличие от регресса, которое связано с трактовкой исковой давности. Срок исковой давности по суброгации начинает отсчитываться с момента дорожно-транспортного происшествия. Что же касается регрессного иска, то срок исковой давности по нему начинает отсчитываться с момента совершения выплат со стороны страховой компании.

    Определение регресса вытекает из текста Федерального закона РФ № 40 в редакции 2002 года. Именно в этом нормативном акте установлена возможность регресса при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Регрессный иск оставляет за страховой компанией право заявить компенсацию материального ущерба в адрес виновника ДТП. Основа регресса – это замена ответственной стороны, которая и должна выплачивать компенсацию за причиненный вред. Это очень важный момент, в котором и заключается сущность подаваемых исковых заявлений. Право на регресс страховая компания получает лишь после того, если она компенсировала причиненный виновником ДТП вред в полном размере. Например, клиент застраховал автомобиль на 100 000 рублей, столько же и получил согласно полису КАСКО, но реальный размер ущерба согласно данным технической экспертизы составляет 250 тысяч. В таком случае регрессный иск со стороны страховой компании к виновнику невозможен.

    Существует еще нескольких обязательных требований, значительно ограничивающих возможности и права СК в области регресса:

    • Виновник дорожно-транспортного происшествия имел умысел на причинение вреда жизни, здоровью и имуществу клиента страховой компании. Логично предположить, что наличие такового умысла еще нужно постараться доказать.
    • Виновник ДТП осуществлял управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
    • Лицо, которое согласно расследованию ГИБДД, было признано виновником аварии, не имело права управления транспортным средством данной категории;
    • Виновник дорожно-транспортного происшествия скрылся с места аварии;

    Если за рулем автомобиля находилось другое лицо, гражданская автогражданская ответственность которого не застрахована по полису ОСАГО, право подать регрессный иск в суд также не возникает.

    Несмотря на то, что подобная ситуация является стрессовой для человека, который и так поучаствовал в аварии, необходимо сохранять спокойствие и рассудительность. Не совершайте поспешных действий и ни в коем случае не спешите идти на мировое соглашение. Для начала необходимо обратиться за консультацией к компетентному автомобильному юристу. Если после оценки ситуации он аргументирует, что выплачивать компенсацию добровольно до суда – единственно верный вариант, это всегда можно сделать. А до этого предпримите следующие действия:

    • Отправьте письменный запрос в суд, в который представители страховой компании отправили исковое заявление, и запросите копии материалов по делу. Лишь после анализа материалов дела опытным юристом можно определить, чего конкретно добивается страховая компания, есть ли у нее для этого достаточная доказательная база и правомерны ли вообще требования по компенсации выплаченного ущерба.
    • Сверьте копии документов, предоставленные страховой компанией для суда, и те материалы о ДТП, которые имеются у вас. Если при подробном сравнении обнаружатся даже мелкие несоответствия, квалифицированный адвокат легко вывернет ситуацию в вашу пользу и добьется отказа в удовлетворении иска.
    • Проверьте, не истек ли срок давности для предъявления требований по регрессу.
    • Свяжитесь с пострадавшей стороной и уточните, соответствует ли заявленный в исковом заявлении размер страховых выплат реальной компенсации. Напоминаем, что размер заявленных исковых требований не может превышать сумму, которая была реально выплачена потерпевшему в ДТП.
    • Проверьте достоверность приложенных документов на предмет мошеннических действий со стороны страховой компании. Особенно внимательно нужно относиться к результатам автотехнической экспертизы. Для гарантии воспользуйтесь помощью независимого эксперта.

    Что же касается мошенничества со стороны истца, то приведем классический пример, который до сих пор встречается в юридической практике. По документам, которые были выданы органами ГИБДД пострадавшему и виновнику в аварии, пострадала левая сторона автомобиля. В документах, представленных страховой компанией в суд, приводится перечень работ по ремонту и замене агрегатов, которые конструктивно располагаются с правой стороны автомобиля данной марки. Налицо введения суда в заблуждение. Опытный адвокат не только добьется отказа по подобному иску, но и попробует компенсировать причиненный вам моральный вред.

    Что делать, если страховая подает в суд на виновника ДТП?

    Правовой процесс в рамках дел, связанных с компенсацией ущерба при ДТП, начинается с того момента, когда произошло дорожно-транспортное происшествие. Данный процесс характеризуется индивидуальной логикой и структурой. Непосредственно возмещение полученного вреда является заключительным этапом правового процесса в рамках ДТП. Этап возмещения начинается с момента прохождения стадии взаимодействия между стороной и страховой компанией.

    В действительности ситуация выглядит следующим образом. При наличии страхового полиса у виновника ДТП обязательства по выплате компенсации пострадавшей в аварии стороне ложатся на страховую компанию. Однако здесь нужно помнить, что страховые компании предусматривают наличие определенного лимита по возмещению нанесенного потерпевшей стороне материального вреда. Этот лимит равен 400 тысячам рублей. Таким образом, в случае, когда общая сумма ущерба превышает установленный лимит, виновник ДТП обязан самостоятельно покрыть разницу.

    Подобные ситуации могут возникать по нескольким причинам. Общий список оснований для самостоятельного направления претензии виновнику дорожно-транспортного происшествия и выдвижения соответствующих требований о возмещении понесенных убытков включает в себя следующие обстоятельства:

    • Превышение общей суммы ущерба суммы, которая предусмотрена гражданской ответственностью виновной стороны в соответствии с условиями страхового полиса ОСАГО.
    • Отказ со стороны страховой компании в удовлетворении требований о возмещении понесенного потерпевшей стороной ущерба в полном объеме.
    • Отсутствие полиса ОСАГО или истечение срока его действия.

    На практике процесс возмещения нанесенного вреда выглядит следующим образом (для примера мы рассмотрим ситуацию, при которой у виновника имеется страховой полис). Независимая экспертиза показала, что общая сумма ущерба составила 190 тысяч рублей. В соответствии с договором страховая компания выполнила обязательства касаемо возмещения 80 тысяч рублей из этой суммы. Следовательно, выплата остатка в виде 110 тысяч рублей остается задачей виновника дорожно-транспортного происшествия. Это подкреплено статьями 1064 и 1072 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

    Следует отметить, что ситуации, в рамках которых страховая компания осуществляет возмещение лишь части рассчитанной суммы, очень распространены на сегодняшний день. Именно в этом и заключается сложность подобных дел. Потерпевшая сторона вынуждена тратить время и средства на направление претензии в адрес виновника ДТП. При этом чаще всего дело завершается судом.

    Обязательства компенсации понесенных материальных убытков в рамках дорожно-транспортного происшествия, в соответствии с действующим законодательством, ложатся на страховую компанию. Именно страховые компании страхуют гражданскую ответственность виновника и остальных участников аварии по закону. Аналогичным образом законодательство Российской Федерации регулирует и лимитирует суммы обязательных компенсаций:

    • Компенсации физического урона, полученного при дорожно-транспортном происшествии. Выплатами сопровождается получение увечий или травм, а также случаи летального исхода. Максимальная страховая сумма составляет 500 тысяч рублей.
    • Компенсации материальных убытков ограничиваются 400 тысячами рублей.

    Независимо от общего количества потерпевших участников аварии, каждый из них имеет право на компенсацию. При этом далеко не во всех случаях страховая компания готова в полной мере выполнять свои обязательства, поэтому предусматривается возможность отказа в осуществлении выплат. Основаниями для отказа могут быть следующие обстоятельства, помимо перечисленных ранее:

    • Если виновник ДТП находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения во время инцидента.
    • Если виновная сторона не имеет прав на осуществление управления транспортным средством.
    • Если момент происхождения дорожно-транспортного происшествия противоречит условиям договора.
    • Если страховая компания была лишена лицензии на осуществление страховой деятельности.

    Нужно отметить, что, несмотря на распространенность таких случаев, ни одно из перечисленных оснований не является правомерным. Согласно действующим законам страховая компания обязана возместить понесенный ущерб несмотря на отсутствие прав управления транспортным средством или состояние опьянения виновной стороны. После этого страховая компания может потребовать регрессии затрат у виновника происшествия в судах.

    Порядок действий при возмещении нанесенного потерпевшей стороне ущерба в рамках совершения ДТП предусматривает два пути решения проблемы:

    • Подача искового заявления на возмещение вреда в суд.
    • Составление и удовлетворение досудебной претензии.

    Обращение в суд с исковым заявлением после ДТП в целях компенсации понесенных убытков является категорической и крайней мерой решения сложившейся проблемы.

    На сегодняшний день каждый автовладелец имеет полис страхования ОСАГО, согласно которому пострадавший имеет право получить страховое возмещение от страховой компании. Но в некоторых случаях обязанность по выплате компенсации возлагается непосредственно на виновника ДТП. Как показывает практика, взыскать ущерб с виновника аварии несложно, если имеют место следующие обстоятельства:

    • у виновника аварийной ситуации отсутствует действующий полис страхования, или же его срок действия на момент аварии исчерпан. В такой ситуации суд признает право пострадавшего требовать материальную компенсацию непосредственно с виновника ДТП;
    • если общая сумма ущерба превышает установленные законом максимальные пределы. Если в процессе судебного заседания будет выявлено, что сумма причиненного ущерба превышает лимит страхового возмещения по закону, то разница будет возложена на виновника аварии;
    • если автомобиль получил повреждения, не находясь в движении. Например, если машина стояла на стоянке, и в нее въехал другой автомобиль, то на его владельца будет возложена ответственность за компенсацию материального ущерба, поскольку в такой ситуации страховая компания платить откажется из-за того, что данный случай не попадает в категорию страхового;
    • если количество пострадавших превышает три и более человека. В такой ситуации лимит страховой выплаты увеличивается, однако, как показывает практика, даже этой суммы не хватает на выплату полноценной компенсации пострадавшим. В таком случае вся материальная ответственность будет переложена на виновника аварийной ситуации, который будет обязан возместить все расходы пострадавших в полном объеме за свой счет;
    • если в результате ДТП у пострадавшего были диагностированы проблемы со здоровьем, и затраты на лечение превышают страховой лимит.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]