Обязательство о возмещении ущерба от ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательство о возмещении ущерба от ДТП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для понимания сущности категории возмещения ущерба при ДТП необходимо разобраться с термином «ущерб».

Данное понятие законодательно не закреплено.

Вместе с тем, статья 15 Гражданского Кодекса РФ содержит определение термина «убытки».

Под убытками в гражданском законодательстве РФ понимается:

  • реальный ущерб, то есть утрата или повреждение имущества, принадлежащего конкретному лицу (повреждение транспортного средства или иного имущества, собственником которого является потерпевший).

    Например, к реальному ущербу относятся расходы на ремонт транспортного средства (затраты на запасные части и проведение ремонтных работ) и утрата товарной стоимости – УТС. Величина УТС отражает, насколько снизилась стоимость транспортного средства из-за ухудшения внешнего вида и эксплуатационных качеств, вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего за ним ремонтного воздействия.

  • упущенная выгода – совокупность неполученных доходов, которые лицо получило бы, при отсутствии нарушения его права, то есть если бы виновник происшествия не нарушил нормы ПДД РФ.

    Примером неполученных доходов могут быть отнесены убытки, связанные с простоем транспортного средства, используемого в коммерческих целях на ремонте после ДТП, неисполнение ранее заключенных контрактов по перевозке грузов или пассажиров, и т.д.

Возмещение ущерба при ДТП происходит в законодательно установленных рамках обязательств, вытекающих из причинения вреда.

Возмещение ущерба при ДТП

Возмещение вреда, причиненного дорожным происшествием, является мерой гражданско-правовой ответственности лица, виновного лица. Правовой базой, регламентирующей вопросы возмещения вреда, являются Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Рассмотрим общие основания ответственности за причинение вреда (статья 1064 ГК РФ) и ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (статья 1079 ГК РФ).

Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причиненный вред.

Статья предусматривает:

  1. Вред, который причинен личности, то есть конкретному индивидууму, а также его имуществу, должен быть возмещен полностью лицом, причинившим его.

    Это правило распространяется также при причинении вреда имуществу юридического лица.

  2. Ответственность за причинение вреда может быть возложена законом на иное лицо, которое не является причинителем вреда.

    Например, закон «Об ОСАГО» возлагает на Страховщика обязанность возмещения вреда, причиненного Страхователем в период действия договора ОСАГО.

    Примером делегированной законом ответственности, является предусмотренная статьей 241 Трудового кодекса РФ ограниченная материальная ответственность работника и установленная статьей 1068 ГК РФ обязанность работодателя возместить вред, причиненный его работником третьим лицам в период исполнения им трудовых обязанностей.

  3. Ответственность наступает только за виновное причинение вреда.

    Если участник происшествия, которого обвинили в его совершении, докажет свою невиновность, то он освобождается от обязанности возмещения ущерба при ДТП.

    Статья в помощь:

    Как оспорить вину в дорожно–транспортном происшествии

  4. Наступление ответственности при отсутствии вины причинителя вреда возможно только в случаях, предусмотренных Законом.

    Примером ответственности «без вины» является причинение вреда владельцем источника повышенной опасности в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 1079 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля обязан произвести возмещение ущерба при ДТП, причиненного пешеходу (пассажиру), если причиной аварии явился внезапно возникший отказ системы управления транспортным средством. Для наступления ответственности не имеет значения тот факт, что автомобиль прошел обязательный технический осмотр и был исправен до аварии.

    Несмотря на то, что водитель не допустил со своей стороны нарушений норм ПДД РФ и правил эксплуатации транспортного средства, ответственность наступает по основанию, определенному статьей 1079 ГК РФ.

    Эксплуатация автомобиля является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а сам автомобиль представляет собой источник повышенной опасности.

Статья 1079 ГК РФ формулирует основания ответственности участников ДТП за причинение вреда при использовании источников повышенной опасности – транспортных средств.

Статья предусматривает:

  1. Ответственность наступает вне зависимости от вины владельца или собственника транспортного средства за причинение вреда окружающим: пешеходам, пассажирам, иным лицам, которым причинен вред.

    Ответственность «без вины» не наступает в случаях причинения вреда владельцам (собственникам) других транспортных средств, участвующих в происшествии.

  2. Если вред причинен при взаимодействии транспортных средств их собственникам, то возмещение ущерба при ДТП осуществляется по правилам статьи 1064 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля ХХХ, гражданин А, не выбрал безопасную скорость для движения, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не стравился с управлением и допустил столкновение с автомобилем УУУ под управлением гражданина Б. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда понесет водитель А, виновный в нарушении пункта 10.1 ПДД РФ.

  3. За вред, причиненный окружающим при взаимодействии источников повышенной опасности, наступает солидарная ответственность их владельцев (собственников).

    Нормы о солидарной ответственности содержатся в статье 322 – 326 ГК РФ. При солидарной ответственности, потерпевший может требовать возмещения причиненного вреда в полном объеме, от любого из водителей.

    Например, при столкновении автомобилей, в результате которого пострадали их пассажиры, отвечать будут оба водителя. Для пострадавших не будет иметь значения, по чьей вине произошло происшествие, предъявлять требования о возмещении вреда при ДТП можно к любому из водителей.

  4. Владелец (собственник) транспортного средства не подлежит ответственности, если докажет, что возникновение вреда обусловлено непреодолимой силой или умыслом потерпевшего.

    Ответственность за причиненный вред не наступает за действия самоубийц или при наступлении обстоятельств, не зависящих от воли владельца (собственника) транспортного средства.

  5. При рассмотрении судом дела о возмещении ущерба при ДТП, возможно полное или частичное освобождение владельца транспортного средства от ответственности при наличии оснований, указанных в пункте 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.

    В пункте 2 статьи 1083 ГК РФ речь идет о грубой неосторожности потерпевшего, которая повлияла на возникновение или увеличения размера причиненного вреда.

    При определении лица, подлежащего гражданско-правовой ответственности за причинение ущерба от дорожно-транспортного происшествия по основаниям, предусмотренным статьей 1079 ГК РФ, следует исходить из подтверждения законности основания владения, пользования, распоряжения источником повышенной опасности.

    Нередки случаи, когда лица, не являющиеся собственниками транспортных средств, управляют ими без надлежащего разрешения или оформления полномочий на право управления.

    Отсутствие путевого листа у водителя, просроченный договор аренды, самоуправное использование транспортного средства третьими лицами, дают основания для предъявления требований о возмещении ущерба при ДТП, к собственнику транспортного средства.

    Полноценную помощь в определении юридически значимых обстоятельств по вопросам возмещения ущерба при ДТП могут оказать только профессионалы – юристы, специализирующиеся на ведении дел данной категории.

    Уважаемые читатели, в статье мы рассмотрели часть большой темы «Возмещения ущерба при ДТП».

    В следующих статьях раздела мы продолжим исследование актуальных вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненного в ДТП.

    • Все о ДТП и автостраховании

    Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

    Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.

    Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:

    • непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
    • затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
    • упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.

    Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.

    Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.

    Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.

    Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.

    Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.

    Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.

    Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.

    Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:

    • величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
    • виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
    • обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
    • потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.

    Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

    Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

    • ремонт и восстановление транспортного средства;
    • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
    • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
    • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
    • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
    • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

    После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

    Соглашение о возмещении ущерба при дтп

    Отсутствие действующей страховки у одного из водителей – причина мирного урегулирования конфликта без участия инспектора ГИБДД. Автовладелец, виновный в аварии, может возместить ущерб без подтверждения происшествия. При переводе денежных средств на месте столкновения каждый участник инцидента оформляет документ о передаче или получении компенсации.

    Участники аварии вправе не вызывать сотрудника ГИБДД и документально не фиксировать факт столкновения. Отсутствие пострадавших, серьезных повреждений транспортных средств, добровольное признание вины одного из автовладельцев – условия составления по образцу расписки при ДТП «претензий не имею».

    Важно знать! Словесная договоренность не является подтверждением мирного урегулирования конфликта. При отсутствии заполненного бланка один из участников аварии впоследствии может сообщить о дорожном происшествии в ГИБДД для проведения судебного разбирательства за оставление места ДТП другим водителем и для возмещения ущерба с нарушителя.

    Участники дорожного происшествия при наличии действующих полисов ОСАГО могут составить Европротокол для получения компенсации со страховых компаний. Существенные минусы – повышение коэффициента скидки за безаварийную езду, начисление недостаточной суммы для проведения ремонтных работ. Водители вправе самостоятельно урегулировать вопрос о размере ущерба, способе перечисления денег.

    Важно знать! Компенсация может быть предоставлена на месте столкновения или через время, определенное сторонами. Сумма взыскания с виновного автовладельца высчитывается после визуальной оценки повреждений транспортного средства.

    Устные договоренности должны отражаться в письменном виде. В случае невыполнения обязательств одним из водителей без расписки в судебном порядке невозможно доказать неправомерность действий со стороны другого участника дорожного происшествия.

    Основная ошибка при составлении документа – краткое изложение событий. Для подтверждения вины нарушителя в бланке указываются обстоятельства, причины аварийной ситуации, полученные повреждения.

    Как правильно написать расписку об отсутствии претензий при ДТП

    Правильно составленная расписка обладает юридической силой. Документ в суде является доказательством обстоятельств происшествия, признания вины, мирного урегулирования конфликта или выплаты компенсации. Существуют риски при заполнении бумаг на месте аварийной ситуации:

    • предоставление доказательств оформления расписки при отсутствии дополнительных подтверждений обстоятельств инцидента (свидетельских показаний, фотоматериалов, видеосъемки);
    • возникновение разногласий при определении величины ущерба;
    • несоразмерность суммы компенсации полученным повреждениям;
    • неправильное определение причин столкновения, виновника ДТП.

    Вполне вероятно, что если расписка составлена обычным водителем без юридического образования, то в ней могут быть неточности или небольшие ошибки. А в будущем из-за этого может быть даже активировано разбирательство в судебном органе, и документ может быть признан недействительным.

    Чтобы снизить риск возникновения подобной ситуации к минимуму, рекомендуется разобраться во всех существующих видах расписок и научиться составлять эту бумагу грамотно. Причем это касается даже очень бдительных водителей, соблюдающих все правила ПДД, ведь никто не застрахован от риска попадания в аварию.

    1. О возмещении ущерба. При обращении в страховое учреждение за возмещением ущерба, повышается КМБ. Во избежание этого стороны ДТП могут самостоятельно определиться с суммой ремонта авто и добровольно выплатить ее. Деньги могут быть переданы сразу, а может через время. Расписка дает гарантию, что человек обязуется покрыть материальный ущерб. Но в этой ситуации нужно понимать, что очень тяжело визуально определить, на какую сумму выйдет восстановление машины. Отказавшись от вызова ГАИ ГИБДД, отмотать ситуацию обратно для получения денег в большем размере уже не получится.
    2. Об отсутствии претензий. Она составляется, если ни одна, ни вторая сторона аварийного происшествия не выдвигает друг к другу претензии. Важно, чтобы по итогу ДТП не было травмированных или погибших, и машины были не сильно повреждены. Страховая компания на основании расписки, конечно же, не предоставит никаких выплат. Бумага выступит доказательством невиновности, если работники ГАИ ГИБДД каким-то образом зафиксируют аварию.
    3. О ремонте. Стороны инцидента на дороге могут прийти к решению о выплате возмещения ущерба по частям или через какое-то время, если виновник без денег. Причем вместо передачи средств, может быть просто оплачен ремонт ТС по факту его завершения. Если потерпевшая сторона согласна с таким выходом из ситуации, то пишется расписка. В ней отражается временной промежуток, когда должны быть выполнены ремонтные работы, а также нанесенные ТС увечья. Без привлечение эксперта предусмотреть все конечно сложно, так как владелец авто может выдать старые повреждения за новые. Сторонами обсуждается сумма компенсации и тоже отражается на бумаге. В будущем изменить эту величину уже не получится. Машина должна быть починена в конкретный предусмотренный период. Если виновник пренебрежет этим правилом, то пострадавший направит исковое заявление в суд для получения компенсации и дополнительно неустойки, которая взимается за каждые сутки просрочки.

    На законодательном уровне установлено, что водители, ставшие участниками инцидента на дороге, не обязаны передавать информацию о происшествии в полицию. Предусмотрено это статьей 2.6.1 ПДД РФ.

    Они могут покинуть место аварии и отказаться от оформления соответствующих бумаг, если нет пострадавших людей или имущества и бумаги, доказывающие факт свершения ДТП им не нужны.

    Если цель создания расписки – подтверждение факта выплаты компенсации, то кроме стандартного текста еще нужно прописать в ней размер денежного платежа, который уже выплачен или будет предоставлен позже виновником инцидента на дороге. Кроме цифрового значения рекомендуется еще прописать сумму прописью.

    Валюта одна – только рубль. Еще отражается факт, из-за которого возникла необходимость осуществления выплаты.

    Например, серьезные поломки с автомобилем.

    Возмещение материального ущерба, причиненного в ДТП, в судебном порядке

    Если участники решили вопрос выплатой ущерба на месте, расписка тем более необходима. Она составляется либо с обеих сторон и удостоверяется подписями, либо её пишет пострадавшая сторона, получившая выплату, о том, что ущерб возмещен и претензий к виновнику нет, удостоверяет её своей подписью.

    Для большей безопасности рекомендуется писать расписки с обеих сторон, виновник аварии должен написать, что добровольно выплатил средства для покрытия ущерба.

    Если участники ДТП договорились, что деньги за ущерб будут выплачены виновником позже к составлению документа нужно подходить особенно тщательно. В таком случае проверка паспортных и контактных данных просто необходима.

    Внимательно перепишите адрес регистрации, иначе, при судебном или досудебном решении конфликта, некуда будет высылать запросы. В случае, если сумма ущерба достаточно велика, лучше подстраховаться и оформить бумагу у нотариуса.

    Нет регламентированной формы подобного документа. Он составляется в свободной форме, однако есть примерный план составления.

    2 Дата и место составления документа (перекресток таких-то улиц, вблизи дома №. по такой-то улице, N-ый километр такого-то шоссе, N-ый км внутреннего/внешнего радиуса КАД);

    ФИО, паспортные данные, место регистрации и проживания обоих участников, телефонные номера, государственные номера и модели автомобилей;

    Способ урегулирования конфликта (выплата наличными средствами, переводом на счет пострадавшего, прочее).

    Подписи сторон с расшифровкой (подпись как в паспорте);

    Подписи и данные свидетелей (при наличии таковых).

    Правильно составленная расписка может пояснить обстоятельства аварии. Кроме того является подтверждением, что нарушитель признал себя виновным, дает возможность урегулировать вопрос о денежной компенсации ущерба.

    • из-за отсутствия подробной информации о происшествии придется доказывать обстоятельства иным путем;
    • если не указаны условия возмещения ущерба, срок передачи денег после ремонта, то могут возникнуть сложности при оспаривании в суде;
    • в суде сложно будет оспорить размер денежной компенсации, если реальный ущерб не соответствует тому, что указано в бланке.
    • если виновник происшествия будет установлен неправильно, то невиновному человеку придется отвечать по обязательствам.

    Чтобы избежать возможных неприятностей используйте несколько советов:

    • заполнить документ без ошибок, скрепить его подписями свидетелей и видеосъемкой;
    • при необходимости воспользоваться квалифицированной юридической помощью;
    • привлечь независимых экспертов, чтобы зафиксировать реального нарушителя и фактическую сумму нанесенного урона.

    Перед оформлением расписки удостоверьтесь, что все документы принадлежат одному человеку: паспорт гражданина соответствует информации, указанной в водительском удостоверении и что именно он является собственником автомобиля. Это поможет избежать неприятностей, если виновник откажется от выполнения своих обязательств.

    К положительным моментам относятся:

    • процесс оформления пройдет быстрее, так как не придется дожидаться инспекторов ГИБДД;
    • не отразится на репутации водителя, так как в базе страховщика информация об аварии будет отсутствовать;
    • не понадобится ждать решения страховой компании по выплате денег;
    • не требуется собирать множество бумаг для оформления, достаточно одной расписки;
    • при нарушении одним из водителей ПДД, есть возможность избежать административной ответственности.

    Такой удачный расклад устраивает всех участников происшествия, и граждане заключают соглашение для скорейшего урегулирования спорного вопроса.

    На практике уже много раз доказано, что расписка об отсутствии претензий это не обычная бумажка, и она имеет юридическую силу. Но ни в одном законодательном акте не указано, как правильно ее составлять. Человек может написать ее так, как посчитает нужным, и она в любом случае примется, как доказательство в суде.
    Справка! Рекомендуется ный правильный образец и все время возить его с собой в машине, чтобы при необходимости им воспользоваться и спокойно, без нервов просто переписать или заполнить, а не впопыхах сочинять текст. Документ юридически силен только в том случае, если в нем отражены данные из паспортов участников инцидента на дороге и место, где все случилось.
    Обратите внимание на то, что рекомендуют юристы:

    1. Пишите текст только собственноручно, а не диктуйте кому-то, чтоб он записывал и не гелевой, а только шариковой ручкой. Если дойдет до экспертизы почерка, то легко будет определено, что писали расписку не вы.
    2. Наиболее точно и подробно опишите инцидент на дороге.
    3. Прописывайте все суммы не только цифрами, но и буквами.
    4. Указывайте всегда полные реквизиты сторон участников ДТП.

    Помните! При создании расписки, человек должен быть трезвым, в ясной памяти и твердом уме. Не всем известно, что если расписку составляет человек старше 65 лет, то на ней должен поставить подпись еще и психиатр. Это докажет его вменяемость.

    Расписка всегда составляется в двух экземплярах и обязательно заверяется подписями. Для дополнительной защиты можно привлечь свидетелей и попросить их тоже поставить на ней подписи или зафиксировать составление документа на видео.

    Идти с распиской к нотариусу не обязательно. Это можно сделать только по собственному желанию.

    Как написать расписку при ДТП об отсутствии претензий — образец оформления

    Вполне вероятно, что если расписка составлена обычным водителем без юридического образования, то в ней могут быть неточности или небольшие ошибки. А в будущем из-за этого может быть даже активировано разбирательство в судебном органе, и документ может быть признан недействительным. Чтобы снизить риск возникновения подобной ситуации к минимуму, рекомендуется разобраться во всех существующих видах расписок и научиться составлять эту бумагу грамотно. Причем это касается даже очень бдительных водителей, соблюдающих все правила ПДД, ведь никто не застрахован от риска попадания в аварию.

    Расписки бывают:

    1. О возмещении ущерба. При обращении в страховое учреждение за возмещением ущерба, повышается КМБ. Во избежание этого стороны ДТП могут самостоятельно определиться с суммой ремонта авто и добровольно выплатить ее. Деньги могут быть переданы сразу, а может через время. Расписка дает гарантию, что человек обязуется покрыть материальный ущерб. Но в этой ситуации нужно понимать, что очень тяжело визуально определить, на какую сумму выйдет восстановление машины. Отказавшись от вызова ГАИ ГИБДД, отмотать ситуацию обратно для получения денег в большем размере уже не получится.
    2. Об отсутствии претензий. Она составляется, если ни одна, ни вторая сторона аварийного происшествия не выдвигает друг к другу претензии. Важно, чтобы по итогу ДТП не было травмированных или погибших, и машины были не сильно повреждены. Страховая компания на основании расписки, конечно же, не предоставит никаких выплат. Бумага выступит доказательством невиновности, если работники ГАИ ГИБДД каким-то образом зафиксируют аварию.
    3. О ремонте. Стороны инцидента на дороге могут прийти к решению о выплате возмещения ущерба по частям или через какое-то время, если виновник без денег. Причем вместо передачи средств, может быть просто оплачен ремонт ТС по факту его завершения. Если потерпевшая сторона согласна с таким выходом из ситуации, то пишется расписка. В ней отражается временной промежуток, когда должны быть выполнены ремонтные работы, а также нанесенные ТС увечья. Без привлечение эксперта предусмотреть все конечно сложно, так как владелец авто может выдать старые повреждения за новые. Сторонами обсуждается сумма компенсации и тоже отражается на бумаге. В будущем изменить эту величину уже не получится. Машина должна быть починена в конкретный предусмотренный период. Если виновник пренебрежет этим правилом, то пострадавший направит исковое заявление в суд для получения компенсации и дополнительно неустойки, которая взимается за каждые сутки просрочки.

    В настоящее время по поводу официальных расписок, оформляемых при ДТП, возникает немало спорных вопросов. Причина в том, что процесс написания расписки и ее роль в законодательства освещается довольно скупо.

    В законодательстве обозначена просто допустимость формирования данного документа, но та или иная унифицированная форма подобного документа полностью отсутствует.

    Именно по этой причине рекомендуется заранее решить вопрос с наличием специального образца или бланка. При возникновении сложной ситуации на трассе, водителю останется только проставить нужную сумму и реквизиты.

    В расписке о возмещении ущерба или о подтверждении фактора отсутствия претензий должна содержаться максимально подробная информация, связанная с аварией. Чем большее количество фактов будет описано, тем лучше.

    Причина такого подробного описания аварийной ситуации основана на желании и стремлении возникновения судебных разбирательств. Это правило распространяется на все виды и категории расписок.

    Если водитель, виновный в аварии непосредственно на месте оплатил ущерб, ему также придется взять расписку относительно того, что сумма ущерба была уплачена и потерпевший не имеет претензий. Это позволит избежать определенных неприятностей и сложностей.

    Если водитель перед ДТП управлял своим транспортным средством максимально осторожно, ему потребуется обязательно предварительно изучить вопрос, как должна правильно писаться расписка, вне зависимости от сложившейся ситуации.

    Четкого регламента по составлению такой расписки не существует. Несмотря на свободную форму, примерный план образца выглядит следующим образом:

    1. в верхней части укажите название «Расписка»;
    2. далее вписываются дата и место аварии (это может быть пересечение улиц, дорог, ориентирование по номеру дома, определенный километр трассы и т.д.).

    В основной части документа напишите:

    • паспортные данные всех водителей-участников ДТП, их места проживания и регистрации;
    • государственные номера и модели транспорта;
    • контактные номера участников;
    • обстоятельства, при которых произошла авария;
    • способ разрешения конфликтной ситуации (наличный расчет на месте, банковский перевод и т.д.).

    Важно: в расписке в обязательном порядке проставляются подписи каждой из сторон, а также свидетелей (если последние присутствовали при составлении документа).

    Расписка крайне необходима, когда участники ДТП решают вопрос о компенсации ущерба на месте. Документ составляется или с каждой стороны и удостоверяется личными подписями, или только пострадавшим, получившим выплату. Этим подтверждается факт того, что ущерб возмещен, а претензии к виновнику аварии отсутствуют. Чтобы максимально обезопасить себя, юристы рекомендуют составлять расписки с каждой стороны. В таком случае виновник указывает, что средства для покрытия ущерба он передавал добровольно.

    Совет: если на месте аварии расчет произвести невозможно и участники договариваются о том, что виновник сделает это позже, к составлению расписки нужно подходить особенно внимательно.

    Расписка при ДТП “претензий не имею”: образец 2020 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

    председательствующего Фролкиной С.В.,

    судей Гуляевой Г.А., Жубрина М.А.

    рассмотрела в открытом судебном заседании 13 января 2020 г. кассационную жалобу Иванова Юрия Александровича на решение Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 октября 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 апреля 2019 г.

    по делу N 2-4750/18 Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга по иску общества с ограниченной ответственностью «СПб-ТРАНС» к Иванову Юрию Александровичу о возмещении ущерба в порядке регресса.

    Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав возражения на кассационную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «СПб-ТРАНС» по доверенности Одинцова Ю.С.,

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

    установила:

    общество с ограниченной ответственностью «СПб-ТРАНС» (далее также — ООО «СПб-ТРАНС», Общество) через представителя по доверенности Цыганкова А.В. обратилось 14 февраля 2018 г. в суд с иском к Иванову Юрию Александровичу о возмещении ущерба в порядке регресса, взыскании расходов на оплату государственной пошлины.

    В обоснование исковых требований истец ссылался на то, что на основании трудового договора от 17 апреля 2012 г. Иванов Ю.А. принят на работу в ООО «СПб-ТРАНС» на должность водителя — экспедитора. 17 апреля 2012 г. с Ивановым Ю.А. заключён договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

    12 июня 2016 г. Иванов Ю.А., управляя принадлежащим Обществу транспортным средством марки «СКАНИЯ R420», допустил нарушение пункта 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации и совершил столкновение в том числе с транспортным средством марки «ФОЛЬКСВАГЕН ПАССАТ», принадлежащим гражданину Ефремову И.Ю. В результате дорожно-транспортного происшествия транспортному средству Ефремова И.Ю. причинены технические повреждения.

    Ефремов И.Ю. обратился в Калужский районный суд Калужской области с иском к ООО «СПб-ТРАНС» (владельцу транспортного средства марки «СКАНИЯ R420») о взыскании ущерба, причинённого в результате дорожно-транспортного происшествия.

    Решением Калужского районного суда Калужской области от 20 декабря 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 13 апреля 2017 г., исковые требования Ефремова И.Ю. удовлетворены. Суд взыскал с ООО «СПб-ТРАНС» в пользу Ефремова И.Ю. сумму ущерба в размере 232 943,81 руб.

    Определением Калужского районного суда Калужской области от 10 июля 2017 г. с ООО «СПб-ТРАНС» в пользу Ефремова И.Ю. взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.

    Решение Калужского районного суда Калужской области от 20 декабря 2016 г. и определение Калужского районного суда Калужской области от 10 июля 2017 г. были исполнены ООО «СПб-ТРАНС» путём перечисления взысканных сумм на банковский счёт Ефремова И.Ю.

    Обращаясь в суд с настоящим иском, ООО «СПб-ТРАНС» со ссылкой на статьи 1064, 1068, 1079, 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 238, 243, 248 Трудового кодекса Российской Федерации просило взыскать в порядке регресса с Иванова Ю.А. выплаченные Обществом в пользу Ефремова И.Ю. денежные суммы в размере 247 943,81 руб.

    Ответчик Иванов Ю.А. исковые требования в суде не признал, указав на отсутствие предусмотренных законом оснований для возложения на него материальной ответственности в полном размере. По мнению Иванова Ю.А., договор о полной индивидуальной материальной ответственности заключён с ним с нарушением требований действующего законодательства.

    Решением Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 октября 2018 г. исковые требования ООО «СПб-ТРАНС» удовлетворены. Суд взыскал с Иванова Ю.А. в пользу ООО «СПб-ТРАНС» сумму причинённого ущерба в порядке регресса в размере 247 943, 81 руб., расходы на уплату государственной пошлины — 5 679 руб.

    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 апреля 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

    В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Иванова Ю.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 октября 2018 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 апреля 2019 г., как незаконных.

    По результатам изучения доводов кассационной жалобы 23 августа 2019 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 27 ноября 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

    Ответчик Иванов Ю.А., надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, сведений о причинах неявки не представил, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390.12 Граждан��кого процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.


    Суды удовлетворили требование работодателя о привлечении водителя к полной материальной ответственности за ущерб в результате ДТП. Однако Верховный Суд РФ направил дело на пересмотр.

    Обязательным условием для возложения на работника полной материальной ответственности является не его вина в ДТП, а факт привлечения его к административной ответственности. Однако соответствующее постановление не вынесено ввиду отсутствия состава правонарушения. Отклонен и довод о правомерности заключенного с работником договора о полной материальной ответственности. Хотя должность экспедитора действительно поименована в специальном перечне, ущерб работник причинил не как экспедитор, а как водитель, должность которого не включена в перечень.

    28.09.20__ г. по адресу: г.Москва, ул.С-Сухаревская д.13 произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля К., под управлением Третьего лица – У.Ф.Р. и автомобиля B., под управлением Истца- Е.А.В. Собственником автомобиля В. является Истец, собственником автомобиля К. является Ответчик – Х.К.Н.

    В результате дорожно-транспортного происшествия автомобилю Истца были причинены значительные технические повреждения. Виновным в ДТП был признан водитель автомобиля К., который нарушил п.п.8.4 ПДД и признан виновным по ст.12.14 ч.3 КоАП..

    Гражданская ответственность Истца застрахована в ООО «Р.», гражданская ответственность владельца автомобиля К. – в ОАО «Р.».

    Истец обратился с заявлением о страховой выплате в ООО «Р.», представив все документы, предусмотренные п.п.44, 61 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.20__ г.

    Страховой организацией было организовано проведение независимой автотехнической экспертизы поврежденного автомобиля для определения размера материального ущерба, согласно которой стоимость работ, услуг, запасных частей с учетом износа и материалов, необходимых для восстановления поврежденного автомобиля Истца составила 35365 руб. 81 коп.

    В пределах установленных законом сроков сумма страхового возмещения в размере 35365 руб. 81 коп. была выплачена ООО «Р.» Истцу.

    В связи с несогласием с размером выплаченного возмещения Истцом самостоятельно было организовано проведение независимой автотехнической экспертизы. Согласно выводам экспертного учреждения: рыночная стоимость восстановительного ремонта ТС с учетом износа заменяемых деталей составляет 20__00 руб. 00 коп. При организации экспертизы Истец понес расходы в размере: 5100 руб. 00 коп.

    В соответствии со ст.7 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении страхового случая возместить потерпевшим причиненный вред, составляет не более 20__00 рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

    В соответствии со ст. 20__ ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб).

    В соответствии со ст.15 ГК РФ Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

    Согласно ст.20__, ст.931, п.1, ст.935 ГК РФ лицо, застраховавшее свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить вред, возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

    В соответствии со ст.1079 ГК РФ, граждане, владеющие источником повышенной опасности, обязаны возместить причиненный им вред.

    Таким образом, и в связи с тем, что согласно выводам независимой экспертизы, проведенной по заказу Истца, сумма ущерба составляет 20__00 руб. 00 коп., с Ответчиков подлежит взысканию данные денежные средства в следующем размере:

    -с Ответчика ООО «Р.» – разница между предельно допустимой суммой в 20__00 руб. и денежными средствами, полученными Истцом – 35365 руб. 81 коп. – 83634 руб. 19 коп.;

    -с Ответчика Х.К.Н. – разница между причиненным имущественным ущербом в 20__00 руб. и 20__00 руб. (предельно допустимая сумма от страховщика) – 53000 руб., а также расходы по проведению экспертизы в размере 5100 руб.

    На основании Пленума Верховного суда РФ от 28.06.20__ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», а также ФЗ «О защите прав потребителей» с Ответчика ООО «Р.» подлежит также взысканию:

    -неустойка в размере 3% в день от суммы, которую недополучил от Ответчика Истец.

    (83634 руб. 19 коп./100 * 3)* 196 (количество дней от 17.12.20__ (день выплаты) до 01.07.20__ г.) – 491769 руб. 06 коп. Т.к. сумма неустойки превышает сумму ущерба, то она снижается до размера, подлежащего взысканию с Ответчика – 83634 руб. 19 коп.;

    -штраф в размере 50% от суммы присужденной судом Истцу за несоблюдение в добровольном порядке требований Истца (Истец обращался к Ответчику с Претензией)

    В связи с обстоятельствами ДТП, организацию проведения экспертизы, обращения к страховщику, отсутствием возможности пользоваться принадлежащим им транспортным средством, а также необходимость неоднократного обращения к Ответчику с просьбой произвести страховую выплату Истец, неудовлетворение страховщиком добровольно претензии Истца, Истец перенес сильные эмоциональные переживания, в связи с чем считает, что ему нанесен моральный ущерб со стороны Ответчика – ООО «Р.». Истец оценивает моральный вред в размере 20__0 рублей.

    Для того чтобы данный документ, подтверждающий возмещение причиненного вреда был законным, виновник аварии, должен провести переговоры с пострадавшими, и договорится с ними по всем спорным моментам.

    При проведении переговоров, стороны должны прийти к обоюдному согласию по следующим моментам:

    • каков размер возмещения желает получить пострадавший;
    • какими доказательствами (например, автотовароведческая экспертиза или экспертное исследование) подтверждается причиненный материальный и моральный ущерб после аварии, или другого повреждения имущества.

    Переговоры о компенсации и составлении расписки нужно вести после того как будут выяснены все обстоятельства происшествия, и виновник будет осознавать необходимость возместить вред в полном объеме.

    Нужно запомнить, что процесс добровольного возмещения ущерба, который оформляется распиской, относится к стадии досудебного разбирательства.

    Разобравшись в том, что в процессе нанесения ущерба стороне может быть нанесен моральный и материальный вред, нужно разобрать, что они из себя представляют.

    Под моральным вредом подразумевается ущерб, выразившийся в различных психических и психологических страданиях потерпевшего. Например, он попал в больницу, испытал физические страдания (боль), изменился привычный ритм его жизни (приходится ездить на работу в общественном транспорте, из-за травмы он не может заниматься спортом, хотя до этого постоянно делал утренние пробежки).

    Моральный вред определяется только самим потерпевшим, и его сумма не зависит от размера материального ущерба.

    Факт компенсации морального вреда отображается в расписке отдельным текстом.

    Иск о взыскании ущерба при ДТП со страховой компании и виновника ДТП

    Под этим видом вреда подразумевают конкретные убытки, что получило лицо в результате неправомерных действий со стороны виновника.

    Под убытками подразумеваются такие затраты, которые необходимы для восстановления поврежденного имущества, либо покупки аналогичной поврежденной вещи, имеющей одинаковые с испорченным имуществом признаки (например, новый автомобиль, квартира).

    Разобравшись в том, для чего она нужна и как выглядит, нужно выяснить, у кого она должна храниться.

    Юристы однозначно говорят о том, что оригинал составленной расписки должен храниться только у того, кто добровольно провел возмещение причиненного ущерба, то есть виновника.

    Вызвано это тем, что в случае возникающих претензий, ее нужно будет предоставлять в суд и подтверждать факт полной компенсации.

    Если тот, кто составляет такой документ, настаивает на том, чтобы он также был у него, можно сделать копию, или попросить пострадавшего написать эту бумагу в двух экземплярах, по каждому для всех сторон.

    Оформление на месте ДТП. Существуют два способа фиксации произошедшей аварии – самостоятельно и посредством сотрудников ГИБДД. Выбор конкретного вида оформления зависит от наличия спора о виновнике, суммы ущерба, количестве транспортных средств и т.д.

    В первой случае помимо Европротокола важно также производить фото-фиксацию. При этом, снимки обязательно должны иметь привязку к ориентирам – номер дома. Название улицы и т.п.

    1. Оформление в ГИБДД. После подготовки протокола самими участниками происшествия или сотрудниками ГАИ следует получить соответствующее постановление по административному делу.
    2. Обращение в страховую. Для полиса КАСКО виновник ДТП не важен. В то время как возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО ключевым является наличие страховки у виновника. При этом, закон предоставляет на выбор – обратиться в «свою» страховую или в компанию виновника.

    Итоговым документом после последовательного выполнения рассмотренных действий является решение страховой компании о выплате.

    Обратите внимание на следующее при составлении заявления в суд:

    1. Подсудность. Иск можно подать по месту нахождения заявителя либо страховой компании. Кроме того, исходя из размера требований необходимо установить компетенцию мирового или районного судьи по данному делу.
    2. Стороны по делу. Требования о взыскании денег предъявляются также к страховой. При этом, в случае превышения допустимого размера возмещения, соответчиком необходимо указать виновника аварии. Также к только к виновнику может быть предъявлено требование о компенсации нравственных страданий от аварии. Кроме того, к участию вне зависимости от размера ущерба следует привлечь всех участников ДТП и их страховые компании.
    3. Описательная часть. В данной части можно основываться на уже готовой претензии, в которой все необходимые факты уже изложены.
    4. Приложения к иску. В сравнении с претензией, к заявлению в суд следует приложить все материалы, относящиеся к ДТП, в том числе саму претензию. Для каждого участника процесса следует сформировать полный пакет документов – точно такой же, как предназначенный для суда.
    5. Дополнительные требования иска. На основании отказа возмещать ущерб добровольно потребитель вправе требовать компенсацию морального вреда, неустойку за каждый день и пятидесяти-процентный штраф. Нарушение приведенных прав подготовки и подачи заявления влечет отказ в рассмотрении иска судом.

    Важно: обратиться в суд можно только один раз. Все доказательства должны быть в первом суде.

    Отсутствие страховки у причинителя вреда на самом деле не так страшно.

    Возмещение ущерба при ДТП, если у виновника нет страховки также возможно. Порядок взыскания по своей сути аналогичен вышерассмотренному процессу получения возмещения со страховой.

    Предварительно также следует начать с претензии. В случае ее отклонения защита прав происходит в судебном порядке. Отличием от спора со страховой является невозможность подачи иска по своему месту жительства и необходимостью предварительной оплаты госпошлины.

    Важно: все траты по рассмотрению дела в суде взыскиваются с проигравшей стороны.

    Дополнительным доказательством в суде именно по спору с виновником послужит расписка при ДТП о возмещении ущерба, в которой виновник признает необходимость выплаты. Рекомендуется уже на первом этапе (оформление на месте ДТП) запастись таким доказательством.

    Смотрите видео нашего канала YouTube и вы узнаете как подать претензию в страховую компанию, что делать и с чего начать действовать. Пишите вопрос в комментариях — адвокат по страховым спорам бесплатно ответит Вам.

    г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

    остановка транспорта Гагарина

    Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

    Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

    Троллейбус: 20, 6, 7, 19

    Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

    В большинстве случаев для составления соглашения между участниками ДТП нет никаких оснований, так как весь ущерб пострадавшему платит страховая компания в рамках страхового полиса ОСАГО. Но страховка выплачивается не всегда. Потерпевший не вправе рассчитывать на получение страховой выплаты в следующих случаях:

    • виновник аварии не имеет действующего полиса ОСАГО;
    • страховка не покрывает всего ущерба, полученного в результате ДТП (к примеру, моральный ущерб она покрывать и вовсе не должна);
    • сумма полученного транспортным средством ущерба превышает размер максимальной выплаты по ОСАГО;
    • ущерб получен в ситуации, которая не является страховым случаем (то есть эта ситуация не упомянута в страховом договоре).

    Договоры о добровольной денежной компенсации нарушаются крайне редко, ведь в этом случае пострадавший обязан будет вернуть виновнику ДТП всю сумму, которую он получил ранее. Как правило, потерпевший решается нарушить условия договора только в том случае, когда он понял, что через суд сможет получить гораздо большую сумму.

    Если виновник столкновения не пожелал решить финансовый вопрос на месте, а составил письменное обязательство о выплате всей причитающейся на покрытие ущерба суммы в будущем, потерпевшей стороне следует быть готовым к различным вариантам развития ситуации.

    Согласно законодательству и обычной практике, если в долговом документе не указана точная дата погашения обязательств, плательщику следует рассчитаться с получателем в течение месяца от даты его составления. Если компенсация ущерба не была выплачена по прошествии 30 дней, пострадавший в аварии водитель имеет право направить должнику письменное напоминание, содержащее ссылку на законодательно установленные сроки. Отправку письма следует произвести по почте с помощью заказного отправления или передать виновнику инцидента лично в руки, получив его подпись на копии.

    Если же напоминание не возымело действия, сроки прошли, а компенсация не получена, получателю долга следует обратиться в суд с заявлением о составлении судебного приказа для принудительном взыскании денежных средств.

    В подобных разбирательствах срок исковой давности соответствует трем годам. При этом рассчитывать его нужно от того момента, как у пострадавшего водителя возникло право на получение выплаты, то есть, от даты указанного в документе срока компенсации причиненного ущерба. Решаясь на восстановление своих прав путем судебного разбирательства, истец имеет возможность запросить с ответчика не только всю причитающуюся сумму ущерба, но и возмещение морального вреда.

    Несмотря на кажущуюся простоту решения конфликта, процедура возмещения убытков по расписке может содержать определенные риски. Практика показывает, что расписка о возмещении ущерба при ДТП, если ее образец был изначально составлен неграмотно, не сможет использоваться судом в качестве доказательства обстоятельств инцидента или признания вины одного из его участников, или достижения сторонами согласия относительно размера и порядка оплаты урона.

    Когда у виновного лица происшествия нет в наличии страховки, то ему придется отдавать свои же деньги для возмещения ущерба. Расписка также создается при регулировании ущерба сразу же на месте аварии, не включая при этом полицию.

    Такая документация нужна будет и при такой ситуации, как полное отсутствие претензий к виновному лицу. Документ имеет юридическое значение, но о правомерности документации практически нет сведений.

    Также существует мало информации о правильном составлении расписки и форма, по которой она должна быть создана. Нужно учитывать тот факт, что в этой бумаге необходимо указывать как можно больше нюансов аварии, а именно:

    • Указать подробности и особенности места, где произошло ДТП.
    • Дать точное время, желательно до секунд.
    • Обстоятельства и причины, по которым могла случиться аварийная ситуация.

    Это только основные аспекты, нужно указывать как можно больше, чтобы оценить ущерб. Правовую силу документация приобретает только в том случае, если в нем написаны паспортные сведения, грамотно описана территория, где было совершенно происшествие, а также подписи обоих водителей.

    Расписка об отсутствии претензий при ДТП – бумага, которая говорит о невиновности двух сторон. Как правило, обе стороны договариваются решить проблему самостоятельно, не включая правоохранительные органы.

    Все больше случаев, когда расписки признают недействительными из-за того, что там указаны некорректная информация. Поэтому во избежание такой неприятности, нужно предварительно научиться правильно, создавать и заполнять такой документ.

    Это нужно даже очень внимательным водителям. В такие ситуации могут попасть все, поэтому нужно знать о разновидностях расписок и то, как их составлять. Чаще всего применяются следующие варианты расписок:

    • Пострадавшее лицо не имеет претензий к виновнику.
    • О возвещении на месте аварии.
    • Отсутствие вопросов и претензий пешехода.

    И если намерения виновника честны, выгода для потерпевшей стороны более чем очевидна: не надо будет тратить уйму времени и нервов на неоднократные визиты к страховщику, ездить на разбитой машине, томительно ожидать выплату, а в результате – остаться недовольным полученной суммой, судиться и прочее, прочее.

    А в чем же выгода виновника аварии, когда он при наличии полиса ОСАГО берется добровольно сэкономить деньги страховой компании и расплачивается с пострадавшим собственными средствами?

    Самая простая причина: крайняя спешка и нежелание тратить полдня на ожидание ДПС. Особенно, если ущерб – мизерный. Более серьезный повод не вызывать полицию – если виновник аварии оказался нетрезв, был не вписан в страховку, и пр. Кстати, подобные «проступки» вполне даже могут привести к неоправданной щедрости с его стороны.

    Но не будем перечислять все возможные поводы для денежных расчетов «на месте», рассмотрим, как грамотно урегулировать ситуацию, не привлекая органы ГИБДД.

    Кликните по картинке

    Каких-либо существенных отличий от указанного выше текста здесь нет, только виновнику придется написать следующее после указания паспортных данных участников ДТП: «… обязуюсь возместить причиненный вследствие ДТП материальной ущерб в оговоренной нами сумме в столько-то рублей до такого числа наличным (безналичным) платежом…». Альтернативная формулировка «… после оценки причиненного ущерба и определения стоимости ремонта автомобиля…».

    В каждом из вариантов обязательно указывается дата и место составления документа.

    Важно понимать, что расписка является дополнительной подстраховкой при возмещении ущерба, однако не гарантирует, что вам действительно будет все выплачено в указанный срок. Решение вопроса «на месте» будет идеальным вариантом, когда у виновника есть с собой наличные деньги и повреждения предельно понятны и очевидны – например, треснул бампер или разбита фара

    В случае же, когда возможны скрытые повреждения, лучше все же прибегнуть к оформлению страховых документов или вызвать сотрудников ДПС. В противном случае вы можете стать заложником непростой ситуации, когда вы оговорили одну сумму ремонта, а при производстве работ были выявлены другие повреждения.

    Возможность использования мирового соглашения при ДТП в гражданском процессе регламентирует статья 39 ГПК РФ. Здесь говорится, что стороны могут самостоятельно завершить дело, составив документ.

    Мировым соглашением называется письменная договоренность между участниками разбирательства об исходе сложившейся ситуации до вынесения решения по делу. Судья утверждает документ своим постановлением.

    От этого действия зависит, прекратится ли делопроизводство. Подписать мировую до начала судебного разбирательства не получится.

    Однако стороны всё же могут самостоятельно разобраться в сложившейся ситуации при ДТП и договориться, закрепив условия предоставления компенсации документально. Обращение в суд не осуществляется.

    Такой документ будет носить название «Соглашение об урегулировании ущерба». Однако в простонародье бумагу всё равно называют мировым соглашением при ДТП. Документы обладают различной силой.

    Если речь идёт о мировом соглашении, которое утвердилось в суде, то оно приравнивается к вынесенному вердикту.

    Если речь идёт о досудебном соглашении, то оно представляет собой договор между виновником и другими участниками дорожно-транспортного происшествия об урегулировании убытка.

    Только одного вышеуказанного документа недостаточно для урегулирования конфликта. В обязательном порядке составляется расписка при получении денег и аналогичная бумага, подтверждающая факт отсутствия претензий.

    Иногда документы объединяют. В результате готовится расписка о возмещении ущерба.

    Если сторонам удалось договориться составить досудебное мировое соглашение при ДТП, это позволит сэкономить время и деньги, поскольку участие в судебном процессе влечет за собой возникновение определенных затрат. Обычно их возмещает проигравшая страна. Судебные тяжбы могут тянуться долго.

    Досудебное мировое соглашение при ДТП позволяет быстро и без издержек получить компенсацию. Участие в судебном процессе связано с дополнительными хлопотами. Составив соглашение, стороны могут самостоятельно договориться о предоставлении рассрочки.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]