Ответственность за управление транспортным средством при причинении вреда здоровью

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за управление транспортным средством при причинении вреда здоровью». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Компенсация за перенесенный пострадавшим стресс является распространенной мерой. Это объясняется тем, что ДТП может стать причиной выраженных психологических расстройств. Виновника аварии заставят возместить моральный ущерб потерпевшему в следующих случаях:

  • Один или несколько родственников погибли;
  • Утрата работоспособности;
  • Наличие увечий, постоянно вызывающих боль;
  • Травмы, которые привели к тяжелым психическим отклонениям.

Совет! Оплатить моральный вред виновника заставят только при условии, что пострадавший подтвердит его наличие. Для этого ему понадобится обратиться к врачу для составления экспертной оценки.

Причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП

Согласно положениям КоАП РФ — причинение вреда здоровью не всегда наказывается лишением прав. Если степень ущерба будет оценена как легкая или же средней тяжести суровая санкция будет заменена уплатой штрафа, размеры которого установлены Кодексом об административных правонарушениях.
Следует знать, что данные дела имеют свою специфику рассмотрения в суде. В частности, судья будет обязательно учитывать:

  • Личность лица, признанного виновным;
  • Водительский стаж, наличие правонарушений в прошлом;
  • Отношение потерпевшего к виновнику.

Краткая информация

Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

Ответственность за нанесение вреда здоровью при ДТП

В силу пункта 1.2 Правил к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по частям 1, 2 или 3 статьи 268 УК РФ.

Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в статье 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.

При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 264 УК РФ, судам следует указывать в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в статье 264 УК РФ, и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Если же в приговоре суда будет отсутствовать указание на пункты правил, то приговор будет однозначно отменен судом апелляционной инстанции.

Если в обвинительное заключение (обвинительный акт) включены отдельные пункты названных правил, нарушения положений которых не соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела, суд, исходя из положений статьи 237 УПК РФ, по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе возвратить уголовное дело прокурору для предъявления обвинения с указанием конкретных пунктов правил, нарушение которых повлекло указанные в статье 264 УК РФ последствия, если это не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия и при этом не ухудшается положение подсудимого.

Превышение скорости дорожного движения-одна из основных причин всех совершаемых ДТП. Как показывает судебная практика, доля подобных случаев составляет порядка 40 %. Решая вопрос о виновности либо невиновности водителя в совершении дорожно-транспортного происшествия вследствие превышения скорости движения транспортного средства, следует исходить из требований пункта 10.1 Правил, в соответствии с которыми водитель должен вести его со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Исходя из этого при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.

Нередко результатом ДТП является техническая неисправность транспортного средства, которая не позволяет водителю избежать столкновения (наезда).

При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

При анализе доказательств наличия либо отсутствия у водителя технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие в условиях темного времени суток или недостаточной видимости следует исходить из того, что водитель в соответствии с пунктом 10.1 Правил должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

Тяжелый вред здоровью при ДТП это когда по своему характеру он непосредственно создает угрозу для жизни, а также вред здоровью, вызвавший развитие угрожающего жизни состояния.

Опасный вред здоровью, создающий угрозу для жизни:

  • внутричерепная травма;
  • закрытое повреждение органов;
  • множественные, двухсторонние переломы;
  • повреждение крупных кровеносных сосудов;
  • термические/химические/электрические ожоги 3-4 степени и т.п.

Юридическая консультация

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Получить консультацию

Опасный вред здоровью, вызвавший расстройство жизненно важных функций организма человека, которое не может быть компенсировано организмом самостоятельно и обычно заканчивается смертью:

  • шок 3-4 степени;
  • кома 3-4 степени;
  • обильная кровопотеря и т.п.

Так же, к тяжелому вреду здоровья приравнивается:

  • потеря зрения, речи, слуха, органа;
  • психическое расстройство;
  • неизгладимое обезображивание лица и прочее.

Лишение прав за причинение вреда здоровью при дтп

Наказание за ДТП с тяжкими телесными повреждениями по статье 264 УК РФ зависит не только от состояния пострадавшего, но и от того, как вел себя зачинщик аварии, учитываются смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства. Если пострадала беременная женщина такое обстоятельство не сыграет на руку виновнику, а если он будет оказывать различную помощь потерпевшему для его скорейшего выздоровления плюсом.

На сегодняшний день в судебной практике статья о причинении тяжкого вреда здоровью при ДТП различает нарушение правил дорожного движения:

Нарушение, повлекшее по неосторожности смерть человека наказывается принудительными работами на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Нарушение лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека наказывается лишением свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Нарушение лицом, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Нарушение лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц наказывается лишением свободы на срок от 4 до 9 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Первое, что стоит упомянуть при рассмотрении наказания за причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП это то, что такой поступок полностью попадает под Уголовный Кодекс РФ. Таким образом, кодекс од Административных Правонарушениях не имеет никакого отношения к причинению тяжкого вреда здоровью при ДТП.

Второе важное дополнение заключается в том, что УК РФ указывает максимальные сроки наказания. Само же наказание должен будет установить судья, исходя из обстоятельств самой аварии. Поэтому оно может быть значительно снижено или отменено вовсе.

Наказание за причинение тяжкого вреда здоровью:

  1. 3 года ограничения свободы;
  2. 2 года принудительных работ;
  3. 6 месяцев ареста;
  4. 2 года лишения свободы;
  5. Лишение прав на 3 года.

К такого рода ущербу закон действует лояльнее и ответственность за средний вред здоровью при ДТП (как гласит п.2 Примечания к ст.12.24 КоАП) определяется тем, на сколько процентов утрачена работоспособность потерпевшего (от 10 до 30 включительно) и длительность неопасного для жизни расстройства здоровья (при средней тяжести это более 21 дня).

Наказание за ДТП, где есть пострадавшие с травмами средней тяжести устанавливается в соответствии с п.2 ст.12.24 Кодекса об административных правонарушениях. За аварию с такими последствиями виновника ждет наложение административного штрафа в размере от 10000 до 25000 тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1.5 до 2 лет.

В порядок разбора ДТП с пострадавшими средней тяжести входит прибытие инспектора ГИБДД, который оформляет схему ДТП, проверяет, трезв ли водитель, составляет справку о повреждении ТС, берет объяснения с участников и свидетелей ДТП, составляет протокол об административном правонарушении.

Порядок выплаты за причинение вреда здоровью средней тяжести при ДТП зависит от наличия или отсутствия у виновника полиса ОСАГО. Чтобы получить компенсацию через страховую компанию, придется пройти процедуру сбора пакета документов, которые указаны в п.3.10 Положения о правилах ОСАГО владельцев ТС, затем, уведомить страховщиков и предъявить требования о возмещении вреда. Помимо этого, возможно потребовать возмещение утраченного заработка, но для этого пакет документов нужно будет дополнить указанными в п.4.1, п.4.2 Положения о правилах ОСАГО владельцев ТС документами. Так же, возмещению подлежат расходы на лечение (п. п. 4.6, 4.7, 4.7.1 — 4.7.6 Положения о правилах ОСАГО владельцев ТС).

Ответственность за нанесение незначительных повреждений регулируется административным кодексом. При отсутствии летальных последствий или тяжелых травм у пострадавшего водитель может не беспокоиться о том, что ему грозит уголовная статья.

За легкий вред здоровью при ДТП предусмотрено такое наказание:

  • Штрафное взыскание (от 2 до 2.5 тыс. рублей)
  • Конфискация водительского удостоверения (от 12 до 18 месяцев)

Следует отметить, что характер наказания за легкий вред здоровью при ДТП не зависит от того, находился ли водитель в состоянии опьянения. Во многих случаях, если авария не была зафиксирована правоохранительными органами, автомобилист может договориться с потерпевшим про компенсацию и, таким образом, исключить необходимость оплачивать штраф.

Травмы и повреждения после ДТП могут получить не только водители, но и пассажиры машины, случайные пешеходы и очевидцы. Сложнее всего добиться компенсационных выплат виновнику аварии, хотя в ряде случаев есть и такая возможность. Вред здоровью разграничивается по степени тяжести, т.е. потенциальной опасности для человека. Критериями тяжкого вреда по закону являются:

  • потеря одного или нескольких органов, частей тела, либо утрата ими своих основных функций;
  • обезображивание лица;
  • полная или частичная утрата трудоспособности, подтвержденная установлением инвалидности через МСЭ;
  • потеря слуха, зрения, речи, либо существенное ухудшение этих показателей;
  • непредвиденное прерывание беременности (данный критерий может устанавливаться даже по причине стрессовой ситуации от ДТП);
  • установление диагноза стойкого расстройства психики, заболевания алкоголизмом или наркоманией (хотя возникновение данных заболеваний сложно сопоставить с последствиями ДТП, законодатель указывает их в перечне).

Обратите внимание! Для целей назначения страховых выплат и привлечения виновника к ответственности недостаточно подтвердить один из указанных критериев. Важно наличие причинно-следственной связи, т.е. прямое отношение вреда здоровью к последствиям аварии. Если пострадавший получил травму по своей неосторожности и уже при оформлении результатов ДТП, никаких претензий к виновному водителю он предъявить не сможет.

Есть еще один важный нюанс, о котором нужно знать при возникновении тяжкого вреда здоровью после ДТП. Нередко истинный характер повреждений нельзя установить сразу на месте аварии. Травма, которая кажется незначительной сразу после ДТП, может перерасти в серьезную проблему для здоровья спустя несколько дней или недель. В этом случае тоже будет проверяться, по какой причине развился диагноз или болезнь. Если исходной причиной стало ДТП, виновнику предъявят дополнительные обвинения.

Даже если тяжесть травмы очевидна и видна невооруженным взглядом, этого недостаточно для привлечения к ответственности. Необходимо официальное подтверждение, что у пострадавшего возник именно тяжкий вред здоровью. Для этого после ДТП проводятся следующие действия:

  • пострадавшего эвакуируют с места аварии в больницу, оказывают срочную медицинскую помощь, фиксируют характер травм;
  • после устранения угрозы для жизни назначается освидетельствование (если пострадавший сам уехал с места аварии, не почувствовав боли, он может позже сам обратиться в больницу);
  • в ходе обследования будет не только подтвержден точный характер повреждений, но и установлена их причина;
  • результаты освидетельствования фиксируются в заключении, которое направляется в полицию;
  • на основании заключения, подтверждающего тяжкий вред здоровью после ДТП, принимается решение о возбуждении уголовного дела;
  • при необходимости, пострадавший направляется на экспертизу в органы МСЭ, где может подтверждаться инвалидность.

Совет юриста. Желательно ехать в больницу сразу с места аварии. Чем позже вы обратитесь к врачу и пройдете освидетельствование, тем сложнее доказать причинно-следственную связь. Например, виновник может настаивать, что нога у потерпевшего была сломана уже позже ДТП. Только вызвав медиков на место аварии, вы сможете избежать проблем с доказыванием.

После освидетельствования будет точно определена квалификация дорожного происшествия. Если повреждения отнесены к среднему вреду для здоровья, уголовное дело не возбуждается. Только при тяжких телесных повреждениях можно требовать привлечения к ответственности по ст. 264 УК РФ.

В УК РФ два состава, предусматривающих санкции за тяжкий вред здоровью. К виновнику ДТП может применяться только ст. 264 УК РФ, так как у него отсутствовал умысел на причинение повреждений. Если же водитель осознанно и умышленно «протаранил» потерпевшего (например, по причинам мести или ревности), ему придется отвечать по ст. 111 Уголовного кодекса РФ.

По ст. 264 УК РФ наступает ответственность, если водитель нарушал ПДД или нормы эксплуатации транспорта. Следовательно, если по факту ДТП не был составлен административный протокоа, а виновник не отвечал по КоАП РФ, не может применяться и статья 264. Наказание за тяжкий вред здоровью без дополнительных квалифицирующих факторов (ч. 1 ст. 264) наступает в следующих формах:

  • ограничение свободы (до 3-х лет);
  • уголовный арест (до 6 мес.);
  • тюремное заключение (до 2-х лет).

Дополнительно суд может ввести ограничение на определенные должности или занятие определенной деятельностью. Обычно для водителей такая мера заключается в запрете на управление общественным или служебным транспортом.

Наказание будет строже, если виновник ДТП был пьян, либо скрылся с места аварии. За такие деяния, повлекшие тяжкие повреждения здоровью, грозит тюремное заключение от 3 до 7 лет, либо иные санкции. Так как тяжесть указанного проступка очевидна, обычно суды назначают реальное лишение свободы. На срок до 5 лет можно попасть в тюрьму, если от тяжких травм пострадавший скончался. В этом случае применяется ч. 3 ст. 264 УК РФ.

Средняя тяжесть вреда здоровью при ДТП

Выдержка из закона: статья 12.24 Кодекса

  1. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, — влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

  2. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет».

Как видно из приведенной нормы, административная ответственность за причинение вреда здоровью ограничиваются рамками легкого и средней степени тяжести вреда.

Если вредоносные последствия носят тяжкий характер, то ответственность наступает по правилам уголовного процесса, в пределах норм, установленных Уголовным кодексом РФ.

В обеих частях статьи в качестве наказания предусмотрен штраф или лишение водительских прав. То есть закон дает судье реальную возможность, при определенных условиях, назначить альтернативное наказание.

  1. Нарушение нормы ПДД РФ, должно состоять в причинно-следственной связи с фактом причинения вреда.

    Например, при столкновении транспортных средств на регулируемом перекрестке пострадал не пристегнутый ремнем безопасности пассажир автомобиля, водитель которого двигался на разрешающий сигнал светофора.

    К ответственности за нарушение, по статье 12.24 часть 2 КРФ об АП будет привлечен водитель, нарушивший правила проезда перекрестка.

    Несмотря на нарушения правил перевозки людей, водителем автомобиля, перевозившим не пристегнутого ремнем безопасности пассажира, ответственность водителя – перевозчика за причинение вреда здоровью исключается, в виду отсутствия причинно-следственной связи между нарушением и наступившим вредом.

  2. Степень тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего, должна быть подтверждена заключением судебно-медицинской экспертизы (СМЭ).

    Цитата из закона: примечания к статье 12.24:

    1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

    2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть».

    Определение степени тяжести последствий, наступивших в результате дорожного происшествия, входит в задачи СМЭ, назначаемой в ходе дознания по делу. Законодательно эта процедура закреплена Правилами определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 N 522.

  3. Экспертиза назначается по завершении лечения потерпевшего или установлении ему окончательного клинического диагноза. Судебно-медицинский эксперт исследует все медицинские документы, содержащие описание хода лечения пострадавшего, анализирует установленный ему диагноз и выносит авторитетное заключение.

    Необходимо знать, что если потерпевшему были причинены телесные повреждения, но он по каким-либо причинам, не обратился в медицинское учреждение, лечился самостоятельно или пренебрег рекомендациями врача по диагностике травм, то в дальнейшем, эксперт не сможет определить степень вреда здоровью из-за отсутствия объективных данных истории болезни.

  4. Вред здоровью должен быть причинен третьим лицам (водителям, пешеходам, пассажирам), а не самому нарушителю.

  5. Нарушитель, на момент рассмотрения дела не привлекался к административной ответственности за нарушения норм ПДД РФ по факту дорожно-транспортного происшествия, повлекшего причинение вреда здоровью.

    Например, применительно к рассмотренному выше ДТП на регулируемом перекрестке, если виновник был привлечен к ответственности за нарушение пункта 6.2 ПДД РФ по статье 12.12 (проезд на запрещающий сигнал светофора), последующее привлечение его же по статье 12.24 исключается.В силу части 5 статьи 4.1 КоАП РФ нарушитель не может привлекаться к ответственности за одно и то же административное правонарушение дважды.

Получить наказание, не связанное с лишением прав возможно, если:

  • потерпевший при рассмотрении дела в суде не будет настаивать на назначении лишения прав;

  • вами будут приняты меры к возмещению вреда, причиненного административным правонарушением в виде полной (частичной) компенсации морального и иного вреда, не покрываемого выплатой ОСАГО (приобщите доказательства к материалам дела);

  • в действиях пострадавшего имелись нарушения, которые способствовали возникновению аварийной ситуации (не умаляя собственной вины, акцентируйте внимание суда на этих обстоятельствах);

  • вы являетесь профессиональным водителем, водителем-инвалидом или используете транспортное средство для нужд, связанных с уходом за лицами, нуждающимися в вашей помощи (беспомощными, инвалидами и др.), то сообщите об этом суду и подтвердите документально ваши доводы;

  • на момент рассмотрения дела у вас отсутствуют не погашенные грубые нарушения ПДД РФ, по которым не истек годичный срок, исчисляемый со дня исполнения наказания (статья 4.6 КРФ об АП).

Статья 12.27 часть 2, предусматривает ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия его участником – водителем транспортного средства.

Наказание за такое нарушение назначается мировым судьей в виде лишения прав на срок от 12 до 18 месяцев, либо в виде административного ареста на срок до 15 суток.

Любой практикующий автоюрист, знакомый с ситуацией лично, согласится с тем, что в действующей редакции, рассматриваемая нами норма, приносит больше вреда, чем пользы. И вот почему.

+ Во-первых, закон «стимулирует» нарушителей скрываться с места происшествия. Например, недобросовестный виновник автодорожного происшествия находится в состоянии опьянения.

У такого водителя имеется выбор: либо нести ответственность по статье 12.8 часть 1 лишение прав до 2- лет со штрафом в размере 30000 рублей, с регрессом по ОСАГО или суброгацией по КАСКО, либо скрыться с места происшествия и попытаться избежать всех выше перечисленных последствий.

О том как избежать суброгации мы рассказывали здесь.

На практике многие «просвещенные» нарушители Правил дорожного движения, скрываются с места дорожного происшествия. При этом такого беглеца не всегда удается разыскать.

Но, даже в случае его поимки и изобличения, нарушитель получит максимум 18 месяцев лишения прав или вовсе отделается арестом в 3-5 суток.

+ Во-вторых, с введением в действие поправок в ПДД РФ относительно порядка оформления дорожных происшествий, любого водителя, решившего «полюбовно» вопрос с потерпевшим на месте происшествия, можно привлечь по этой статье.

За относительно небольшой срок действия «июльских 2015 года» поправок в ПДД РФ, в разы увеличилось количество лиц, обратившихся к нашим юристам за помощью в защите «виновных» водителей, привеченных к ответственности по части 2 статьи 12.27.

Вот эта злосчастная для многих водителей норма ПДД (пункт 2.6.1), которая при соблюдении указанных в ней условий позволяет водителям, цитата закона:

«оставить место дорожно-транспортного происшествия и не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии — если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов».

Статья в помощь:

Порядок и последовательность действий водителя при оформлении ДТП

Как известно мораль – категория неправовая и её рамки достаточно подвижны.

Для отдельного сорта людей, которые жили при всех царях и во все времена, понятие стыда и позора не существует вовсе.

Именно такие индивидуумы и пользуются несовершенством правовых норм в своих ничтожных интересах. И вот как это проявляется на дороге.

Решив по взаимной договоренности все вопросы на месте аварии и воспользовавшись правом, закрепленным в зловредной норме 2.6.1 ПДД РФ, участники происшествия, не сообщая о нем в полицию и не оформляя никаких документов, разъезжаются с миром.

После чего один из них, который не ведает ни стыда, ни совести, мчится в полицию и заявляет о ДТП. Информация, поступившая от заявителя, регистрируется по системе учета сообщений, после чего оформляются все предусмотренные законом документы.

Статьи в помощь:

Схема дорожно-транспортного происшествия (ДТП)

Осмотр места происшествия при ДТП

«Сбежавший» с места происшествия водитель объявляется в розыск.

Его задержание становится вопросом короткого периода времени, так как марка, модель номерные знаки автомобиля «беглеца» указаны «потерпевшим». Далее все по процессу: составляется протокол за оставление места происшествия.

Принятие окончательного решения по сфабрикованному факту об оставлении места дорожно-транспортного происшествия относится к компетенции мирового судьи.

Нетрудно предсказать каково будет решение, ведь закон требует от суда назначения наказания, то есть лишения водительских прав или ареста водителя.

Единственно возможным шансом на справедливость для виноватого без вины водителя будет обжалование постановления мирового судьи.

До Верховного суда РФ дошла жалоба жительницы Нижегородской области, просившей обязать ОАО «Росгосстрах» выплатить ей страховку.

Согласно материалам дела, в декабре 2016 года истица в качестве пассажира попала в аварию на 450 км автодороги Дзержинск — Нижний Новгород. Виновником столкновения с машиной Лада, в которой находилась истица, оказался водитель МАЗ, выехавший на полосу встречного движения. В результате аварии заявительница получила опасные для жизни тяжкие телесные повреждения.

На момент ДТП ответственность обоих водителей была застрахована в ПАО СК «Росгосстрах». Однако компания выплатила пострадавшей компенсацию в 187 тысяч 750 рублей только за виновника ДТП — водителя МАЗа. А в компенсации по договору страхования ответственности второго водителя, в машине которого ехала истица, Росгосстрах отказал, не признав этот случай страховым.

Такой отказ заявительница посчитала незаконным и обратилась за защитой своих интересов в Дзержинский суд Нижегородской области, но районный суд, а позднее и апелляционная инстанция областного суда в удовлетворении исковых требований пассажирке отказали.

Суды исходили из отсутствия правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании страхового возмещения по каждому из договоров ОСАГО.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ с таким выводом не согласилась.

Лишение водительских прав за ДТП

Уголовная ответственность наступает при последствиях, связанных с нормами 264 статьи УК. То есть это причинение тяжкого вреда здоровью и смерть человека, наступившее в ходе ПДД умышленно или по неосторожности.

Субъектом преступления является лицо, которое достигло возраста шестнадцати лет, которое управляет автотранспортным средством. Кстати, субъектом преступления признается не только автомобилист, сдавший экзамены на право управления автомобилем, но и иное лицо, управляющее автотранспортным средством.


Основной причиной всех ДТП чаще всего становится превышение скорости. Как показывает официальная статистика Государственной автомобильной инспекции примерно 40 процентов ДТП с тяжелыми последствиями или смертельным исходом как раз-таки приходится на превышение скорости. В соответствии с правилами дорожного движения водитель должен управлять автотранспортным средством с скоростью, которая официально не превышает установленных ограничений. Уголовная ответственность в соответствии с нормами статьи 264 предусматривает ответственность в том случае, если у водителя имелась возможность избежать ПДД, но он не смог по каким-то причинам избежать столкновения.

Также часто причиной ДТП выступает техническая неисправность автотранспортного средства, из-за которой автомобилист не может избежать наезда или столкновения. При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию.


В обязательном порядке при инкриминировании преступления по статье 264 УК России проводится судебная автотехническая экспертиза. Она позволяет ответить на ряд вопросов, имеющих значение для хода уголовного расследования. Она поможет ответить на вопросы о технической возможности остановки автомобиля, его состоянии, наличии или отсутствии технической неисправности, тормозном пути авто.

В компетенцию эксперта входят вопросы, связанные с решением только технических моментов. После анализов и оценки эксперт подготавливает специальное заключение, которое является доказательственной базой в ходе расследования преступления.


Отягчающим обстоятельством преступления выступает смерть потерпевшего лица или гибель двух и более лиц, которая стала следствием ДТП. Это может произойти в ходе наезда или перехода дороги, когда водитель, пешеходы или пассажиры в ходе ДТП погибают. Ответственность за наступление гибели потерпевших регламентируется нормами 3 и 4 части статьи 264 Уголовного кодекса России. Как показывает судебная практика примерно семьдесят процентов случаев подобных ПДТ заканчивается реальным назначением тюремного наказания. Особенно если ПДД со смертельным исходом произошло в результате опьянения водителя, что в свою очередь является еще одним отягчающим обстоятельством.

Если суд на основании исследованных доказательств установит, что указанные в статье 264 УК РФ последствия наступили не только вследствие нарушения лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения, но и ввиду несоблюдения потерпевшим конкретных пунктов правил (неприменение пассажиром при поездке ремней безопасности), то тогда эти обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие наказание

Стоит также сказать и о состоянии опьянения. На основании правил ПДД (статья 2.7) водителю запрещено управлять автотранспортным средством в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения. Совершение ДТП в состоянии алкогольного опьянения является признаком, которое отягощает ответственность водителя.

К основным видам наказания используется лишение водительских прав на определенный срок. При назначении этого наказания информируется подразделения ГИБДД по месту проживания и регистрации виновника ДТП.


Тема 28. Ответственность водителя

Если при ДТП участником либо участниками были получены тяжкие телесные повреждения либо был установлен факт предумышленности действия водителя, выносится постановления о возбуждение уголовного дела, так как указанные деяния подпадают под действие уголовного кодекса. В частности в ст.264 УК РФ гласит, что причинение тяжких телесных повреждений по неосторожности водителя влечет за собой ответственность в виде лишения или ограничения свободы до трех лет, а также запретом на вождение транспортных средств на такой же срок. Статья 115 УК РФ гласит, что умышленное причинение вреда здоровью при ДТП даже в легкой степени влечет за собой штраф от 40 тыс. рублей или арест, исправительные работы. Но для возбуждения уголовного дела по вышеперечисленным факторам требуется проведение дополнительных экспертиз в частности судебно-медицинская.

Статья 1079 Гражданского кодекса РФ устанавливает круг лиц, которые несут правовую ответственность, за причиненный источником повышенной опасности ущерб:

  • с собственника транспортного средства можно взыскать компенсацию ущерба, причиненного в дорожно-транспортном происшествии, если он сам управлял автомобилем, либо незаконно допустил к управлению иное лицо, действия которого и привели к аварии;
  • с водителя, если он владеет транспортным средством на основе вещного права и если он был за рулем во время совершения дорожно-транспортного происшествия;
  • с водителя, если он пользуется транспортным средством на законных основаниях.

Потерпевший обладает правом предъявить требования о возмещении причиненного ему материального ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия не только собственнику и лицу, управлявшему транспортным средством, но и в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” от 25.04.2002 № 40-ФЗ, к страховой компании, но только в случае, если водитель указан в полисе обязательного страхования автогражданки.

Уголовная ответственность

Когда в результате дорожного происшествия наступила смерть человек или причинен тяжкий вред его здоровью, то законодатель предусматривает применение к виновнику целого ряда мер воздействия. Преступления, связанные с нарушением Правил дорожного движения, а также условий эксплуатации ТС регулируются статьями 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Стоит помнить, что в соответствующих частях указанных статей указаны квалифицирующие признаки, которые отягчают вину водителя. Вот они:

  • управление автомобилем в состоянии опьянения (наркотического или алкогольного);
  • в результате происшествия погибли двое и более лиц;
  • виновный в аварии уже был привлечен к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения.

Преступления, предусмотренные ст. 264 и 264.1 УК РФ, совершаются только по неосторожности. Если же усматриваются признаки умышленного совершения, то такое деяние следует квалифицировать по ст. 105 Уголовного кодекса РФ – убийство или в соответствии со ст. 111 УК РФ – причинение тяжкого вреда здоровью.

[2]

В этом случае выбор статьи зависит от характера наступивших последствий. Привлечь к уголовной ответственности за совершение дорожно-транспортного происшествия можно только водителя транспортного средства, но никак не собственника (если это не одно и то же лицо).

Транспортное происшествие так или иначе происходит по вине кого-то из автовладельцев, управляющих авто, и выступающих участниками аварии. При этом ответственным может быть признан и пешеход, например, в случае пересечения автодороги в неположенном месте либо без соблюдения соответствующих правил поведения.

Однако в конкретном случае речь идет не об обстоятельствах происшествия, а о том факте, что виновный должен быть установлен в обязательном порядке. Ведь кто-то должен понести ответственность за произошедшее и компенсировать потерпевшим вред.

Если разбираться в вопросе более конкретно, то солидарная ответственность при дорожной аварии может возникнуть в следующих случаях:

  1. Авария с несколькими авто. В подобных ситуациях виновными нередко признаются сразу несколько лиц. Причем это могут быть как водители, так пешеходы, а иногда и вовсе пассажиры.
  2. Управление авто в момент ДТП водителем, не являющимся владельцем транспортного средства по документам. В этом случае имеет место солидарная ответственность при ДТП собственника и водителя.

Когда в аварии пострадало только имущество, иначе говоря, непосредственно автомобили, идет речь о компенсации имущественного вреда в виде денежного возмещения. Сумма выплачивается страховщиком ответственного лица либо из бюджета виновника.

Если имеет место солидарная ответственность при ДТП перед третьими лицами, другими словами, виновников несколько, пострадавший обладает правом затребовать со всех либо с одного из них компенсацию. Выплата распределяется между виновными в равных частях или в соответствии с судебным решением. При этом высшая инстанция может как учитывать суммы, изложенные в исковом заявлении, так и самостоятельно определить размер возмещения.

Чаще всего, на собственника возлагается ответственность если:

  • водитель, признанный виновным, погиб;
  • автомобилем управлял несовершеннолетний;
  • водитель выступает сотрудником организации, которая владеет машиной, при этом юридическое лицо нередко в дальнейшем активирует право регрессивного требования к виновнику (возврата компенсации, выплаченной потерпевшему);
  • виновный водитель покинул место аварийного происшествия.

Однако ответственность может быть наложена на собственника лишь в том случае, если его вина будет установлена судебной инстанцией.

Статья 1079, а также 1083 ГК РФ раскрывают моменты, когда с собственника автомобиля, а также водителя, снимается всякая ответственность.

В перечень исключений входят:

  1. Автотранспортное средство выбыло из-под непосредственного управления либо обладания гражданином. Если проще, здесь идет речь об угоне авто и свершении правонарушения посторонним лицом. Ответственность в этом случае возлагается именно на угонщика. Однако, если будет доказан тот факт, что владелец допустил незаконное изъятие машины (например, не закрыл дверь, окно, оставил в зажигании ключи), то он также может попасть под ответственность.
  2. Аварийное происшествие возникло по причине обстоятельств, преодолеть которые человек не в состоянии. Например, природные катаклизмы, боевые действия.
  3. Наличие умысла либо допущение грубой неосторожности потерпевшим гражданином. В этом случае требования о компенсации удовлетворены не будут либо размер возмещения будет изменен. Однако исключение не распространяется на ситуации, когда нанесен ущерб жизни и здоровью человека.
  4. Имущественное положение лица, признанного виновным. Здесь сумма возмещения может быть уменьшена по постановлению суда. Если вред причинен умышленно, сумма компенсации не снижается.

Каждый из указанных моментов потребует документально подтверждения невиновности гражданина. Без реальных доказательств ни частичного, ни уж тем более полного освобождения от ответственности не произойдет.

Обоюдная ответственность при дорожном происшествии может быть наложена на нескольких участников ДТП либо на собственника и водителя, управляющего машиной в момент аварии. Правда последний вариант потребует доказательств вины владельца транспортного средства. В любом случае каждая ситуация индивидуальна и нюансы таких разбирательств зачастую обладают таким набором тонкостей, что обычному гражданину невозможно разобраться самостоятельно. Поэтому оптимальный вариант – помощь юриста.

Водитель автотранспорта, совершив правонарушение, повлекшее дорожно-транспортное происшествие, может нести различные виды ответственности – от гражданско-правовой до уголовной. Какой именно, зависит от характера противоправных действий, последствия которых – наложение определенных санкций либо возмещение причиненного вреда.

Нарушение правил дорожного движения относится к административным правонарушениям, за которые придется заплатить штраф. Но возможны и более серьезные последствия, в виде лишения водительских прав либо ареста.

Законом предусмотрено, что за причинение любого вреда виновное лицо должно отвечать. Однако в зависимости от вида и размера причиненного вреда будет зависеть ответственность. Так, за причинение вреда в результате дорожного происшествия возможна административная или уголовная.

Касательно ДТП можно выделить следующие категории ущерба:
  • имущественный, который причиняется автомобилю, недвижимости и любым другим объектам. В этом случае объекты теряют свои свойства, либо повреждаются;
  • вред здоровью, который причиняется исключительно людям. Такой вред может очень сильно варьироваться, в зависимости от чего наступает та или иная ответственность.

Если рассматривать имущественный вред в рамках ДТП, то за него возможно наступление исключительно гражданской ответственности. В таком случае виновное лицо обязано компенсировать причиненные убытки, расходы, возместить весь ущерб. Гражданская ответственность не несет цели наказания или применения санкции.

ВАЖНО !!! За причинение вреда здоровью предусмотрена ответственность. Если рассматривать вред здоровью в рамках дорожной аварии, то это может быть, как административная, так и уголовная ответственность. При этом важное значение имеет тяжесть причиненного вреда.

Не любой вред будет признаваться таковым законом, поэтому привлечь виновное лицо не получится. Так, минимальный вред здоровью в результате ДТП для возникновения административной ответственности – это легкий. Если на основании заключений экспертов будет установлено, что пострадавший не получил такого вреда, водитель не понесет наказание. Однако пострадавшее лицо имеет право на предъявление гражданского иска.

Ключевой особенностью является наличие связи между произошедшим ДТП и причиненным вредом. Если установить ее невозможно, нельзя говорить об ответственности по соответствующей статье для водителя.

ВС: попавший в ДТП пассажир может получить выплаты с двух водителей

Легкий ущерб здоровью является минимальным для возникновения административной ответственности. В результате ДТП может быть причинен вред здоровью, однако если он не будет попадать под категорию легкого, привлечь водитель по данной статье будет невозможно. Например, небольшие травмы, синяки, царапины, физическая боль и другие незначительные последствия ДТП в отдельности не расцениваются как критерий легкого вреда здоровью.

Определение легкого вреда здоровью происходит исключительно по 2 последним критериям. Поэтому легким будет признаваться вред, в результате которого лицо потеряло не более 10% от общей трудоспособности, а период восстановления занял не более 21 дня. Данные критерии могут существовать как вместе, так и по отдельности.

Вред средней тяжести гораздо серьезнее, однако определяется по тем же критериям, что и в предыдущем случае. Различия заключаются только в количественной характеристике. Так, потеря общей трудоспособности не должна превышать 30%, то есть составлять от 10 до 30%, а период восстановления должен быть более 21 дня, то есть начиная с 22 дня.

Легкий и средний вред здоровью влекут серьезные неблагоприятные последствия для организма, однако в результате его причинения человек не лишается органов, не теряет существенные функции пожизненно.

Тяжкий вред здоровью определяется по первым 4 критериям, при этом для отнесения вреда к таковому достаточно хотя бы 1 из них. Практически любая травма из этой категории с высокой вероятностью может повлечь смерить человека без медицинского вмешательства.

Также тяжкий вред здоровью характеризуется наступлением неисправимых неблагоприятных последствий, которые остаются с человеком до конца жизни. Например, потеря конечности, слуха, либо зрения.

Законом установлена административная или уголовная ответственность. На квалификацию прямое влияние имеет тяжесть причиненного вреда. За легкий и средний наступает исключительно АО и водителю будет грозить крупный штраф с лишением прав до двух лет.

За тяжкий вред здоровью наступает только уголовная ответственность. Статья 264 УК Российской Федерации предусматривает наказание вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет, в зависимости от тяжести наступивших последствий.

Судебная практика показывает, что за причинение неблагоприятных последствий здоровью, водитель понесет ответственность практически во всех случаях, поскольку он является ответственным лицом, обязанным соблюдать все правила дорожного движения. Доказать свою невиновность будет очень трудно и для этого понадобятся существенные доказательства. В таком случае наилучшим вариантом будет обратиться за юридической помощью.

Причинение легкого вреда здоровью при ДТП — что грозит?

В первую очередь хочу обратить внимание на участников дорожного движения, здоровью которых может быть нанесен вред по вине водителя. К ним относятся:

  • водители других транспортных средств,
  • пассажиры,
  • пешеходы.

Примечание. Многие водители не осознают, что пассажиры собственного транспортного средства также попадают в этот список.

Водитель автомобиля А перевозит пассажира, не пристегнутого ремнем безопасности. Происходит ДТП по вине водителя автомобиля Б, при этом пассажир автомобиля А получает вред здоровью средней тяжести из-за удара головой о лобовое стекло.

В данном случае наказание за причинение вреда здоровью пассажиру может получить водитель автомобиля А, который перевозил непристегнутого пассажира, и именно это и стало причиной травмы.

Наказания предусмотрены за причинение следующего вреда здоровью потерпевшего:

1. Легкий вред здоровью потерпевшего — кратковременное расстройство здоровья или незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

2. Вред здоровью потерпевшего средней тяжести — неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.

3. Тяжкий вред здоровью потерпевшего:

  • вред, опасный для жизни человека;
  • потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;
  • прерывание беременности;
  • психическое расстройство;
  • заболевание наркоманией либо токсикоманией;
  • неизгладимое обезображивание лица;
  • значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
  • полная утрата профессиональной трудоспособности.

4. Смерть потерпевшего.

При ДТП, которое отягчается наличием пострадавших, возникает несколько видов ответственности:

  • гражданско-правовая, которая покрывает весь вред, причиненный в аварии;
  • административная, которая влечет исполнение наказания за нарушение ПДД, повлекшее происшествие;
  • уголовная (или административная), за травмы, причиненные людям.

Водитель транспортного средства, который признан виновным в ДТП, несет гражданскую ответственность за совершенную аварию. Страхуя свою гражданскую ответственность, автомобилист получает гарантии, что страховая компания оплатит тот вред, который получили другие участники неприятного события.

Бывают аварии, в которых признаются виновными пешеходы. В них не только пеший участник ДТП, но и пассажиры или водитель могут получить травмы различной степени тяжести. Если граждане получили легкие или средней тяжести увечья, то виновнику (речь идет именно о пешеходе) придется заплатить штраф в сумме от 1000 до 1500 рублей.

Если результатом аварии, возникшей по вине пешего гражданина, погибли люди, то для виновника предусмотрены следующие меры наказания:

  • лишение свободы (до 3 лет);
  • арест (до 120 суток);
  • принудительные работы (до 2 лет);
  • тюрьма (до 2 лет).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]