Выезд в нарушение ПДД на сторону дороги предназначенную для встречного движения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выезд в нарушение ПДД на сторону дороги предназначенную для встречного движения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Согласно ст.12.15 ч.4 административного Кодекса РФ, выезд на полосу со встрчным движением влечёт за собой в качестве наказания лишение водителя прав сроком на 4-6 месяцев.Одновременно с этим в части 3 статьи указаны случаи, когда подобное нарушение дорожных правил влечёт за собой лишь штраф до 1500 рублей без отстранения от управления автотранспортом:
- выезд на встречные пути трамвайного сообщения (к примеру, совершая объезд дорожного затора);
- выезд на встречку при развороте или левом повороте, имея целью припарковаться;
- объезд дорожного препятствия с выездом на встречную полосу.
Когда выезд на «встречку» не карается лишением прав
Принимая во внимание ч.3 ст.12.25, защита может доказать, что водитель вынужден был выехать на встречку, поскольку на его пути возникла неподвижная преграда. Это может быть, к примеру, автомобиль, стоящий на обочине или совершивший экстренное торможение во время движения, автопокрышка, животное или человек, крупная выбоина глубиной свыше 5 сантиметров и другие непреодолимые препятствия.
При наличии на дороге одновременно и разметочного пунктира, и знака, не допускающего обгон, водителю, согласно п.9.1 правил, следует самостоятельно определить ориентировочную черту, разделяющую направления движения, учитывая ширину дорожной полосы, размеры автомобилей и интервал между ними. В таких обстоятельствах выезд на встречку не будет считаться правонарушением, поскольку согласно Указанию 13/6-120 генерал-лейтенанта ГИБДД В.Кирьянова, любое несоответствие дорожной разметки установленным знакам трактуется в пользу водителя. Возврат прав в данном случае будет делом простым, поскольку не составит особого труда доказать факт наличия этого обстоятельства.
- ограждения в связи с дорожными работами;
- провал или яма на дороге;
- машина с выставленным аварийным знаком;
- упавшее дерево и тому подобное;
- прочие предметы, которые не позволяют проехать.
Когда на ограждениях, установленных на все полосы попутного направления, размещены предписывающие знаки направления объезда, то действовать строго их указаниям. В остальных случаях, пропустив машины, объехать препятствие по обочине, а если это невозможно, то, применяя меры предосторожности, можно объехать по встречной полосе движения.
Итак, вы все сделали правильно, пропустили встречный поток машин и объехали препятствие по встречной, так как не было возможности сделать это справа из-за искусственного ограждения. Но тут откуда ни возьмись появляется инспектор ДПС и собирается на вас составить протокол, вменяя вам выезд на встречную. Это называется «развод». Ни о каком лишении водительского удостоверения речи быть не может.
Первое: потребуйте у инспектора предъявить служебное удостоверение и зафиксируйте его данные.
Второе: заявите инспектору, что вы совершили вынужденный выезд на встречную (обочину) из-за препятствия и отсутствия возможности другого варианта объезда. И заодно спросите у инспектора, почему им не принимаются все необходимые меры для организации маршрута объезда возникшего препятствия, как того требует статья 49 приказа № 185 МВД РФ, а вместо этого он прячется в засаде. Налицо полная бездейственность со стороны инспекторов ГИБДД.
И, наконец, третье: заявите инспектору, что все его действия вы обжалуете через прокуратуру и суд, а сейчас вы намерены позвонить по телефону 102 и сообщить о его бездействии. Требуйте составления протокола, составления подробной схемы места нарушения, сфотографируйте место, где создана помеха и где «играл в прятки» инспектор.
«По встречной полосе (или обочине) я не двигался, а использовал часть дороги встречного движения для объезда препятствия, так как другого пути объехать не было. Инспектор проявил полное бездействие в организации объезда препятствия. Требую помощи адвоката. Инспектор отказался составить схему нарушения. Имею видеозапись с регистратора движения». (При наличии таковой.)
И в 10-дневный срок отправляйте заявление сразу в суд с требованием обжаловать вынесенное в ваш адрес постановление.
Даже если у вас не было выбора, объезд препятствия с нарушением ПДД карается штрафом. Увы, таковы реалии нашего законодательства. В Правилах дорожного движения вообще никак не объяснено, что нужно делать, если на дороге перед вами лежит дерево, стоит аварийная машина или любое другое препятствие, которое можно объехать только по «встречке». Нет ни соответствующего пункта, ни даже термина «Объезд».
Действуя строго по букве закона, нужно остановиться и подождать, пока препятствие кто-то уберет.
И все-таки есть пункты, косвенно касающиеся нашего случая:
- п.9.2 ПДД. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения…»;
- п.15.3. Движение через ж/п: «Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства».
Таким образом, если автомобиль выполняет смену полосы движения в связи с тем, что полоса чем-то или кем-то заблокирована, то его маневр может рассматриваться как объезд. Во всех остальных случаях, т.е. если на полосе движения присутствует какая-то активность в виде движущегося транспортного средства, маневр можно расценивать как опережение или как обгон.
Выезд на встречку: нарушение и наказание
- Если вы пересекли для объезда сплошную линию разметки, то это штраф 500 рублей (КоАП, 12.16 часть 1);
- Если вы объехали препятствие по обочине или по левой полосе 3-полосной (или более широкой) дороги при отсутствии интенсивного движения, то штраф 1 500 рублей (КоАП, 12.15 часть 1);
- Если вы выехали на встречную полосу, то штраф 1 000 — 1 500 рублей (КоАП, 12.15 часть 3).
Более половины всех регистрируемых нарушений правил движения на двусторонних дорогах вызваны выездом автомобилистов навстречу движущемуся потоку машин. И даже ужесточение наказаний за подобные нарушения не способствует снижению их количества. Наказанием в таких случаясь становится лишение прав на вождение или штрафы, размер которых зависит от условий, в которых это произошло. Например, за выезд на встречную полосу первый раз наказание в 2020 году представляет выплату 5 тыс. рублей или водитель лишается права водить машину на ближайшие 4-6 месяцев.
Выезд на полосу встречного движения обычно заканчивается штрафом, хотя в некоторых случаях, предусмотренных правилами дорожного движения, его можно избежать. Что же поможет избежать наказания?
- Узкая дорога без разметки и знаков, говорящих о том, что обгон запрещается. Получается, что в данном случае нет никаких запретов на то, чтобы выехать на встречную полосу и совершить обгон. Пункт 9.1 ПДД предусматривает, что количество полос движения определяется либо дорожной разметкой, либо специальными знаками; если же они отсутствуют, то это определяют сами водители с учетом габаритов автомобиля, ширины проезжей части и необходимого интервала. Из вышесказанного можно сделать один точный вывод: если нет разметки и знаков, то количество полос должно быть четным (как правило, это две полосы).
- Если на дороге 3 полосы для движения, вы видите разметку и нет никаких знаков, которые бы запретили вам совершать обгон. Если нет разметки, то дорога будет считаться двух- или четырехполосной.
Но есть и ситуации, когда выезд на встречную полосу категорически запрещен:
- Пункт 9.2 ПДД закрепляет правило, в соответствии с которым на дорогах, где имеется двустороннее движение с числом полос 4 и более, запрещается выезжать на полосу встречного движения для обгона. То есть разрешено выехать только для разворота или поворота, если это не запрещено знаками или дорожной разметкой.
- Если вы видите разметку, которая запрещает выезд на полосу встречного движения.
- Если есть знак «Обгон запрещен». В этом случае запрещается выезжать на полосу встречного движения независимо от количества полос и ширины проезжей части.
Проезд на красный свет — штраф в 2018
Нарушая предписания езды по встречке, водители рискуют быть оштрафованными как при случайном попадании в поле зрения сотрудников ГИБДД, так и вследствие произвольного выявления данного правонарушения.
Так как данные главы КоАП предписывают во многих пунктах лишение шофёрских прав. Это означает, что штраф или лишение за выезд на встречку – решение остаётся на усмотрение и понимание инспекторов ГИБДД, которые перед предъявлением нарушения обязаны зафиксировать его посредством установленного на посту или в автомобиле ДПС регистратора. Приостановка действия ВУ происходит на месте нарушения с предварительным составлением протокола и выдачей временного удостоверения, действующим до начала официального лишения. После проведения всех административных процедур на месте совершения нарушения, материалы направляются в мировой суд, в ходе заседания которого судья либо подтверждает действия офицера ГИБДД, либо отменяет их, штрафуя нарушителя. После официального постановления суда у водителя изымается временное ВУ, и стартует официальный срок лишения, во время которого шофёр не имеет права быть допущенным к вождению автомашины. По истечении лишения автолюбитель должен обратиться в отдел ГИБДД по месту лишения и получить назад свои права.
Выезд на встречную полосу через сплошную разметку
Согласно ст. 12.15 КоАП, штраф за выезд на встречную полосу в 2019 году является не единственной мерой наказания для провинившегося водителя. Ведь такого рода действия несут угрозу жизни людей, поэтому и расплачиваться за них порой приходится не только деньгами. Что конкретно может грозить автолюбителю помимо материального взыскания при игнорировании пункта 9.2 настоящих правил, рассмотрим ниже.
В качестве наказания за игнорирование ПДД при обгоне, законодательство РФ чаще всего ограничивается составлением административного протокола на сумму от 1000 до 2000 рублей. Лишение прав обычно наступает лишь при следующих обстоятельствах:
- Водитель неоднократно совершал правонарушение по ст. 12.15 КоАПа, о чем есть пометка в базе ГИБДД;
- При опережении транспортного средства через одинарную или двойную сплошную линию, автолюбитель спровоцировал аварию;
- Гражданин длительное время не оплачивает выписанное ему материальное взыскание за нарушение п.9 настоящих правил.
Исходя из этого получается, что если водитель в 2019 году выедет на встречную полосу первый раз, то наказание в виде штрафа ему грозит лишь при условии, что его маневр не стал причиной ДТП. А вот повторное игнорирование ПДД уже будет чревато для автомобилиста арестом его водительского удостоверения на срок от 3 до 12 месяцев.
Если при остановке инспектор ГАИ пытается вменить водителю, что тот нарушил п. 9 настоящих правил, то в первую очередь обвиняемой стороне нужно ознакомиться с предъявленными аргументами полицейского. Ведь в ПДД четко прописаны случаи, когда пересечение сплошной линии разметки считается вполне законным. И если совершенный маневр к ним относится, то выписать штраф гаишник не сможет.
Если никакие обстоятельства не убедили сотрудника ГИБДД отказаться от возбуждения административного дела, и обвиняемая сторона все равно уехала с выписанным постановлением, то спешить оплачивать штраф не нужно. Ведь законодательство РФ предусматривает возможность обжалования спорных ситуаций в суде, куда нарушителю и следует обратиться в течение 10 дней с момента получения протокола на руки.
Самым простым вариантом разрешения проблемы в пользу виновника окажется отсутствие у сотрудника ГАИ материалов по совершенному правонарушению. В противном случае водителю придется также подготавливать доказательства с места происшествия, чтобы судья смог убедиться в несоответствии дорожного указателя или разметки установленному ГОСТу.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Штраф за выезд на встречную полосу в 2021 году
Тут все просто, Правила дорожного движения однозначно указывают, когда выезжать на встречную полосу запрещено.
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
При повороте после выезда с пересечения проезжих частей транспортной средство не должно оказаться на встречной полосе. Количество полос и наличие разметки значения не имеет.
Тут очень важную роль играет определение термина «Обгон»:
«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Во первых обгон — это всегда выезд на встречную полосу, и нарушение правил при выполнении обгона — это всегда выезд на встречную полосу в нарушение Правил дорожного движения.
Во вторых обгон — это возврат на ранее занимаемую полосу или сторону проезжей части.
Это два основных момента, которые необходимы для верной квалификации нарушений.
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
- транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
- транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
- следующее за ним транспортное средство начало обгон;
- по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
Только выполнив вышеуказанные условия можно начинать обгон, а равно и выезжать на встречную полосу для совершения обгона.
11.4. Обгон запрещен:
- на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
- на пешеходных переходах;
- на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
- в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
Чтобы вам было проще понять этот пункт, просто представьте перед всеми указанными местами установленный знак 3.20 «Обгон запрещен». Запомните эти места и всегда мысленно дорисовывайте этот знак, когда к ним подъезжаете.
Из практики могу рассказать случай, когда нам удалось спасти права клиенту, автомобиль которого совершил столкновение на полосе встречного движения.
Двигаясь в плотном потоке московской пробке, на повороте левые колеса автомобиля попали на снежную «кашу», заботливо приготовленную коммунальщиками. Автомобиль вышел из-под контроля, медленно «пополз» в сторону встречного направления движения и столкнулся с другим. Повреждения были незначительными, оба водителя оказались воспитанными и понимающими людьми, и дело обошлось без особых эмоций.
Приехавшие через 4 часа сотрудники ГИБДД, не церемонясь, составили протокол за выезд на «встречку» водителю, который не понял «прозрачных» намеков, и уехали.
Судья изначально была непреклонна и не слушала наших доводов о том, что погодные условия и снег сделали свое гадкое дело. Был вызван потерпевший в ДТП, который подтвердил, что целенаправленного выезда на встречку обвиняемый водитель не нарушал. Права остались у клиента.
Напоследок небольшая просьба: будьте терпимы и внимательны друг к другу на дороге, относитесь с пониманием к ситуациям, которые уже произошли, примите их, как факт и не пытайтесь выместить зло на обидчике, если он действительно сделал это не специально.
— Часто возникают случаи, когда разметка на дороге стерта или засыпана снегом. В итоге получается, что автомобиль пересекает двойную сплошную линию разметки. Как быть в таких ситуациях?
В подобных случаях водителю лучше произвести фотографии участка дороги, где дорожная разметка стерта или засыпана снегом, чтобы доказать тот факт, что нарушение ПДД произошло не по вине водителя. Фотосъемку лучше производить в присутствии свидетелей, которые в случае необходимости смогут подтвердить, когда и где она производилась.
— Если висит знак «Движение прямо или направо», а водитель производит поворот налево, то это считается встречкой? Если да, то какое наказание предусмотрено за это действие: штраф или лишение?
Действия водителя будут квалифицированы, как выезд на «встречку» в том случае, если он, нарушив требования предписывающего знака выехал на дорогу с односторонним движением. В противном случае он будет нести ответственность по ст. 12.16 КоАП РФ, санкция которой предусматривает штраф в размере 100 рублей. Как правило, с той стороны, с которой движение по дороге с односторонним движением запрещено, устанавливается дорожный знак «Въезд запрещен» («кирпич»). Если же при совершении маневра водитель пересек сплошную линию разметки, то его действия будут квалифицироваться по ч.3 ст.12.15 КоАП РФ (Выезд на трамвайные пути встречного направления, а равно выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия), что повлечет наложение штрафа от тысячи до полутора тысяч рублей.
3/ Лишение прав за выезд на встречную полосу, как избежать лишение прав за выезд на встречную полосу-советы от автоюристов АвтоЭксп.
Какая сплошная неподсудна или лишение прав за выезд на встречную полосу?
- пункт 9.2 «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы. При этом не важно — есть разметка или нет, так как количество полос движения определяется разметкой или знаками «движение по полосам», а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов автомобиля. При этом стороной для встречного движения считается половина ширины дороги, расположенная слева.
Согласно ГОСТу, ширина каждой размечаемой полосы движения должна быть не менее 3 метров. Измерять следует реальную ширину дороги. Например, зимняя дорога сужена из-за собранного снега, значит, измерять ширину нужно от отвала до отвала, а не откапывать бордюр под ним. Если есть разметка, то по краям проезжей части от разметки до разметки. И не следует обращать внимание на местные уширения, они на количество встречных полос не влияют.
Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД
Ситуация 1. Дорога не очень широкая
Если дорога узкая, без разметки и каких-либо дорожных знаков, запрещающих обгон, либо иных условий, которые запрещают выезжать на полосу встречки, не накладывается при этом ограничений на движение по встречной полосе.
Дорога может быть неширокой, но только если отсутствует разметка и количество полос в процессе движения, это определяет для себя сам водитель.
Не стоит забывать о том, что половина ширины проезжей части, которая располагается слева, относится к стороне, предназначающейся для встречного движения.
Каждое из этих требований прописано в пункте 9.1, число полос движения для безрельсового транспорта определено разметкой, либо же знаками: 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8.
Если их нет, тогда водитель сам имеет право, учитывая ширину проезжей части, а также габаритов транспортного средства и всех необходимых интервалов между ними принять важное решение.
Сторона, которая предназначается для движения по встречке без разделительных полос будет относиться к половине ширины проезжей части, которая располагается слева. Не учитываются местные расширения проезжей полосы.
Внимание! Очень важно, если на дороге отсутствует разметка, тогда количество полос на ней должно быть обязательно четким, и половина дороги будет предназначаться для осуществления движения по встречному пути. То есть на дороге без разметки будет либо две полосы, либо же сразу четыре. Трех быть не должно!
Рассмотренная ситуация с выездом на встречную полосу движения должна быть с неширокой дорогой, иначе она может превратиться в четырехполосную, а выезд на встречку станет причиной выписано штрафа или сурового наказания в виде лишения прав.
Ситуация 2. Трехполосная дорога
Дорога с тремя полосами без каких-либо дополнительных условий и знаков запрещает выезд на среднюю полосу, можно осуществлять выезд без риска и остаться без водительских прав в случае обгона.
На трехполосную дорогу должна быть нанесена разметка, в ином случае, дорогу могут признать двухполосной, либо же четырехполосной (тут все зависит от ширины проезжей части).
Последние обсуждения на форуме:
- Учусь в автошколе. Инструктора не могут однозначно ответить на
- Можете разъяснить в деталях , как правильно въезжать .
- Кто будет виновник аварии в данной ситуации?
- Правда, что начали выдавать права с 17лет? Многие СМИ утверждают.
- Учусь в автошколе экзамены будут в апреле, распространится ли
До 1 января 2013 года наказание за выезд на встречку было безальтернативным. На сегодняшний день наказание для водителя определять суд: либо лишение прав на 4-6 месяцев, либо только штраф 5000 рублей. Это при условии первого подобного нарушения ПДД водителем. А в случае повторного нарушения наказание строжайшее — лишение водительских прав на год. Исключение при выборе формы наказания за повторное нарушение: фиксация нарушения не инспектором ГИБДД, а техническими средствами. Тогда водитель отделается лишь штрафом в 5000 рублей.
Объезд препятствия по встречной полосе. Данный вопрос является наиболее сложным, т.к. автомобилист попадает в непонятную ситуацию: ехать как-то надо, а по правилам это никак не сделать. Т.е. впереди какое-либо препятствие, слева сплошная линия разметки, а справа – обочина или тротуар. Тут приходится выбирать: либо ждать, пока препятствие будет ликвидировано, либо ехать с нарушением правил. Но нужно помнить, что за данное нарушение лишение прав не последует!
Вопрос: |
Ответ: |
Вопрос: |
Ответ: |
Вопрос: |
Ответ: |
При объезде препятствия слева вы частично или полностью выехали на полосу встречного движения или трамвайные пути встречного направления, под препятствием следует понимать неподвижный объект на полосе движения (неисправное или повреждённое транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе
В данном случае к вам будет применена статья 12.15 часть 3 КоАП, административный штраф в размере 1000 до 1500 рублей
Любой выезд не сопряжённый с объездом препятствия, причина выезда не имеет значение, обгоняли автомобиль или не заметили знак, результат будет один, статья 12.15 часть 4 административный штраф в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев. При повторном нарушении это будет статья 12.15 часть 5 и вам светит лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — административный штраф в размере 5000 рублей
Такие случаи происходят если вы не увидели или проигнорировали знак 3.1 Въезд запрещён или при выезде по какой то причине данный знак не установили дорожные службы. В таком случае к вам применят статью 12.16 часть 3 административный штраф в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев а при повторном нарушении статья 12.16 часть 3.1 лишение права управления транспортными средствами на срок 1 год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — административный штраф в размере 5000 рублей
Определение выезда на встречную полосу по ПДД и другим статьям закона
Иногда перемещение по встречной части дороги допускается. Традиционно не карается кратковременное пересечение линии или проезд по ней. Это возможно при возникновении следующих условий:
- Обгон тихоходных ТС. Для предотвращения скопления машин разрешается пересекать сплошную линию разметки. Тихоходные ТС отмечаются специальными символами (треугольниками) и способны развить скорость не выше 30 км/ч. К подобным средствам относится специальная дорожная техника для ремонта.
- Объезд препятствий по встречной. Закон не устанавливает точный перечень возможных ситуаций. Легальный объезд происходит в случае, если нельзя продолжить перемещение в прежнем направлении по указанной полосе. Причиной может стать неподвижный объект, обвал грунта и т. д. Запрещен объезд на дороге с 4 полосами или более. При наличии 3 частей нельзя выезжать на левую. Запрещается выезд на встречку, если рядом располагается железнодорожный переезд.
- При наличии временной (желтой) разметки. Если она проходит через чужие полосы движения, водитель может двигаться по ней, не создавая помехи. Традиционно такая разметка оставляется при проведении дорожных работ или наличии иных препятствий, которые невозможно быстро устранить.
- Обгон. Разрешается совершать при отсутствии запрещающей линии. Обгон по встречке можно сделать, если есть прерывистая разметка. В ряде случаев маневр запрещен. Например, при наличии знаков. Водитель должен грамотно оценить время и расстояние. Нельзя совершать двойной обгон, если другая машина уже выехала на встречку.
Чтобы ответить на вопрос о том, какой штраф за выезд на встречную полосу придется заплатить, необходимо учитывать ряд обстоятельств. Например, перемещение по дороге с односторонним движением в обратном направлении является нарушением, которое с высокой вероятностью может стать причиной аварии. За подобную ошибку водителя могут лишить прав.
В редких случаях выезд вопреки правилам признается крайней необходимостью. Судебная практика показывает, что даже при угрозе ДТП такой маневр чаще всего становится причиной штрафа или изъятия прав. Если водитель пытался избежать аварии, ему придется найти свидетелей и доказать, что он соблюдал дистанцию, а резкое торможение не могло смягчить удар. Выезд на встречную чаще всего считается необходимостью, если пешеход нарушил правила, а водитель мог сохранить ему жизнь только таким способом.
Езда по встречной стороне на перекрестке возможна в 2 случаях. Водитель может совершить обгон до того, как повернул, или переместиться на чужую полосу после маневра. В первом случае при отсутствии пересечения сплошной линии и пешеходных переходов неподалеку действия владельца ТС могут быть законными. Разрешается совершать обгон, если машина едет по главной дороге и нет регулировщика или светофора.
Если автомобиль оказался на чужом полотне дороги после поворота или был совершен нелегальный обгон, штраф за встречку составит 5000 руб. в случае, если водитель не создал аварийную ситуацию. Максимальное наказание – изъятие прав на 4-6 месяцев.
Разворот может выполняться на перекрестке или вне его. В первом случае необходимо занять крайнее левое положение. Совершать разворот на перекрестке, если сходятся дороги с 2 полосами, нельзя, т. к. водителю придется сместиться на крайнюю правую часть или использовать задний ход. На прямых дорогах допускается использование пространства возле обочины, если места для маневра недостаточно. При этом водитель должен пропустить других участников и убедиться, что он никому не мешает.
Нельзя совершать разворот в тоннелях, при наличии пешеходных переходов неподалеку, через сплошную разметку, в условиях ограниченной видимости, на остановках и т. д.
При развороте выезд на встречную носит кратковременный характер, т. е. отсутствует движение по чужому полотну дороги в течение продолжительного времени. Штраф за данное нарушение не превышает 1500 руб.
Объезд препятствия на дороге – штраф или лишение?
При движении по реверсивной полосе перестраиваться разрешается только в том случае, если виден следующий светофор и на экране горит разрешающий сигнал. Сменить часть дороги можно в любой момент.
Правилами разворот на реверсивных полосах через разделительную разметку слева не запрещен прямо, но можно обнаружить косвенные указания на невозможность такого маневра. На подобных дорогах разрешается менять направление движения только в случае, если обе части предполагают перемещение в одну сторону. По этой причине запрещен выезд на чужую часть дороги и пересечение крайней левой разделительной черты.
Для предотвращения спорных ситуаций и получения наказания за езду по чужой стороне рекомендуется использовать видеорегистратор. Зафиксированные доказательства помогут при судебном разбирательстве. Это важно в тех случаях, когда мнение сотрудника ГИБДД не совпадает с указанным в ПДД РФ или может трактоваться двусмысленно.
Правилами предусмотрено существование крайней необходимости нарушения норм. Наказание может быть смягчено, если водитель докажет, что иного способа решения проблемы не было, а причиненный вред оказался меньше, чем возможный при стандартном соблюдении ПДД. Однако судебная практика показывает, что такие случаи редки.
Не забирают водительские права при относительно небольших нарушениях правил. Например, при объезде препятствий, если факт наличия помехи был установлен. Лишение прав происходит лишь в том случае, если человек ошибочно принял обгон за объезд. Подобное может произойти при выезде на встречную часть из-за остановившегося автобуса или медленного ТС.
Разворот с перемещением на чужую часть дороги предусматривает штраф. Это связано с отсутствием факта движения в обратном направлении. При совершении нарушения водитель лишь пересекает разметку.
Если факт нарушения очевиден, рекомендуется не пытаться доказать свою невиновность. Не следует принимать агрессивную позицию и приводить доводы для смягчения наказания, если их уже рассмотрели. Традиционно раскаяние позволяет сменить санкции с изъятия прав на штраф (5000 руб.).
Под выездом на встречку принято понимать заезд ТС на полосу дороги, предназначенную для движения встречных автомобилей. Так как движение транспортных потоков на дороге определяется разметкой, знаками и светофорами, при езде в населенных пунктах и за городом водители обязаны руководствоваться их указаниями. В одних случаях разметка и знаки дорожного движения разрешают автомобилистам выезжать на встречную полосу для выполнения на них определенных действий, в других — категорически запрещают.
Независимо от того, за какое описываемое в данной статье нарушение дорожный инспектор остановил автолюбителя, последний избежит лишения ВП и отделается исключительно потерей денег только в том случае, если подобное правонарушение он совершил в первый раз за последние 12 месяцев.
По состоянию на 2020 год ПДД предусматривает несколько ситуаций, связанных с запрещенным выездом на встречку. Попав в одну из них, водитель автоматически накажет себя рублем. Все эти ситуации перечислены в приведенной ниже таблице.
№ п/п | Вид нарушения | Пояснение | Штраф, р. (ст. — ч. КоАП) |
---|---|---|---|
1 | Обгон по встречной | Запрещенным маневром считается не только полное, но и частичное пересечение ТС сплошной линии разметки, разделяющей разнонаправленные потоки транспорта. | 5000
(12.15 — 4) |
2 | Объезд препятствия по встречке | Пункт 1.2 ПДД гласит, что препятствием считается любой неподвижный объект на полосе движения. Не являются таковым автомобильный затор или ТС, остановленное для проверки дорожным инспектором. | 1000–1500
(12.15 — 3) |
3 | Разворот через сплошную полосу с выездом на встречную | Запрещается совершать выезд через сплошные одинарную 1.1 и двойную 1.3 линии, а также разметку 1.11 со стороны ее непрерывной составляющей. | 5000
(12.15 — 4) |
4 | Встречное движение по односторонней дороге | Приравнивается к заезду на встречку. | 5000
(12.16 — 3) |
5 | Выезд на реверсивную полосу | Не разрешается совершать под неработающий светофор. | 5000
(12.15 — 4) |
Несвоевременное перестроение с реверсивной под желтый или въезд на нее под красный сигнал светофора | 1000
(12.12 — 1) |
||
Объезд препятствия по полосе, действующей в режиме реверса | 1000–1500
(12.15 — 3) |
||
6 | Выезд на встречные трамвайные пути | При обгоне приравнивается к заезду на встречку. | 5000
(12.15 — 4) |
При объезде препятствия санкция смягчается. | 1000–1500
(12.15 — 3) |
Оштрафовать за движение по встречной полосе нарушителя может не только сотрудник ГИБДД или судья. Если запрещенный маневр будет снят дорожной системой автофиксации нарушений, владельцу ТС по почте придет «письмо счастья» с требованием заплатить штраф. Единственным утешением для нарушителя в данной ситуации является то, что, сколько бы раз в течение года дорожные камеры ни «ловили» его за подобные запрещенные действия, грозить ему будет только потеря денег, но не лишение прав за встречку.
Юристы крайне не советуют автолюбителям набирать несколько подобных штрафов с камер. Причина такой рекомендации заключается в том, что если в дальнейшем человек будет остановлен дорожным инспектором за любое нарушение ПДД, влекущее за собой изъятие ВП, то практически со стопроцентной вероятностью несколько следующих месяцев он не сможет управлять автомобилем.
Если автомобилист совершит одно и то же нарушение, связанное с заездом на встречку, второй раз на протяжении одного года и будет остановлен за это сотрудниками ГИБДД, отделаться потерей некоторой суммы или лишением прав за выезд на встречную полосу сроком на 4–6 месяцев у него не получится. В этом случае в суде он гарантированно превратится в пешехода на 1 год.
Несмотря на то что заезд на встречку считается тяжким правонарушением, за которое строго наказывают штрафом или лишением ВП, даже за него можно полностью избежать наказания. Однако для этого человек должен привести убедительные доводы, рассмотрев которые остановивший его инспектор (или в дальнейшем судья) «простит» ему выезд на встречную. К таковым доводам относятся:
- Попытка избежать ДТП. Если автолюбитель переехал сплошную линию, чтобы не врезаться в другой автомобиль или не сбить выскочившего под колеса человека, то, вероятней всего, его не накажут.
- Крайняя необходимость. Под ней обычно подразумевают ситуацию, когда заезд на встречку автомобилист осуществил, объезжая препятствие из-за того, что не мог ждать, когда для проезда освободятся попутные полосы. Если водитель предоставит остановившему его инспектору доказательства того, что он везет в больницу тяжелобольного родственника либо спешит куда-то по неотложному делу, то, скорее всего, сотрудник ГИБДД не будет составлять на него протокол за движение по полосе для встречного транспорта.
- Нечитаемость разметки или отсутствие умысла в совершении запрещенного маневра у нарушителя. Это самые спорные доводы, которые на большинство инспекторов не действуют. Для доказательства того, что управляющий ТС человек проехал против потока из-за того, что не увидел запрещающей сплошной, чаще всего приходится обращаться в суд. Однако в случае, когда владельцу авто грозит не штраф, а изъятие ВП, данные доводы остаются последним шансом для автомобилиста не превратиться на несколько месяцев в пешехода.
Езда против потока часто вызывает вопросы даже у опытных автомобилистов. Спорные моменты, связанные с заездом на встречку, активно обсуждаются пользователями многих автомобильных форумов. Примеры таких «дискуссий» приведены ниже.
Если на реверсивной полосе столкнутся машины, выехавшие на нее с двух разных сторон под выключенные светофоры, кого из водителей накажут?
Ответ: Обоих. Согласно п. 6.7 ПДД перестроение на реверсивную полосу под неработающий светофор запрещено. Причина: регулирующий движение прибор может не работать лишь с одного конца реверсивного участка дороги, а с другого он в это же время может функционировать нормально. Если водитель выедет на него под выключенный светофор, он может оказаться на встречке, за что автоматически будет оштрафован. В случае же, описанном в Вашем вопросе, водители обоих ТС оказываются в одной ситуации и совершают одинаково наказуемые деяния.
Недавно ездили в гости к знакомым, а попасть к ним можно только по улице с односторонним движением. При подъезде к дому муж проглядел поворот, поэтому остановился и сдал задом назад. Меня интересует: если бы нас «поймали» гаишники, могли бы они оштрафовать мужа за езду задним ходом по улице с односторонним движением как за езду по встречной?
Ответ: Еще в 2012 г. Верховный Суд РФ разъяснил, что езда задним ходом по дороге с односторонним движением разрешается при условии «объективной необходимости» (для объезда препятствий, парковки). Однако пропуск поворота и возвращение к нему задом под это понятие не подпадают, поэтому инспекторы ГИБДД чаще всего трактуют такой маневр именно как движение по встречке и штрафуют за него на 5000 рублей по ч. 3 ст. 12.26 КоАП. То есть Вашего мужа, скорее всего, по этой статье бы и оштрафовали.
Как быть, если я еду по 2-полосной дороге, на которой нет разметки (или ее не видно) и мне надо обогнать попутку? Допустим, я пойду на обгон, а меня остановят стоящие недалеко гаишники. Смогу ли я избежать штрафа за обгон по встречке?
Ответ: В данном случае Ваш вопрос описывает 2 диаметрально разные ситуации. Если на дороге нет сплошной линии и Вы обгоняете попутное ТС, соблюдая все правила обгона, то оштрафовать Вас не могут по закону. Если же сплошная есть, но ее не видно (из-за снега, грязи), то избежать наказания за выезд на встречную полосу Вы также сможете, но для этого Вам придется потрудиться. Нужно будет самостоятельно собирать доказательства нечитаемости разметки, искать свидетелей своего проступка, нанимать адвоката и идти с ним в суд.
Да, многие помнят, что на первых же занятиях в автошколах инструкторы объясняют будущим водителям, что выезд на встречку считается одним из опаснейших дорожных маневров и Административный кодекс жестко наказывает за подобное нарушение ПДД. Несмотря на это, некоторая часть автолюбителей игнорирует Правила и периодически выскакивает против потока, рискуя спровоцировать аварию. Именно таким водителям хочется еще раз сказать: помните, что несколько минут, выигранных сомнительным маневром на встречке, не стоят человеческих жизней, которые может забрать запрещенный объезд пробки или разворот через сплошную.
Камера. Все камеры, которые «штрафуют» за превышение скорости, могут определить и движение в противоположном направлении. Как правило, камеры ставят в местах, где нарушения происходят чаще всего, например, на длинных прямых участках дороги между населенными пунктами или районами города.
Инспектор ГИБДД. Сотрудники дорожной полиции тоже стоят там, где водители нарушают чаще. Если инспектор заметит движение по встречной полосе, последует наказание — чаще всего это лишение прав, но возможен и штраф.
Самое распространенное нарушение ПДД, связанное с лишением права управления, для не злостного нарушителя является выезд на полосу движения, предназначенную для встречного движения. Однако не каждый выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, влечет за собой лишение права управления транспортными средствами. Лишить права управления могут только за те нарушения, которые квалифицируются по следующим статьям: ст. 12.15. ч. 4 КоАП РФ — Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. ст. 12.16. ч.3 КоАП РФ — Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. Для квалификации действий водителя по ст. 12.15. ч.4 КоАП РФ необходимо соблюдение нескольких условий: 1. должен осуществляться выезд, а не поворот или разворот. 2. выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, должен быть связан с нарушением требований ПДД, дорожных знаков или разметки. 3. должна существовать полоса, предназначенная для встречного движения (на дорогах с односторонним движением такая полоса отсутствует), либо трамвайные пути встречного направления. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий действия водителя не могут квалифицироваться по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ. Для квалификации действий водителя по ст. 12.16. ч.3 КоАП РФ необходимо соблюдение нескольких условий: 1. движение должно осуществляться во встречном направлении. 2. дорога должна быть с односторонним движением (дорога, по которой движение маршрутных транспортных средств осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств, не будет являться односторонней дорогой). При отсутствии хотя бы одного из указанных условий действия водителя не могут квалифицироваться по ст. 12.16. ч.3. КоАП РФ.