Взыскание материального ущерба при ДТП в РК

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание материального ущерба при ДТП в РК». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» целью обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств является обеспечение защиты имущественных интересов третьих лиц, жизни, здоровья и (или) имуществу которых причинен вред в результате эксплуатации транспортных средств, посредством осуществления страховых выплат.

Согласно пункту 1 статьи 7 указанного Закона, эксплуатация транспортного средства в случае отсутствия у его владельца договора обязательного страхования ответственности владельца транспортных средств не допускается.

Однако не редки случаи, когда у виновника ДТП оказывается просроченным страховой полис (договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств), либо он вовсе отсутствует. В данном случае применимы положения Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть), а именно положения статьи 917 Гражданского кодекса, согласно которой, вред (имущественный и (или) неимущественный), причиненный неправомерными действиями (бездействием) имущественным или неимущественным благам и правам граждан и юридических лиц, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме. То есть в этом случае требовать возмещения вреда можно только от самого причинителя.

В случае, если виновник ДТП отказывается добровольно и в полном объеме возместить вред, причиненный в результате совершения ДТП, то такой вред взыскивается в судебном порядке.

Как возмещается ущерб при ДТП в судах

В целях взыскания в судебном порядке суммы ущерба, причиненного в результате совершения ДТП, заявитель (потерпевшее лицо) должен приложить к исковому заявлению следующие документы:

  • Документы, подтверждающие событие и обстоятельства ДТП:
    • копия протокола об административном правонарушении;
    • копия постановления по делу об административном правонарушении, которым установлена вина лица, совершившего ДТП;
    • иные документы из дорожной полиции (схемы, объяснительные и т.п.);
  • Документы, подтверждающие права на поврежденное имущество (свидетельство о регистрации транспортного средства);
  • Заключение независимой оценочной компании, о размере причиненного ущерба;
  • Документы, подтверждающие оплату услуг оценщика (чеки, акты выполненных работ и т.п.);
  • Документы, подтверждающие иные расходы, связанные с совершенным ДТП.
  • Составить документы
  • Юридические заключения
  • Абонентское обслуживание
  • Адвокаты в Нур-Султане
  • Адвокаты в Алматы
  • Адвокаты в Петропавловске
  • Ценовая политика
  • Какую ипотеку можно оформить на первичное жилье
  • Как взять кредит в Отбасы банке на ремонт жилья
  • Договор купли-продажи: важные детали, дополнительные пункты
  • 7 преимуществ пароварки
  • Личный опыт: как купить квартиру в ипотеку с минимальной переплатой

Возмещение ущерба после ДТП виновником: порядок, сроки, образец иска

Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.

Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:

  • непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
  • затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
  • упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.

Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.

Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.

Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.

Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.

Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.

Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.

«Гражданско – процессуального Кодекса Республики Казахстан»

Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

  • ремонт и восстановление транспортного средства;
  • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
  • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
  • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
  • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
  • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:

  • получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
  • обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
  • проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
  • направление виновной стороне претензии.

Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:

  • сведения о виновной стороне как адресате документа;
  • обстоятельства ДТП;
  • описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
  • претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
  • подпись заявителя.

В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.

К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:

  • акт о наступлении страхового случая;
  • справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
  • другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.

Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.

\n

, ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности)

\n

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия, стройки, владельцы транспортных средств и др.) обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

\n

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на любом другом законном основании (договоре имущественного найма, доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения компетентного органа о передаче источника и т.п.).

\n

2. Владельцы источников повышенной опасности несут солидарную ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

\n

Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях. При этом:

\n

1) вред, причиненный по вине одной стороны, возмещается в полном объеме этой стороной;

\n

2) вред, причиненный по вине обеих или нескольких сторон, возмещается соразмерно степени вины каждой из них.

\n

При невозможности установить степень вины каждой из сторон ответственность распределяется между ними поровну.

\n

При отсутствии вины сторон в причинении вреда ни одна из них не имеет права требовать возмещения вреда. Каждая из сторон несет в таком случае риск понесенных ею убытков.

\n

3. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из обладания владельца в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца в противоправном изъятии из его обладания источника повышенной опасности ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лиц, завладевших источником повышенной опасности.

\n

Кроме того, согласно п. 3 ст. 1

\n

\n

, гражданско-правовая ответственность владельца транспортного средства — установленная гражданским законодательством Республики Казахстан обязанность физических и юридических лиц возместить вред, причиненный жизни, здоровью и (или) имуществу третьих лиц в результате эксплуатации транспортного средства как источника повышенной опасности.

\n

Далее, ст. 3 Закона Республики Казахстан от 1 июля 2003 года № 446-II «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», объектом обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств) является имущественный интерес застрахованного лица, связанный с его обязанностью, установленной гражданским законодательством Республики Казахстан, возместить вред, причиненный жизни, здоровью и (или) имуществу третьих лиц в результате эксплуатации транспортного средства как источника повышенной опасности.

\n

Однако, ни в Гражданском Кодексе Республики Казахстан, ни в Законе Республики Казахстан от 1 июля 2003 года № 446-II «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» нет четкого понятия о самом источнике повышенной опасности для окружающих.

\n

A.M. Белякова отмечала три основные позиции по этому вопросу:
1) источник повышенной опасности определяется как деятельность;
2) источником повышенной опасности считаются свойства вещей или силы природы, которые при достаточном уровне развития науки и техники не поддаются полностью контролю человека, создают высокую степень вероятности причинения вреда жизни и здоровью человека либо материальным благам;
3) под источником повышенной опасности понимаются предметы, вещи, оборудование, находящиеся в процессе эксплуатации и создающие при этом повышенную опасность для окружающих.

\n

О.А.Красавчиков пишет: «Источники повышенной опасности – это предметы материального мира… Понятно, что такими источниками являются не все предметы, а лишь те, которые обладают специфическими особенностями или свойствами. Так, движущийся трактор, работающий станок заключают в себе определенный запас кинетической энергии. Поднятый на определенный этаж лифт или на известную высоту башенным краном груз обладает запасом потенциальной энергии. Определенной энергией обладают взрывчатые и горючие вещества… они требуют постоянного внимания и соответствующих усилий для предотвращения самопроизвольного высвобождения энергии в результате взрыва, самовозгорания и т.д. Это и создает повышенную опасность при их изготовлении, использовании, хранении и транспортировке».

\n

Между тем, этот вопрос не интересует практически никого в суверенном Казахстане.

\n

Что делать? Как быть? Кто виноват? Пожалуй, классические вопросы возникают у многих людей, которые вчера даже не думали, что такое может случиться и с ними, и с ней, и даже с ними.

\n

В моей статье я не буду расписывать вопросы, последствия действий при ДТП и т.д., потому как считаю, что это отдельная тема для обсуждения, которые Вы можете задать на сайте: http://scpg.kz/

\n

Начнем пожалуй с обращения в судебные органы по факту взыскания материального ущерба причиненного в результате дорожно – транспортного происшествия.

\n

Так в действующем законодательстве за вред причиненный в следствии дорожно – транспортного происшествия, предусмотрена ст. 917 Гражданского Кодекса Республики Казахстан, вред (имущественный и (или) неимущественный), причиненный неправомерными действиями (бездействием) имущественным или неимущественным благам и правам граждан и юридических лиц, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме.

\n

Думаю, что при подаче искового заявления в судебные органы Республики Казахстан, необходимо в обязательно порядке выяснять важные моменты, с которыми в дальнейшем придется иметь дело, дабы они не стали камнем преткновения.

\n

Основные моменты:

\n

— выяснить имущественное положение ответчика;

\n

1) владеет ли ответчик, на праве собственности движимым или недвижимым имуществом;

\n

2) каким правом обладал ответчик при ДТП, в частности было право собственности, либо доверительного управления движимым имуществом;

\n

3) семейный статус ответчика, холост (а), (не) замужем;

\n

4) наличие страхового полиса ГПО;

\n

5) наличие права управления автотранспортным средством.

\n

Вышеописанные данные просто необходимы, при подаче ходатайства об обеспечении иска.

\n

Также необходимо!

\n

Выяснить, сумму ущерба, посредством обращения в специализированные компании, которые занимаются оценкой ущерба причиненного дорожно – транспортным происшествием.

\n

Стоит отметить, а также разграничивать 3 разных понятия:

\n

\n

\n

» (Налоговый кодекс)

\n

Ставки государственной пошлины в судах

\n

1. С подаваемых в суд исковых заявлений, заявлений особого искового производства, заявлений (жалоб) по делам особого производства, заявлений о вынесении судебного приказа, заявлений о выдаче дубликата исполнительного листа, заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских (арбитражных) судов и иностранных судов, заявлений о повторной выдаче копий судебных актов, исполнительных листов и иных документов государственная пошлина взимается в следующих размерах:

\n

1) с исковых заявлений имущественного характера:

\n

для физических лиц — 1 процент от суммы иска;

\n

для юридических лиц — 3 процента от суммы иска.

\n

Пожалуй еще один наиважнейший вопрос, с которым могут столкнуться истцы при подаче искового, что не всегда суд взыскивает с ответчика сумму ущерба причиненного дорожного – транспортным происшествием, если последний управлял на основании доверительного управления движимым имуществом (проще говоря, доверенность)

\n

, ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности)

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия, стройки, владельцы транспортных средств и др.) обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на любом другом законном основании (договоре имущественного найма, доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения компетентного органа о передаче источника и т.п.).

2. Владельцы источников повышенной опасности несут солидарную ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях. При этом:

1) вред, причиненный по вине одной стороны, возмещается в полном объеме этой стороной;

2) вред, причиненный по вине обеих или нескольких сторон, возмещается соразмерно степени вины каждой из них.

При невозможности установить степень вины каждой из сторон ответственность распределяется между ними поровну.

При отсутствии вины сторон в причинении вреда ни одна из них не имеет права требовать возмещения вреда. Каждая из сторон несет в таком случае риск понесенных ею убытков.

3. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из обладания владельца в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца в противоправном изъятии из его обладания источника повышенной опасности ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лиц, завладевших источником повышенной опасности.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 1

, гражданско-правовая ответственность владельца транспортного средства — установленная гражданским законодательством Республики Казахстан обязанность физических и юридических лиц возместить вред, причиненный жизни, здоровью и (или) имуществу третьих лиц в результате эксплуатации транспортного средства как источника повышенной опасности.

Далее, ст. 3 Закона Республики Казахстан от 1 июля 2003 года № 446-II «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», объектом обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств) является имущественный интерес застрахованного лица, связанный с его обязанностью, установленной гражданским законодательством Республики Казахстан, возместить вред, причиненный жизни, здоровью и (или) имуществу третьих лиц в результате эксплуатации транспортного средства как источника повышенной опасности.

Однако, ни в Гражданском Кодексе Республики Казахстан, ни в Законе Республики Казахстан от 1 июля 2003 года № 446-II «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» нет четкого понятия о самом источнике повышенной опасности для окружающих.

A.M. Белякова отмечала три основные позиции по этому вопросу:
1) источник повышенной опасности определяется как деятельность;
2) источником повышенной опасности считаются свойства вещей или силы природы, которые при достаточном уровне развития науки и техники не поддаются полностью контролю человека, создают высокую степень вероятности причинения вреда жизни и здоровью человека либо материальным благам;
3) под источником повышенной опасности понимаются предметы, вещи, оборудование, находящиеся в процессе эксплуатации и создающие при этом повышенную опасность для окружающих.

О.А.Красавчиков пишет: «Источники повышенной опасности – это предметы материального мира… Понятно, что такими источниками являются не все предметы, а лишь те, которые обладают специфическими особенностями или свойствами. Так, движущийся трактор, работающий станок заключают в себе определенный запас кинетической энергии. Поднятый на определенный этаж лифт или на известную высоту башенным краном груз обладает запасом потенциальной энергии. Определенной энергией обладают взрывчатые и горючие вещества… они требуют постоянного внимания и соответствующих усилий для предотвращения самопроизвольного высвобождения энергии в результате взрыва, самовозгорания и т.д. Это и создает повышенную опасность при их изготовлении, использовании, хранении и транспортировке».

Между тем, этот вопрос не интересует практически никого в суверенном Казахстане.

Что делать? Как быть? Кто виноват? Пожалуй, классические вопросы возникают у многих людей, которые вчера даже не думали, что такое может случиться и с ними, и с ней, и даже с ними.

В моей статье я не буду расписывать вопросы, последствия действий при ДТП и т.д., потому как считаю, что это отдельная тема для обсуждения, которые Вы можете задать на сайте: http://scpg.kz/

Начнем пожалуй с обращения в судебные органы по факту взыскания материального ущерба причиненного в результате дорожно – транспортного происшествия.

Так в действующем законодательстве за вред причиненный в следствии дорожно – транспортного происшествия, предусмотрена ст. 917 Гражданского Кодекса Республики Казахстан, вред (имущественный и (или) неимущественный), причиненный неправомерными действиями (бездействием) имущественным или неимущественным благам и правам граждан и юридических лиц, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме.

Думаю, что при подаче искового заявления в судебные органы Республики Казахстан, необходимо в обязательно порядке выяснять важные моменты, с которыми в дальнейшем придется иметь дело, дабы они не стали камнем преткновения.

Основные моменты:

— выяснить имущественное положение ответчика;

1) владеет ли ответчик, на праве собственности движимым или недвижимым имуществом;

2) каким правом обладал ответчик при ДТП, в частности было право собственности, либо доверительного управления движимым имуществом;

3) семейный статус ответчика, холост (а), (не) замужем;

4) наличие страхового полиса ГПО;

5) наличие права управления автотранспортным средством.

Вышеописанные данные просто необходимы, при подаче ходатайства об обеспечении иска.

Также необходимо!

Выяснить, сумму ущерба, посредством обращения в специализированные компании, которые занимаются оценкой ущерба причиненного дорожно – транспортным происшествием.

Стоит отметить, а также разграничивать 3 разных понятия:

Возмещение материального ущерба при дтп в рк

Вопрос:

Так случилось, что после аварии мой автомобиль не подлежит восстановлению. Как в таких случаях возмещается ущерб? Должен ли виновник купить мне новую машину? И есть ещё одна тонкость. Виновником аварии был работник организации, который ехал на служебном автомобиле. Это как-либо осложняет дело?

Ответ:

Статьей 22 Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрено, что размер вреда причиненного при уничтожении имущества, определяется исходя из рыночных цен, действующих на день наступления страхового случая.

По мнению страхового омбудсмана Виталия Веревкина данное изменение позволит уменьшить количество споров между страховой компанией и автовладельцами, а заодно сделает справедливым процесс расчета убытков.

– Это позволит избежать неадекватной оценки материального ущерба после ДТП, а также оградит страховые компании и автовладельцев от возможных злоупотреблений со стороны недобросовестных оценщиков.

– Расскажите подробней о том, как система будет работать?

– Человек приходит в страховую компанию, показывает разбитую в ДТП машину и вместе со страховщиком составляет смету на ремонт. Стоимость восстановительного ремонта автоматически определит программа. Программа включает в себя информацию о средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часов на работы. Там все просто и понятно.

Меняя систему и предоставляя страховщику возможность самостоятельно определять размер убытка, мы решаем очень важную задачу – выводим рынок страхования автовладельцев в нормальную конкурентную среду. Мы делаем его понятным, четким и справедливым.

Страховщику будет предоставлено право самостоятельно определять размер страхового убытка, при этом он не будет делать оценку, а будет только составлять смету на восстановительный ремонт.

– Первое сомнение в этом новшестве — насколько справедливые рыночные цены заложены в программу?

– У каждого официального дилера есть рекомендованные розничные цены, в программе они бьются с разницей в 5%.

– То есть в программе заложена стоимость новых деталей? А если машине, к примеру, более 10 лет, будет ли при определении ущерба учитываться процент износа деталей?

– Коэффициент износа остается. Если убирать износ, то и тарифы за страховку будут совсем другие.

– То есть дверь 10-летнего авто, которая в результате аварии пришла в негодность, может быть оценена в 10% от стоимости точно такой же новой двери?

– Меньше 25% дать не могут.

– Но за 25% от стоимости не купишь даже дверь в состоянии б/у.

– По-разному бывает. Бывает, что купишь, а бывает, что и нет. Вообще, вопрос износа очень философский, мы даже в Верховном суде не смогли толком в нем разобраться.

– То есть все те изменения, которые сейчас проходят согласование в мажилисе, в основном направлены на то, чтобы защитить страховщика от мошенничества оценщиков?

– С одной стороны, да, но с другой… Если вы приходите в страховую компанию, пишите заявление на определение размера убытков и вам тут же его определяют – это хорошо или плохо? Вообще изменения направлены на установление нового порядка урегулирования страхового убытка в результате ДТП.

– Хорошо, если справедливо определят. К сожалению, очень часто клиенты страховых компаний недовольны суммой возмещения — полученных денег не хватает на полноценный ремонт.

– Денег может и не хватить на полноценный ремонт, если пострадавшая в ДТП машина имеет существенный износ, и при этом не важно кто делает оценку – оценщик или страховщик.

За счет обязательной страховки нельзя из старой машины сделать новую, поэтому недовольные суммой страховой выплаты будут всегда. Другой вопрос – это сроки и порядок получения страховой выплаты.

Нынешняя редакция закона об обязательном страховании автовладельца не содержит четких положений по организации процесса оценки ущерба при ДТП и порядка проведения страховой выплаты.

Сейчас сам процесс занимает достаточно много времени: человек приходит в компанию, его направляют на оценку, оценщик ждет три дня, затем извещает других лиц и делает калькуляцию. Проходит неделя. Если человек не согласен с оценкой, то опять проходит весь этот круг заново.

– Допустим, страховая компания с помощью программы, оценила стоимость восстановления автомобиля, а клиент недоволен. Тогда как быть? Возможно, оспорить такое положение дел в суде?

– Тогда человек идет в независимую оценочную компанию. Но поскольку предполагается, что все будут использовать единую методику оценки, то разница в расчетах страховщика и оценщика не должна быть значительной.

– То есть оценщики на рынке все же останутся?

– С введением нового порядка урегулирования убытка при ДТП и методики расчета восстановительного ремонта по ГПО ВТС, услуги оценщиков будут практически невостребованы. Давно пора уходить от диктата оценщиков, с помощью которого они зарабатывают себе не только на хлеб с маслом, но и на икру черную.

Мошеннические коррупционные действия вымывают активы страховых компаний, что напрямую влияет на их убыточность. Сейчас будет меняться алгоритм урегулирования страхового случая. Мы делаем его понятным, четким, справедливым. У автомобилистов будет больше шансов на справедливую компенсацию по полису.

Страховщику и автовладельцу будет предоставлено право самостоятельно определять размер убытка, а найти взаимоприемлемое решение в переговорном процессе всегда проще, чем в суде.

Источник: https://365info.kz/2015/03/pravila-opredeleniya-ushherba-pri-dtp-izmenyatsya-kto-vyigraet-voditeli-ili-straxovshhiki

Как быть, если страховая занижает ущерб после ДТП?

Разновидностью вреда при ДТП является так называемый физический вред, который выражается в причинении вреда жизни и здоровью лица.

Большинство вопросов, касающихся возмещения рассматриваемого вида вреда, регулируется главой 59 ГК РФ, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.

2010 N 1 “О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина”, законодательством об ОСАГО.

Физический вред при ДТП относится к категории страхового и подлежит возмещению потерпевшим в пределах 500000 рублей, страховыми компаниями (страховщиками), в порядке и на условиях, предусмотренными законодательством об обязательном страховании и правилами страхования.

При причинении человеку увечья или ином повреждении его здоровья в результате ДТП, размер страховой выплаты определяется в соответствии с Правилами расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.02.2015 г. № 150. Суть действующего порядка расчёта размера страховых выплат сводится к определению фиксированного процента от страховой суммы за конкретное телесное повреждение, включенное в утвержденный нормативным актом перечень.

Если же страховая выплата не покрывает причинённый лицу физический ущерб, к которому согласно статьи 1085 ГК РФ относится: утраченный потерпевшим заработок (доход), который потерпевший имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение, то страховщик обязан произвести дополнительную выплату в пределах страховой суммы – 500000 рублей.

Недостающую часть, превышающую указанную страховую сумму, потерпевший вправе взыскать с причинителя вреда либо иного лица, ответственного за его действия.

Реквизиты для оплаты госпошлины в иностранной валюте

Месячный расчетный показатель МРП в 2020 году

Архив сведений МРП, минимальная заработная плата, прожиточный минимум с 1995-2014 годы

Документы необходимые для регистрации транспортного средства и ставки сбора

Образцы договоров

Смотреть все

Для понимания сущности категории возмещения ущерба при ДТП необходимо разобраться с термином «ущерб».

Данное понятие законодательно не закреплено.

Вместе с тем, статья 15 Гражданского Кодекса РФ содержит определение термина «убытки».

Под убытками в гражданском законодательстве РФ понимается:

  • реальный ущерб, то есть утрата или повреждение имущества, принадлежащего конкретному лицу (повреждение транспортного средства или иного имущества, собственником которого является потерпевший).

    Например, к реальному ущербу относятся расходы на ремонт транспортного средства (затраты на запасные части и проведение ремонтных работ) и утрата товарной стоимости – УТС. Величина УТС отражает, насколько снизилась стоимость транспортного средства из-за ухудшения внешнего вида и эксплуатационных качеств, вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего за ним ремонтного воздействия.

  • упущенная выгода – совокупность неполученных доходов, которые лицо получило бы, при отсутствии нарушения его права, то есть если бы виновник происшествия не нарушил нормы ПДД РФ.

    Примером неполученных доходов могут быть отнесены убытки, связанные с простоем транспортного средства, используемого в коммерческих целях на ремонте после ДТП, неисполнение ранее заключенных контрактов по перевозке грузов или пассажиров, и т.д.

Возмещение ущерба при ДТП происходит в законодательно установленных рамках обязательств, вытекающих из причинения вреда.

Возмещение вреда, причиненного дорожным происшествием, является мерой гражданско-правовой ответственности лица, виновного лица. Правовой базой, регламентирующей вопросы возмещения вреда, являются Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Рассмотрим общие основания ответственности за причинение вреда (статья 1064 ГК РФ) и ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (статья 1079 ГК РФ).

Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причиненный вред.

Статья предусматривает:

  1. Вред, который причинен личности, то есть конкретному индивидууму, а также его имуществу, должен быть возмещен полностью лицом, причинившим его.

    Это правило распространяется также при причинении вреда имуществу юридического лица.

  2. Ответственность за причинение вреда может быть возложена законом на иное лицо, которое не является причинителем вреда.

    Например, закон «Об ОСАГО» возлагает на Страховщика обязанность возмещения вреда, причиненного Страхователем в период действия договора ОСАГО.

    Примером делегированной законом ответственности, является предусмотренная статьей 241 Трудового кодекса РФ ограниченная материальная ответственность работника и установленная статьей 1068 ГК РФ обязанность работодателя возместить вред, причиненный его работником третьим лицам в период исполнения им трудовых обязанностей.

  3. Ответственность наступает только за виновное причинение вреда.

    Если участник происшествия, которого обвинили в его совершении, докажет свою невиновность, то он освобождается от обязанности возмещения ущерба при ДТП.

    Статья в помощь:

    Как оспорить вину в дорожно–транспортном происшествии

  4. Наступление ответственности при отсутствии вины причинителя вреда возможно только в случаях, предусмотренных Законом.

    Примером ответственности «без вины» является причинение вреда владельцем источника повышенной опасности в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 1079 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля обязан произвести возмещение ущерба при ДТП, причиненного пешеходу (пассажиру), если причиной аварии явился внезапно возникший отказ системы управления транспортным средством. Для наступления ответственности не имеет значения тот факт, что автомобиль прошел обязательный технический осмотр и был исправен до аварии.

    Несмотря на то, что водитель не допустил со своей стороны нарушений норм ПДД РФ и правил эксплуатации транспортного средства, ответственность наступает по основанию, определенному статьей 1079 ГК РФ.

    Эксплуатация автомобиля является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а сам автомобиль представляет собой источник повышенной опасности.

Статья 1079 ГК РФ формулирует основания ответственности участников ДТП за причинение вреда при использовании источников повышенной опасности – транспортных средств.

Статья предусматривает:

  1. Ответственность наступает вне зависимости от вины владельца или собственника транспортного средства за причинение вреда окружающим: пешеходам, пассажирам, иным лицам, которым причинен вред.

    Ответственность «без вины» не наступает в случаях причинения вреда владельцам (собственникам) других транспортных средств, участвующих в происшествии.

  2. Если вред причинен при взаимодействии транспортных средств их собственникам, то возмещение ущерба при ДТП осуществляется по правилам статьи 1064 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля ХХХ, гражданин А, не выбрал безопасную скорость для движения, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не стравился с управлением и допустил столкновение с автомобилем УУУ под управлением гражданина Б. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда понесет водитель А, виновный в нарушении пункта 10.1 ПДД РФ.

  3. За вред, причиненный окружающим при взаимодействии источников повышенной опасности, наступает солидарная ответственность их владельцев (собственников).

    Нормы о солидарной ответственности содержатся в статье 322 – 326 ГК РФ. При солидарной ответственности, потерпевший может требовать возмещения причиненного вреда в полном объеме, от любого из водителей.

    Например, при столкновении автомобилей, в результате которого пострадали их пассажиры, отвечать будут оба водителя. Для пострадавших не будет иметь значения, по чьей вине произошло происшествие, предъявлять требования о возмещении вреда при ДТП можно к любому из водителей.

  4. Владелец (собственник) транспортного средства не подлежит ответственности, если докажет, что возникновение вреда обусловлено непреодолимой силой или умыслом потерпевшего.

    Ответственность за причиненный вред не наступает за действия самоубийц или при наступлении обстоятельств, не зависящих от воли владельца (собственника) транспортного средства.

  5. При рассмотрении судом дела о возмещении ущерба при ДТП, возможно полное или частичное освобождение владельца транспортного средства от ответственности при наличии оснований, указанных в пункте 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.

    В пункте 2 статьи 1083 ГК РФ речь идет о грубой неосторожности потерпевшего, которая повлияла на возникновение или увеличения размера причиненного вреда.

    При определении лица, подлежащего гражданско-правовой ответственности за причинение ущерба от дорожно-транспортного происшествия по основаниям, предусмотренным статьей 1079 ГК РФ, следует исходить из подтверждения законности основания владения, пользования, распоряжения источником повышенной опасности.

    Нередки случаи, когда лица, не являющиеся собственниками транспортных средств, управляют ими без надлежащего разрешения или оформления полномочий на право управления.

    Отсутствие путевого листа у водителя, просроченный договор аренды, самоуправное использование транспортного средства третьими лицами, дают основания для предъявления требований о возмещении ущерба при ДТП, к собственнику транспортного средства.

    Полноценную помощь в определении юридически значимых обстоятельств по вопросам возмещения ущерба при ДТП могут оказать только профессионалы – юристы, специализирующиеся на ведении дел данной категории.

    Уважаемые читатели, в статье мы рассмотрели часть большой темы «Возмещения ущерба при ДТП».

    В следующих статьях раздела мы продолжим исследование актуальных вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненного в ДТП.

    • Все о ДТП и автостраховании

    Возмещение ущерба при ДТП

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ДТП является событие, произошедшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Аналогичное определение содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения[1].

    Следует отметить расплывчатость данного определения, в связи с чем сотрудники ГИБДД могут признать ДТП «любые неординарные случаи на дороге».

    Так, в судебной практике имеются дела, по которым суд не признал ДТП съезд автомобиля в кювет (Постановление Сямженского районного суда Вологодской области), наезд на собаку (Решение Вашкинского районного суда Вологодской области от 27.01.2010), попадание автомобиля в колею (Решение Октябрьского городского суда Самарской области по делу об административном правонарушении от 12.04.2010 № 12-13/2010) и отказал в привлечении их участников к административной ответственности.

    Рассмотрим наиболее проблемную ситуацию, при которой в результате ДТП, совершенного по вине работника, ущерб причинен работодателю (повреждение служебного автомобиля) и/или транспортному средству третьего лица.

    Здесь возникают два правоотношения:

    1) по возмещению ущерба работодателю;

    2) по возмещению ущерба третьему лицу.

    Обязанность работника по возмещению ущерба работодателю возникает в силу ст. 238 ТК РФ, в соответствии с которой работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым в рассматриваемом случае понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (автомобиля).

    По общему правилу, предусмотренному ст. 241 ТК РФ, работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка.

    В перечень категорий работников, с которыми могут заключаться договоры о полной материальной ответственности, водители автомобиля не входит.

    К сведению: в силу ст. 239 ТК РФ материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

    Однако в случае, если будет установлено, что ДТП совершено по вине работника вследствие нарушения Правил дорожного движения, работник будет нести полную материальную ответственность в силу п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ, так как ущерб причинен в результате административного проступка, что подтверждается и судебной практикой.

    Пример 1.

    Определением от 19.08.2010 №33-26061/2010 Московский городской суд оставил в силе решение Перовского районного суда г. Москвы от 01.04.2010 о взыскании с Захарова Е. А. в пользу Министерства внутренних дел 70 501,73 руб. материального ущерба, указав при этом: удовлетворяя заявленные исковые требования на основании положений п. 6 ст. 243 ТК РФ, суд обоснованно исходил из того, что оба ДТП произошли в результате нарушения Захаровым Е. А. Правил дорожного движения, то есть совершения последним административных проступков, которые были установлены соответствующими государственными органами, что подтверждается материалами дела, а именно сведениями, содержащимися в справках о ДТП и определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

    Следует отметить, что ст. 240 ТК РФ предоставляет работодателю право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника. Однако собственник имущества организации может ограничить указанное право работодателя.

    Согласно ст. 246 ТК РФ размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени его износа.

    При этом работодателю следует помнить, что в соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 №52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» (далее – Постановление № 52) если за время рассмотрения дела в суде размер ущерба, причиненного работодателю утратой или порчей имущества, в связи с ростом или снижением рыночных цен изменится, суд не вправе удовлетворить требование работодателя о возмещении работником ущерба в большем размере либо требование работника о возмещении ущерба в меньшем размере, чем он был определен на день его причинения (обнаружения), поскольку ТК РФ такой возможности не предусматривает.

    В случае если работник не возмещает ущерб работодателю в добровольном порядке, работодатель в соответствии с ч. 2 ст. 248 ТК РФ имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении ущерба.

    Однако следует иметь в виду, что в силу ст. 250 ТК РФ суд может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащего взысканию.

    В пункте 16 Постановления №52 указано, что снижение размера ущерба допустимо в случаях как полной, так и ограниченной материальной ответственности.

    Оценивая материальное положение работника, нужно принимать во внимание его имущественное положение (размер заработка, иных основных и дополнительных доходов), семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержания по исполнительным документам) и т. п. Следует отметить, что требовать возмещения ущерба работодатель может только в случае наличия вины водителя в совершении ДТП.

    Пример 2.

    Определением от 21.09.2010 №33-28106/10 Московский городской суд оставил решение суда первой инстанции в силе и указал, что в соответствии с разъяснениями п. 4 Постановления №52 к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действий или бездействия) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

    Отсутствие вины работника исключает материальную ответственность перед работодателем.

    В июле 2003 года вступил в силу Федеральный закон № 40-ФЗ, в соответствии с которым владельцы транспортных средств обязаны на определенных законом условиях и в определенном законом порядке страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

    Согласно ст. 7 вышеуказанного закона страховая сумма, в пределах которой страховщик при на-ступлении каждого страхового случая (ДТП) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

    • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, – не более 160 000 руб.;

    • в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – не более 160 000 руб.;

    • в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, – не более 120 000 руб.

    В тех случаях, когда размер причиненного ущерба не выше указанных сумм, особых проблем не возникает и причиненный потерпевшему ущерб возмещается страховщиком.

    Если же размер ущерба превышает предельный размер страховой суммы, потерпевший имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении оставшегося ущерба в порядке ст. 1072 ГК РФ. При этом иск предъявляется не к работнику, а к работодателю как владельцу источника повышенной опасности в соответствии со ст. 1079 ГК РФ.

    На основании вышеуказанной статьи юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (ст. 931, п. 1 ст. 935 ГК РФ), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

    Статья 1068 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

    По смыслу ст. 1079 ГК РФ под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).

    Таким образом, в силу ст. 1068 и 1079 ГК РФ не признается владельцем источника повышенной опасности лицо, управляющее им в силу исполнения своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании трудового договора (служебного контракта) или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем источника повышенной опасности.

    Следовательно, на лицо, исполнявшее свои трудовые обязанности на основании трудового договора (служебного контракта) и причинившее вред имуществу владельца другого источника повышенной опасности в связи с использованием транспортного средства, принадлежавшего работодателю, ответственность за причинение вреда может быть возложена лишь при условии, что будет доказано: оно завладело транспортным средством противоправно (п. 2 ст. 1079 ГК РФ).

    Противоправным можно признать завладение работником служебным автомобилем самовольно (без согласия работодателя) в нерабочее время в личных целях.

    В случае совершения работником ДТП важно установить факт нахождения (ненахождения) работника при исполнении служебных обязанностей. В судебной практике встречаются случаи, когда работодатели стремились уйти от ответственности, ссылаясь на совершение работником ДТП после окончания рабочего дня. Однако суды в таких случаях часто встают на сторону работника.

    Пример 3.

    На возмещении ущерба потерпевшему работодателем правоотношения работника и работодателя (в части возмещения вреда, причиненного в результате ДТП) не заканчиваются, так как работодатель в силу п. 1 ст. 1081 ГК РФ имеет право обратного требования (регресса) к работнику.

    Однако вернуть всю сумму, как правило, не получается. Это связано с тем, что работник может заявить ходатайство о снижении размера ущерба в силу ст. 250 ТК РФ.

    Следует отметить, что суд вправе снизить размер ущерба, подлежащего взысканию с работника, только при наличии доказательств соответствующей степени вины и сложного материального положения работника. В судебной практике в качестве таких обстоятельств признаются наличие на иждивении несовершеннолетних детей и супруги, находящийся в отпуске по уходу за ребенком (Определение Московского городского суда от 12.10.2010 №33-32075), неосторожная форма вины и инвалидность работника (решение Полесского районного суда Калининградской области), наличие на иждивении двух студентов, обучающихся на платных отделениях учебных заведений, отсутствие личного подсобного хозяйства (решение Брединского районного суда Челябинской области).

    Данные обстоятельства должны быть подтверждены (справки, договоры), в противном случае суд откажет в удовлетворении соответствующего ходатайства.

    Пример 5.

    Санкт-Петербургский городской суд в Определении от 10.08.2009 №10751 указал, что при отсутствии надлежащих письменных доказательств сложного материального положения работника (отсутствие собственности, сведения о среднем заработке) и установлении факта оплаты работником обучения в институте вывод суда первой инстанции о наличии оснований для снижения размера подлежащего взысканию ущерба, причиненного в результате ДТП, не может быть признан обоснованным.

    Заключение.

    Таким образом, приведенный анализ законодательства и судебной практики свидетельствует о том, что обязанность по возмещению ущерба, причиненного третьим лицам по вине работника в результате ДТП, первоначально возложена на работодателя.

    Регрессное требование не всегда может возместить работодателю все потери, так как суд, учитывая имущественное положение работника и степень его вины, вправе снизить размер взыскиваемого ущерба. В этом случае работодателю остается только более тщательно подбирать кадры и осуществлять контроль за своими работниками.

    Оформление на месте ДТП. Существуют два способа фиксации произошедшей аварии – самостоятельно и посредством сотрудников ГИБДД. Выбор конкретного вида оформления зависит от наличия спора о виновнике, суммы ущерба, количестве транспортных средств и т.д.

    В первой случае помимо Европротокола важно также производить фото-фиксацию. При этом, снимки обязательно должны иметь привязку к ориентирам – номер дома. Название улицы и т.п.

    1. Оформление в ГИБДД. После подготовки протокола самими участниками происшествия или сотрудниками ГАИ следует получить соответствующее постановление по административному делу.
    2. Обращение в страховую. Для полиса КАСКО виновник ДТП не важен. В то время как возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО ключевым является наличие страховки у виновника. При этом, закон предоставляет на выбор – обратиться в «свою» страховую или в компанию виновника.

    Итоговым документом после последовательного выполнения рассмотренных действий является решение страховой компании о выплате.

    Обратите внимание на следующее при составлении заявления в суд:

    1. Подсудность. Иск можно подать по месту нахождения заявителя либо страховой компании. Кроме того, исходя из размера требований необходимо установить компетенцию мирового или районного судьи по данному делу.
    2. Стороны по делу. Требования о взыскании денег предъявляются также к страховой. При этом, в случае превышения допустимого размера возмещения, соответчиком необходимо указать виновника аварии. Также к только к виновнику может быть предъявлено требование о компенсации нравственных страданий от аварии. Кроме того, к участию вне зависимости от размера ущерба следует привлечь всех участников ДТП и их страховые компании.
    3. Описательная часть. В данной части можно основываться на уже готовой претензии, в которой все необходимые факты уже изложены.
    4. Приложения к иску. В сравнении с претензией, к заявлению в суд следует приложить все материалы, относящиеся к ДТП, в том числе саму претензию. Для каждого участника процесса следует сформировать полный пакет документов – точно такой же, как предназначенный для суда.
    5. Дополнительные требования иска. На основании отказа возмещать ущерб добровольно потребитель вправе требовать компенсацию морального вреда, неустойку за каждый день и пятидесяти-процентный штраф. Нарушение приведенных прав подготовки и подачи заявления влечет отказ в рассмотрении иска судом.

    Важно: обратиться в суд можно только один раз. Все доказательства должны быть в первом суде.

    Отсутствие страховки у причинителя вреда на самом деле не так страшно.

    Возмещение ущерба при ДТП, если у виновника нет страховки также возможно. Порядок взыскания по своей сути аналогичен вышерассмотренному процессу получения возмещения со страховой.

    Предварительно также следует начать с претензии. В случае ее отклонения защита прав происходит в судебном порядке. Отличием от спора со страховой является невозможность подачи иска по своему месту жительства и необходимостью предварительной оплаты госпошлины.

    Важно: все траты по рассмотрению дела в суде взыскиваются с проигравшей стороны.

    Дополнительным доказательством в суде именно по спору с виновником послужит расписка при ДТП о возмещении ущерба, в которой виновник признает необходимость выплаты. Рекомендуется уже на первом этапе (оформление на месте ДТП) запастись таким доказательством.

    Смотрите видео нашего канала YouTube и вы узнаете как подать претензию в страховую компанию, что делать и с чего начать действовать. Пишите вопрос в комментариях — адвокат по страховым спорам бесплатно ответит Вам.

    г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

    остановка транспорта Гагарина

    Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

    Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

    Троллейбус: 20, 6, 7, 19

    Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

    Умышленное или неумышленное повреждение или уничтожение вещей и предметов; Несвоевременное возвращение или хранение денежных средств; Причинение вреда в ходе неправомерных действий в отношении личности или здоровью потерпевшего; Лишение возможности получать какую-либо выгоду от использования нематериальных благ и иных активов. Возмещение материального вреда может осуществляться как в ходе гражданского, так и в ходе уголовного судопроизводства в судах общей юрисдикции.


    ДТП с участием транспорта организации

    Требование о возмещение причиненного материального ущерба можно удовлетворить при помощи подачи стандартного искового заявления. Что для этого нужно? В первую очередь, необходимо запротоколировать факт порчи имущества. Это могут быть видео, фото, показания свидетелей. Также может понадобиться еще и экспертиза. Собирать доказательство нужно как можно раньше, особенно если произошел залив квартиры или ДТП. Стоит сказать то, что экспертизу можно назначить как по инициативе суда, так и самостоятельно, приобщив ее потом к материалам дела. В случае выигрыша судебного дела все расходы будут возмещены вам в ходе исполнительного производства. Получить компенсацию можно как в судебном, так и в добровольном порядке. Например, при подписании мирового соглашения между истцом и ответчиком. В иске следует указать непосредственный факт наступления ущерба, размер (размер оценивается в индивидуальном порядке), наличие и следствие вины приничинителя материального вреда. Ущерб может возмещаться в натуре (замена вещи), либо в денежном эквиваленте. И это определяет суд.


    В исковом заявлении указываются факты и обстоятельства по делу. В нем прописывается наименование суда, данные проживания ответчика и истца. В фабуле иска описывается произошедшая ситуация, указываются правовые нормы, на которые ссылается истец. Именно на них опирается судья при вынесении решения, как и на представленные письменные доказательства. К исковому заявлению прикладываются не подлинники, а копии документов. Подлинники сверяются позже в процессе гражданского судопроизводства. Стандартный иск рассматривается около двух календарных месяцев. Если истца не удовлетворяет решение судьи, то тогда он вправе подать апелляционную жалобу в вышестоящий суд. Бывает сложно определиться с размером компенсации или провести экспертизу. По делам о взыскании материального ущерба лучше обращаться к опытным и профессиональным юристам.


    В соответствии с установленными законодательными нормами возмещение материального ущерба осуществляется в добровольном порядке без привлечения государственных органов и через суд на основании подачи искового заявления. Практика показывает то, что добровольная выплата не частая ситуация и практически всегда приходится обращаться за защитой нарушенных интересов в судебные органы. Сначала перед обращением в суд нужно обратиться к виновному с претензией и просьбой добровольного возмещения ущерба. Если оно отказывается, то тогда следует подать иск в суд. Исковое заявление подается в мировой суд если стоимость ущерба меньше 50 тысяч рублей. В иных случаях действует подсудность районного суда. Поэтому важно перед обращением в судебные органы провести предварительную оценку стоимости материального ущерба.


    • ФИО заявителя, действующий адрес проживания и регистрации;
    • Данные об ответчике по гражданскому делу (ФИО, адрес проживания);
    • Все обстоятельства, которые привели к тому, что образовался материальный ущерб;
    • Перечень нарушенных гражданских прав;
    • Размер нанесенного неправомерными действиями ответчика материального ущерба;
    • Срок, в течение которого ответчик должен возместить материальный ущерб.

    В конце иска указывается дата его составления и ставится подпись истца. Также прикладывается квитанция об оплате государственной пошлины. Реквизиты на оплату государственной пошлины можно взять в канцелярии судебного органа.


    Как возместить материальный ущерб при причинении вреда имуществу ?!

    Защита материальных прав может в соответствии с ГК РФ осуществляться различными путями, в том числе путем требования от виновного в причинении материального ущерба финансовой компенсации такового ущерба (ст. 12 ГК РФ). Для этого пострадавшему необходимо убедительно доказать в суде факт наступления материальных потерь, а также свою безоговорочную правоту в расчете суммы ущерба.

    Нормы ГК РФ достаточно жестко регламентируют правила заявления требований о взыскании причиненного материального ущерба. В частности, закон подробно и обстоятельно перечисляет допустимые и необходимые доказательства, которые истцу необходимо самостоятельно собрать в каждом случае заявления требования о возмещении причиненного материального ущерба. В судебном заседании по иску о возмещении материального ущерба должно быть убедительно доказано следующее:

    • Основание. Истцу следует предъявить суду документы, из которых будет прямо видно, какие в данном случае были нарушены права, обязательства, интересы, из-за чего у него возникли убытки, материальные потери. При этом сослаться на ст. 15 ГК РФ при формулировке исковых требований можно при описании основания возникновения ответственности ответчика. Признаки же основания могут содержаться совсем в иных разделах Гражданского кодекса. Так ст. 393-395 ГК РФ указывают на неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, а ст. 1069, 1071 на действие или бездействие должностных лиц, государственных органов, органов местного самоуправления.
    • Причинная связь. Следует доказать, что потери возникли по основаниям, приведенным пострадавшим, а не по каким-то иным, не зависящим от его воли, причинам. Данная часть доказательной базы крайне важна для достижения успеха, поскольку несогласие суда с тем, что между приведенными основаниями и причиненным ущербом существует связь, будет выражено в отказе в удовлетворении исковых требований.
    • Размер ущерба. В это понятие входят не только реальный ущерб (понесенные расходы и расходы, которые придется понести истцу), но и упущенная выгода (недополученный доход или доход, полученный ответчиком). Доказать и подтвердить документами реальные потери намного легче, чем сделать тоже самое в отношении упущенной выгоды. Важен нюанс, касающийся определения размера ущерба при повреждении имущества. Например, когда имущество утрачено потери пострадавшей стороны равны его стоимости. Если же имущество только частично повреждено, тогда истцу необходимо показать какую часть своей стоимости это поврежденное имущество утратило. Если ценность имущества утрачена частично, тогда истцу нужно показать, сколько нужно потратить на то, чтобы привести это имущество в его изначальное состояние. То есть потери могут быть выражены в виде доли от первоначальной стоимости поврежденного имущества (например, 30% от стоимости автомобиля). Все расчеты производятся заранее и прилагаются в виде отдельных документов к исковому заявлению.
    • Вина. В целом ряде случаев, оговоренных в законодательстве, действует «презумпция вины» в отношении предпринимателей. Суд при рассмотрении дела заранее полагает предпринимателя виновным в причинении ущерба пострадавшему. Например, в отношении случаев причинения ущерба источником повышенной опасности (наезд автомобиля на пешехода). В любом случае истцу необходимо указать суду на степень вины ответчика в причинении ущерба. Отсутствие указания на вину ответчика в иске о взыскании материального ущерба будет являться основанием для признания доказательной базы неполной и отказа в удовлетворении исковых требований. Все придется начинать с начала.
    • Меры к предотвращению или снижению ущерба. Истцу потребуется убедительно доказать суду факт того, что им предпринимались все надлежащие меры к предотвращению или снижению размеров причиненных материальных потерь. То есть не достаточно просто перечислить какие-то меры, нужно показать: на что они были направлены, и какой результат этими мерами был достигнут. Поскольку четкой нормативной базы в отношении данного раздела доказательной базы нет, используется общепринятая судебная практика, то есть лучше воспользоваться советом опытного юриста, чтобы в тексте искового заявления о взыскании причиненного ущерба отразить все предпринятые Вами меры к предотвращению или снижению величины ущерба.
    • Меры к получению упущенной выгоды. Данный раздел доказательной базы является обязательным, что следует из п. 4 ст. 393 ГК РФ. Однако, та же статья указывает на обязательность доказывания принятия истцом мер к получению упущенной выгоды только в отношении договорных правоотношений. То есть в случаях, когда речь идет о внедоговорном ущербе, доказывать, что Вами были предприняты меры к получению упущенной выгоды и делались соответствующие приготовления, не требуется.

    Все то, что стороны судебного разбирательства по делу о возмещении причиненного материального ущерба приводят в качестве доказательств, должно быть обязательно приведено в надлежащем виде (ст. 56 ГПК РФ). Истцу из вышеприведенных 6 пунктов следует документами подтвердить все, кроме вины. Ответчику по делу о возмещении причиненного материального ущерба необходимо доказать отсутствие своей вины во вменяемом ущербе.

    Прямо исходя из перечня необходимых для доказывания пунктов, можно привести следующие виды документов, прилагаемых к исковому заявлению о взыскании причиненного материального ущерба:

    • Все те бумаги, которые могут подтвердить: договорные отношения между истцом и ответчиком на самом деле имели место (договор, чек, квитанция и т.д.);
    • Документ, удостоверяющий противоправный характер действий виновника ущерба в отношении пострадавшего (акты государственных органов власти, решение/постановление суда и т.д.);
    • Документ, подтверждающий наличие законного основания для наступления ответственности за причиненные истцу материальные потери (акты различных органов власти, другие бумаги);
    • Расчет суммы материального ущерба. Для подтверждения величины реальных потерь применяются: справка о цене испорченной или утраченной собственности, справка о цене аналога материальных ценностей, заключение экспертизы о цене предмета спора и т.д. Эта часть расчета обычно наиболее проста, так как документально доказать сумму упущенной выгоды намного сложнее, подчас для этого требуется проведение независимой аудиторской проверки.
    • Документы, удостоверяющие совершения истцом действий во избежание материальных потерь (кредитные договоры, договоры с ремонтными фирмами, договоры с новыми поставщиками и т.д.). Истец должен показать, что не на словах, а на деле сделал все от него зависящее, чтобы избежать потерь, но даже это не помогло их избежать.
    • Прочие документы, доказывающие обоснованность исковых требований о возмещении причиненного материального ущерба.

    Формулируя исковые требования о возмещении причиненного материального ущерба следует исходить из того, что они могут быть направлены только на компенсацию материального и морального вреда. Первое, что следует сделать в подобных обстоятельствах сразу обратиться за квалифицированной помощью к опытному юристу, чтобы составить грамотное исковое заявление о возмещении потерь.

    Далее, с участием юриста следует правильно определить сумму иска. Если она имеет размер до 50 тыс. руб., тогда подавать иск следует в мировой суд, в противном случае уже в районный суд.

    Текст искового заявления о возмещении ущерба должен обязательно содержать информацию:

    • Полное название суда;
    • Контактные данные и ФИО истца и его законного представителя;
    • ФИО и адрес ответчика;
    • Суть допущенных ответчиком нарушений;
    • Основания для заявления исковых требований и перечень доказательств;
    • Вся информация о досудебном урегулировании спора;
    • Перечень всех приложений к исковому заявлению с указанием числа копий;
    • Квитанция об оплате госпошлины.

    более 30 онлайн-сервисов!

    Ставка — от 0.01%

    Срок — до 180 дней

    Сумма — до 20 000 грн.

    295 грн. у місяць

    Онлайн бухгалтерія

    для ФОП і малого бізнесу

    перші 30 днів безкоштовно!


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]